Проект в первой младшей группе по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
проект (младшая группа)
Проект в первой младшей группе по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_proekt.docx | 452.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад №86
Красносельского района Санкт–Петербурга
Проект в первой младшей группе по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
"В детский сад иду с улыбкой, в детский сад иду без слез"
Подготовили и провели воспитатели:
Фомина Н.Ю.
Абукарова Ф.Э.
Санкт-Петербург
2024 г.
Паспорт проекта:
Тема проекта: «В детский сад иду с улыбкой, в детский сад иду без слез».
Тип проекта: среднесрочный, познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта:
Воспитатели первой младшей группы: Фомина Н.Ю., Абукарова Ф.Э., музыкальный руководитель, дети первой младшей группы и их родители.
Сроки реализации: Сентябрь – октябрь
Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи для воспитателей:
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
- разработка и реализация воспитателями методов проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Задачи для комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Проблема: как облегчить адаптацию детей к детскому саду?
Актуальность проекта: Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности и прежде всего, позволяет выявить использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям, гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность), т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются две основные критерии успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.
Планируемые результаты:
- Благоприятный адаптационный период детей 1,5-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Привлечение родителей детей первой младшей групп к осознанному воспитанию своих детей, совместно с воспитателями ДОУ.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
В результате осуществления нашего проекта задействованы, воспитатели группы младшего возраста, музыкальный руководитель, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет два месяца.
Этапы проекта:
1. Организационный этап:
• подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
• разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
• пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста;
• разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта;
• подбор анкет для родителей;
2. Основной этап:
• реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
• анализ проведенной работы;
• диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
• презентация проекта для педагогов и родителей;
• публикация проекта на интернет-сайте.
Формы работы с детьми:
- Непосредственно-образовательная деятельность;
- Цикл подвижных игр;
- Игры со строительным материалом;
- Чтение художественных произведений;
- Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование по материалам литературных произведений;
- Книжный уголок: подборка книг;
- Проведение адаптационных игр.
- Рассматривание иллюстраций, наборов открыток к темам: «Дети в детском саду», «Как мы играем»,
- Проведение пальчиковых, подвижных, сюжетно-ролевых игр:
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
2. Анкетирование:
- «Сведения о ребенке и о семье».
3. Беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
4. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
5. Создание папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д/с. От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также, дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.
Длительность адаптации:
− с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
− от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести;
− более 25 дней – тяжелая степень.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
Этапы реализации проекта.
Этап (сроки) | Основные направления реализации проекта (мероприятия) | Материалы и средства реализации проекта |
1 этап. Подготовительный (организационный) сентябрь |
|
- картотеки; - пополнение Центров активности. |
2 этап. Основной (адаптационно-исследовательский) сентябрь - октябрь |
|
|
3 Этап. Заключительный (результативность) октябрь |
|
|
План работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Месяц, тема | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь 1 неделя Божья коровка | Игра-хоровод «Божья коровка, Давайте познакомимся!». Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Приветствие, знакомство с божьей коровкой». Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Божья коровка, улети на небо». Цель: развитие координации движений, ориентации в собственном теле. Игра «Согреем божью коровку» Цель: развитие речи, воображения. Игра: «Превращение в божьих коровок». Цель: развитие воображения, координации движений, ориентации в собственном теле. Игра «Божьи коровки и ветер». Цель: снижение психического напряжения, развитие умения действовать соответственно правилам игры. Упражнение: «Выбери маленькие игрушки для божьей коровки». Цель: развитие зрительного восприятия, внимания. | - Установление контакта с ребёнком через родителя, - Знакомство детей с детским садом. - Ребёнок завтракает и остаётся на 2- 3 часа без родителей. | - Знакомство с воспитателем. - Заполнение дневника безопасности ребёнка, анкеты «Давайте познакомимся». |
2 неделя Листопад | Игра-хоровод «Продолжаем знакомиться!». Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мы идем в осенний лес». Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания. Игра «Дождик и солнышко» Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности. Упражнение «Приветствие». Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мы идем в осенний лес». Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания. Игра «Дождик и солнышко» Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности. | - Ребёнок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Ребёнок привыкает к новому помещению и новым взрослым. - Ребёнок обедает и остаётся на 3- 4 часа без родителей. | Родительское собрание |
3 неделя Мячик | Упражнение «Приветствие». Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч». Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Игра «Разноцветные мячики». Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие быстроты реакции. Игра «Найди мячик». Цель: развитие тактильного восприятия, речи. Игра «Прятки». Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие ориентации в пространстве. Игра «Найди мячик». Цель: развитие тактильного восприятия, речи. | - Ребёнок остаётся на сон, но сразу после сна его забирают родители. | Консультации, индивидуальные беседы. |
4 неделя Прогулка в осенний лес | Упражнение «Ласковое имя». Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке». Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Найди ёжика». Цель: развитие ориентации в пространстве. Игра «Ёжики колючие». Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Упражнение «Погладь ладошку». Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке». Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Песенка для ёжика». Цель: развитие памяти, речи, воображения; развитие эмпатии. Игра «Разноцветные листочки». Цель: развитие способности различать цвета, соотносить предметы по цвету, развитие. пространственных представлений. | - Ребёнок остаётся на целый день. На данном этапе ребёнка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. | Консультации, индивидуальные беседы. |
Октябрь 1 неделя Веселый Петрушка | Игра «Карусели». Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности. Игра «Где же наши ручки». Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стихотворения, с действиями других. Упражнение «Приветствие Петрушки». Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Веселый Паровоз». Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Прыгай, прыгай веселей». Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стихотворения. Игра «Затейники». Цель: развитие чувства уверенности, развитие воображения, двигательной активности, умения согласовывать свои действия с действиями других. | - Отсутствие родителей в течения дня. - Новые требования к поведению. - Постоянный контакт со сверстниками. - Знакомство детей друг с другом. - Сенсорные игры, пальчиковые игры с детьми, телесная терапия. | - Буклет на тему «Адаптация без слёз». - Беседа с родителями на тему «Как правильно вести себя родителям с ребёнком в первые дни посещения детского сада». |
2 неделя Зайка | Упражнение «Приветствуем Зайку». Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Зайка беленький сидит». Цель: снижение психического напряжения, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Игра «Лиса и Заяц». Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания. Игра «Дети по лесу гуляли». Цель: развитие способности к целенаправленным действиям. | - Осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку. - Чтение потешек, прибауток. - «Обнималки» - телесная терапия. | - Консультации для родителей. - Изготовление папки передвижки «Адаптация к детскому саду». |
3 неделя Волшебная группа | Упражнение «Сказочное Приветствие». Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «В нашей группе…» Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания. Игра «Дети по сказочному лесу гуляли». Цель: развитие способности к целенаправленным действиям. Игра «Найди волшебную игрушку». Цель: развитие ориентации в пространстве. Игра «Кто живет в Теремке?». Цель: развитие способности к целенаправленным действиям. Упражнение «Пальчики у нас попляшут». Цель: развитие мелкой моторики, речи детей. Игра «Подарки». Цель: развитие выразительности движений, двигательной активности, воображения. Игра «Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, речи. | - Развитие культурно–гигиенических навыков. - Слушание спокойной музыки. - Игры-занятия: «Уложим куклу спать», «Оденем куклу», «Научим куклу раздеваться». - Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом» - «Мишка»-игровая деятельность. - «Бабочка»-релаксационное упражнение. - «Обнималки»-телесная терапия. | - Анкетирование родителей «Как прошла адаптация в ДОУ». - Родительское онлайн- собрание по итогам адаптации. - Презентация «Адаптация ребёнка к детскому саду». |
4 неделя Мишка | Упражнение: «Знакомство с Мишкой». Цель: создание позитивного настроя. Игра «Разбуди медвежонка». Цель: сплочение группы, развитие эмпатии. Упражнение: «Как под горкой снег лежит». Цель: отработка умения согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи. Игра: «У медведя во бору». Цель: развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры, быстроты реакции. Упражнение: «Мишка косолапый». Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Чтение стихотворения А. Усачёва «Мишка косолапый» с рассматриванием иллюстраций и кратким обсуждением. Цель: развитие восприятия, внимания, речи детей. Упражнение: «Угощение для мишки». Цель: развитие эмпатии, мелкой моторики, воображения. Игра «Кто пришёл, что принёс». Цель: развитие образности слухового восприятия, воображения. Игра «Отгадай-ка». Цель: развитие внимания, памяти, речи. | - «Осеннее дерево» - игровая деятельность по изо. - «Музыканты, погремушки» - игровая деятельность. - «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками. - «Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения. | Консультации по КГН, беседы по индивидуальным запросам. |
Ожидаемый результат:
1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Будет развит навык взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Будет развит игровой навык, произвольного поведения.
4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Выводы о результате проекта.
Этот проект даёт возможность:
- активизировать детей в игровой и продуктивной деятельности;
- развивает речь, коммуникативные навыки ребенка;
- развивает творческие, познавательные, двигательные, музыкально-художественные способности ребенка;
- даёт широкие возможности адаптации детей к новым социальным условиям.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом и с воспитателями, перестали плакать.
Список литературы:
1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....
Консультация для родителей первой младшей группы «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»...
Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста».
Создавать дома благополучную атмосферу, где взаимоотношения между родителями и ребёнком построены на основе доброжелательности и взаимоуважении;Упражнять детей в проявлен...
Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей»
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречае...
Инновационный проект в первой младшей группе "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Работа с родителями и детьми по развитию сенсорных способностей детей....
Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей».
Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей»....