Консультация для воспитателей. «Технология взаимодействия и сотрудничества с семьей в ДОУ на современном этапе»
консультация (младшая группа)
Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение « Управление дошкольного образования» Исполнительного муниципального района Республики Татарстан.
Консультация для воспитателей.
«Технология взаимодействия и сотрудничества с семьей в ДОУ на современном этапе»
Михеева Наталья Кирилловна
воспитатель высшей категории
МБДОУ№3 « Огонек».
пгт « Камские Поляны
2020 г
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. По определению в
«Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании, проектной деятельности. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Игра-ассоциация «Что такое инициатива?»
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребѐнка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Упражнение «Где проявляется инициатива?»
Где может проявить свою инициативность дошкольник? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)
Варианты ответов:
-исследовательская деятельность,
-коллекционирование,
-игра с правилами,
-уборка игрушек,
-застегивание пуговиц,
-выполняет прямые указания взрослого,
-задание по образцу,
-сюжетно-ролевая игра,
-коммуникативная игра,
-игра – импровизация,
-моделирование,
-просмотр телепередачи.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;
Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; Воспитание самостоятельности и инициативы идет успешно
- когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы,
- учит их самостоятельному планированию предстоящей работы,
- развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.
Воспитание самостоятельности и инициативы - неотъемлемое требование сегодняшней реальности, и предполагающее формирование целеустремленности,
независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков, предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и ситуации.
Одним из приемов развития инициативы и самостоятельности дошкольников является создание ситуаций выбора.
Что же такое ситуация выбора?
Ситуация выбора – это ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания.
Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».
Выбор можно отнести к одному из важных признаков системно-деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт ФГОС ДО Характеристика
3.2.1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
3.2.5.2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности
3.3.4. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей
Для реализации ситуации выбора у детей важную роль играет воспитатель. Именно он, взрослый, «создает ситуации выбора для детей и демонстрирует в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации».
Педагоги создают условия для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности:
предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково- познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко
запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребѐнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Упражнение: «Сочини сказку». Предлагаю поделиться на две команды. Задача каждой команды придумать сюжет истории, используя предлагаемые фразы.
«Мужчина читал газету в троллейбусе…» и заканчивается фразой: « ...поэтому всем было холодно».
Упражнение «Инициативная личность».
Цель: систематизировать знания о качествах инициативной личности. Инструкция участникам: Что же такое детская инициативность?
Предлагаю обсудить это всем вместе. Перед вами несколько вариантов ответа. Вам нужно выбрать из них те, которые подходят к определению инициативной личности. (Ведущий раздает на листах бумаги разные варианты ответов, участники зачитывают лишь те, которые правильные)
произвольность поведения; отсутствие творческого воображения самостоятельность;
замкнутость
развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
боязнь порицания, наказания творческий подход к деятельности; пассивность
высокий уровень умственных способностей;
ожидание указаний воспитателя познавательная активность.
Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребѐнка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребѐнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольных организаций. Существующий в работе детских садов подход к взаимодействию с семьями воспитанников, который выражается в дистанциировании родителей от детского сада и принятии дошкольной образовательной организации на себя проблем образования детей, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания. Отказ от использования в педагогическом процессе детского сада уникального опыта семейного воспитания, отторжение семьи и, как следствие, пассивность родителей приводит к обеднению содержания образования.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами образовательной организации и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Важнейшим признаком единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Современные программы образования дошкольников строятся на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Следующим признаком и условием создания единого пространства развития должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Рассматривая родителей не только как социальных заказчиков образовательных услуг, но и как полноправных партнеров педагогического процесса, педагоги должны уметь грамотно выстраивать взаимодействие с ними, научиться принимать образовательный потенциал родителей и гармонично включать их в единое образовательное пространство.
Выстраиванию эффективной совместной деятельности может способствовать грамотно пройденные этапы общения.
Первый этап – установление с родителями доверительных отношений, которые могут стать следствием исключительной ориентации воспитателей на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей; сломать традиционную установку педагогов на «судейскую» критическую позицию и оценку. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».
Второй этап – в ходе совместного педагогического поиска воспитатели открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности дошкольника в группе. Родители должны прийти к осознанному пониманию ограниченности, недостаточности их представлений, сущности педагогического процесса в детском саду и необходимости совместного решения педагогических проблем.
Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо отметить, что данный этап неслучайно является третьим, только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных).
Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. (Хотя ФГОС ДО запрещает проведение диагностики ребенка без согласия родителей). Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакций ребенка на условия воспитания, изучение способностей ребенка, уровня его развития и т.д. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно-опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:
- Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия, проводимые с другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.
- Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении ДОУ или за его пределами.
- Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.
- Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, методист, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи, финансисты, юристы).
- Задачи взаимодействия с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению их в деятельность ДОУ.
- Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характер.
- Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.
Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада.
Основными направлениями ДОУ по повышению родительской активности могут являться:
- участие родителей в организации в ДОУ встреч детей представителями разных профессий с целью обогащения знаний дошкольников и формирования уважительного отношения к людям труда;
- воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, поиск исторических сведений о нем, подготовка ребенка к выступлению на вечере «Наша улица» с информацией об увиденном и услышанном;
- выполнение домашних заданий или решение проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах и журналах;
- игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи;
- беседы с детьми, записанные на магнитофон;
- просмотр видеофрагментов различных видов деятельности ребенка в ДОУ с последующим анализом со стороны родителей, а затем и воспитателей;
- домашние задания-отчеты – понаблюдать за трудом ребенка в семье: чем любит заниматься самостоятельно; как ведет себя ребенок при выполнении заданий воспитателей;
- семейные педагогические советы, которые проводятся у родителей дома;
- календарь родителей: советы и рекомендации родителей для педагогов, родителей, детей;
- справочное бюро.
Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)
Важной формой работы специалистов с родителями является педагогический совет с их участием.
Цель - привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье с учетом их индивидуальных потребностей. Теоретическая часть готовится специалистами по проблеме или педагогами. Чтобы выявить мнение родителей по обсуждаемой проблеме, заблаговременно проводится анкетирование, и подводятся его итоги. Интервьюирование родителей помогают педагогам и специалистам установить контакт с семьями воспитанников, и наладить обратную связь с семьей. Телефон доверия позволяет родителям задать любые интересующие их вопросы, как в устной, так и в письменной форме.
Конференции с участием родителей.
Их организуют ДОУ на базе клубов, библиотек. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а так же тем вопросам, которые особо интересуют родителей, в занимательной форме педагоги, профильные специалисты, родители моделируют жизненные ситуации, проигрывают их. Это дает возможность установить доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Занятия в педагогических кружках имеют цель вооружить родителей разнообразными умениями и навыками. Очень интересно проходят такие занятия. Выступление специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы. Руководителями могут быть и педагоги, и специалисты и родители.
Семейный клуб. Педагоги, специалисты и родители свободно обсуждают насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей. «Школы молодых родителей», «Папа и мама», «Молодой папа». Новыми формами работы специалистов с родителями являются мастер-классы и круглые столы.
Цель мастер-класса - передача оригинального педагогического опыта, авторских технологий и находок. Обсуждают с коллегами и родителями полученные результаты, рассказывают при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Учат изготавливать развивающие игры и поделки.
Цель круглого стола - в нетрадиционной обстановке с обязательным участием, специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Деловая игра - предполагает решение педагогических задач и ситуаций, требуют определенной роли и выбора способов взаимодействия. Это творческая, свободная деятельность, увлекающая родителей.
Школа для будущих пап и мам. На занятиях в школе родители приобретают необходимый багаж знаний, а заодно знакомятся с особенностями образовательного учреждения.
Тренинги и игровые практикумы, в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью расширения внутрисемейных отношений. В особых условиях через телесно-ориентированные упражнения, игры, сказки, беседы, творчество, моделирование специальных ситуаций ребенок и родитель получают опыт совместного переживания, осознают свои истинные потребности, приобретают навыки эффективного общения.
Недели открытых дверей.
Родители вместе с детьми посещают занятия, игры, прогулки и другие мероприятия, знакомятся со школой, образовательной программой, лучше узнают своих детей, их возможности.
Недели знаний.
С участием родителей, педагогов и детей. Принимают и делятся своими знаниями и специалисты и родители детей.
Дерево жизни.
Беседы, знакомство со членами семей детей по фотографиям, фотовыставки семейных фотографий.
Гость на пороге.
Встречи детей с родителями разных профессий, совместные игры.
Кружок «Истоки радости».
Совместные игры детей и родителей.
Традиционные и семейные праздники.
Совместные детско-родителъские занятия интегрированного характера.
Родители принимают участие с детьми. С начало даются теоретические знания по теме, потом и занятие.
Выставки.
Это не только украшение интерьера, но и эффективный контакт с семьей.
Информационные стенды.
Представлены информационные, рекомендательные материалы о семье, роли родителей в воспитании детей, возрастных особенностях дошкольников.
Стенд «Хочу все знать».
Ответ и вопрос. Родители, специалисты и дети могут задать интересующий вопрос и помочь с решением ответа.
«Почтовый ящик».
Небольшие записки родителям через детей, где описывается какое либо достижение ребенка и родители будут фиксировать успехи дома.
Это позволяет объединить образовательное учреждение и семью, создать единую среду для развития ребенка. Родители имеют возможность ближе познакомиться друг с другом, обменяться опытом воспитания, лучше узнать своих детей, научиться взаимодействию, сопереживанию, сотворчеству.
Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др. При выборе форм осмысливаются и вводятся в ткань воспитательного процесса имманентные человеческой жизни модусы - общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, встреча, любовь и т.п., т.е. все то, что сохраняет саму жизнь.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с родителями для повышения их психолого-педагогического знания, создание условий для их активной роли в педагогическом процессе, выстраивание доверительных отношений являются необходимыми условиями взаимодействия детского сада с семьей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и ДОУ на современном этапе
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 162...
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "
Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....
консультация для воспитателя "Технологии эффективного взаимодействия детского сада и семьи"
консультации для воспитателей...
РМО руководителей ДОО «Организация работы с семьей в ДОУ на современном этапе образования». Выступление «Дистанционные формы сотрудничества с семьями воспитанников в современных условиях» 03.03.2022 г.
В современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идёт быстрыми темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными технологиями.В ...
Консультация для воспитателей «Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей»
Предназначена для проведения в ДОУ....
Консультация для воспитателей "Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"
Консультация для воспитателей на тему "Формы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе"...