Эссе "Я - воспитатель"
статья
Предварительный просмотр:
ЭССЕ на ТЕМУ: «Я - воспитатель».
Шарова Надежда Евгеньевна
МБДОУ «Детский сад № 17» г. Чебоксары
nadina07111958@gmail.com
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Ш.А. Амонашвили.
Назначение человека на земле оставить после себя прекрасные «ростки», способные сделать жизнь после себя ещё краше. Эти хрупкие «ростки» - дети, ведь дороже золота и всех райских благ - ребёнок.
Большая любовь к детям продиктовала мне выбор профессии воспитателя. Что же означает слово «воспитатель»? Каково его предназначение на земле? Слово воспитание без приставки «вос-» звучит так питание. Приставка «вос-» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он может не выжить и без хорошего воспитания.
Воспитатель человек, питающий душу, сердце ребёнка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир человека. Без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.
Мой профессиональный долг - формирование человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, воспитание будущих строителей нашей страны, ведь первые семь лет жизни ребёнка очень важный период, когда закладываются все общечеловеческие ценности. Чем раньше ребёнок овладевает этими качествами, тем жизнь для него становится содержательнее, целенаправленнее.
Так с дипломом в руках, вооружённая высокими идеями К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, перешагнула я порог детского сада, где меня встретила большая шумная толпа маленьких людей с ясными сверкающими глазами, любопытным взглядом. И я задумалась: важная задача встала передо мной - родители доверили мне самое ценное, что есть у них; смогу ли я в эти хрупкие «ростки» вложить душу, пропитать их добром, красотой и благородством?
Как же воспитать человека духовного, полноценного, гармоничного?
Как писал немецкий философ Э. Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». Как бы не допустить ошибки в воспитании, ведь ребенок - как чистый лист бумаги, начиная писать на нем, тебе не прощается даже незначительная ошибка. Как писал великий мыслитель Ризаэтдин Фахреддин: «Исправить ошибки, допущенные при воспитании в детстве, не хватит и целой жизни. Воспитание, полученное в детстве, не сможет изменить даже все человечество». Воспитанный ребенок является огромным богатством для родителей, а для общества - целым достоянием.
Маленький человек - это будущее нашей страны, нашего государства. Каким он будет, зависит от нас, взрослых: родителей, воспитателей, учителей.
Я стараюсь передать детям любовь к Родине, окружающей их природе; учу быть добрыми, сильными духом, чуткими; быть опорой для своих товарищей и родителей.
Я хочу быть для своих воспитанников товарищем, другом через игру, беседы с ними. И когда дети приходят в детский сад с улыбками и хорошим настроением, я понимаю, что наш контакт состоялся! Мои усилия и старания не прошли даром! Я стремлюсь к тому, чтобы воспитанники нашей группы были одной дружной семьей и не забывали своих обязанностей по отношению к любящим их родителям.
Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить - «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.
Воспитатель должен уметь всё - играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и многое другое. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
Но главное - воспитатель должен уметь любить детей, причём всех своих детей, не смотря на то, что все они разные - каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.
Быть воспитателем - это значит, по - матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Рядом с детьми постоянно забываешь о своём возрасте, кажется, ты только пришла работать - очень юная, весёлая и энергичная. И так будет всегда...
А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей.
Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать старших, любить родителей и не будет обижать животных.
В нашем детском саду есть все условия для воспитания и обучения детей; из года в год эти условия совершенствуются. В нашем городе работа дошкольных учреждений не стоит на месте. С целью поднять уровень воспитательно - образовательной работы, повысить профессионализм воспитателей, создаются новые образовательные программы, идет внедрение передового опыта, новых технологий, разработок.
И я совершенствую свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, изучаю учебно-методический материал, посещаю кустовые методические объединения, сама делюсь опытом с молодыми специалистами, воспитателями других детских садов.
Гармоничное развитие личности возможно только при всестороннем воспитании.
Я работаю над проблемой: как развить художественно-речевые способностей детей в театрализованной деятельности.
Цель: Развить у детей чувство русского языка, образность и выразительность речи.
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь, обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами; учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок; совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого; совершенствовать интонационную выразительность речи; закреплять правильное произношение всех звуков.
2. Формировать навыки кукловождения.
3.Формировать исполнительские умения детей, используя литературные произведения.
4. Развивать артистические способности детей средствами театрального искусства.
5. Воспитывать желание играть в театральные игры, активно участвовать в праздниках и развлечениях.
В процессе игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре - инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помочь ребёнку открыть черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Формы организации театрализованной деятельности.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли
4.Посещение детьми театров совместно с родителями.
5.Мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Илемпи в решении познавательных задач.
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогают специальные игры, беседы, викторины.
Например: "Как Лисёнок в театр ходил". " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от них умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства.
В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты, им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
-знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Важное условие развития художественно-речевых способностей детей в театрализованной деятельности - тесный контакт дошкольного учреждения и семьи. С этой целью организовываю семейные походы в театр, привлекаю родителей к постановкам спектаклей: изготовление костюмов, кукол бибабо, декораций, участие родителей, как актеров и др.
Дети и родители с огромным желанием принимали участие в постановках спектаклей по мотивам р. н. сказок «У страха глаза велики», «Кот, Петух и Лиса», «Хаврошечка», по мотивам чув.н. сказки «Почему ель и сосна вечно зеленые?»; по моим сценариям «Приключения Колобка» (кукольный спектакль по мотивам р. н. сказки «Колобок»), «Приключения Маши и Вани» по мотивам р. н. сказки «Гуси лебеди»; принимали участие в городском литературном фестивале мини спектаклей по авторским произведениям «Новое поколение выбирает чтение» с постановкой «Приключения Мухи» по произведениям В. Бианки «Хвосты» и Я.Бжехва «Муха - чистюха» и др.
Воспитатель - профессия, вобравшая в себя все специальности на свете: ты учитель, врач, биолог, эколог, архитектор, юрист, спортсмен, актер, музыкант и так далее, живущий миром детей, способный ответить на все вопросы, умеющий справедливо решить все проблемы, лечить царапины, помочь в трудных ситуациях.
Я горжусь своей профессией. За сорок два года работы с детьми ни разу не пожалела, что выбрала эту интереснейшую работу. Как радостно, выпуская детей в школу, слышать от них и их родителей тёплые слова. Становится грустно от расставания, и невольно скатываются слезинки от досады, будто отрывается частица твоей души. Еще часто прибегают первоклассники в нарядной школьной форме в родную группу и спешат поделиться своей радостью, первыми успехами в школьной жизни.
Может в этом и выражается призвание «БЫТЬ ПЕДАГОГОМ»? Профессия воспитателя стала для меня единственной...
Список используемой литературы
1.ООП «От рождения до школы», / под ред. Н Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368с.
2.Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. сбразоват. учреждений/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-287 с.
3.Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...