Главные вкладки
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
материал
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №17 «Белочка»
г.Сургут, Тюменская область,ХМАО - Югра
Пирмагомедова Эльмира Мирзаферовна
Семинар для педагогов:"Развитие связной речи дошкольников на разных возрастных этапах"
Подчеркнем, что в развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными.
Как известно, первичной формой существования языка является устная речь. Русский литературный язык имеет две основные формы существования: устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи. Развитие речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и ее связности.
В младшей группе проводятся занятия по обучению пересказыванию сказок. Педагог рассказывает сказку — показывает настольный театр— рассматривают иллюстраций — беседует о персонажах сказки. При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно. Например, дети рассматривают картину «Мы играем в кубики». Сначала педагог спрашивает, кто нарисован на картине, как по- другому можно назвать детей (малыши, мальчики и девочки, друзья, ребята). Такие задания проводятся для того , чтобы они не повторяли одни и те же слова в каждом предложении. Вопрос «Что делают дети?» заставляет их называть действия (играют, строят дом). Вопросы помогают представить, как дети договорились играть, кто принес кубики, кто предложил построить дом, для кого они будут его строить.
В младшей группе надо чаще использовать не образец рассказа взрослого, а совместное рассказывание, когда ребенок дает свой вариант окончания предложения (рассказа). Проводятся игры «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Какая это игрушка?». Для игры «Угадай, кто это» понадобятся игрушки: кошка и котенок, мышка и мышонок, медведь и медвежонок.
— Воспитатель спрашивает: «Кто к нам прибежал и мяукает: Это... (Кошка.) Как она мяукает? Кошка большая, а котенок... (маленький). Кошка мяукает громко, а котенок... (тихо). У кошки-мамы хвост длинный, а у котенка... (короткий)».
При рассматривании игрушки (котенка) надо научить детей правильно отвечать на вопрос «Кто это?», т. е. добиться ответа: «Это котенок». Затем ставятся вопросы: «Какой он? (Серенький, пушистый, маленький.) Что он умеет делать? (Лакать молоко, царапаться, мяукать.) Как он зовет свою маму? (Мяу-мяу.) Как можно назвать его ласково? (Котик, котеночек)». Затем воспитатель предлагает рассказать про котенка. Он говорит ребенку: «Давай с тобой вместе расскажем про котенка. Я начну, а ты будешь дальше рассказывать. Это котенок. Его зовут Пушок. Он...» Воспитатель останавливается, а ребенок продолжает. Сначала он может сказать одно слово или одно предложение. Надо предложить ему рассказать снова (повторить рассказ), и если ребенок скажет два-три предложения, мы рассматриваем его рассказ как связное высказывание. Вот отсюда и начинается развитие связной речи.
Аналогично рассматриваются другие пары животных и их детенышей. После этого взрослый описывает любого животного, а дети отгадывают. «Кто-то к нам идет в гости. Шерсть у него лохматая, густая. Он косолапый, неуклюжий, неповоротливый, громко рычит. Кто это?» (Медведь. ) Можно предложить детям изобразить медведя, как он ходит. В дальнейшем это повлияет на их описания, они смогут назвать медведя косолапым.
Детей надо научить точно и правильно называть любой предмет (игрушку): «Это...(помидор)». Умение называть объект и его признаки развивается в играх «Что за овощ?»,«Что за предмет?». Такие игры проводятся по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку, называет его, например: «Это — мяч», а взрослый дает описание: «Он круглый, синий, резиновый, с красной полосой».
Ведущим приемом обучения является совместное рассказывание, когда взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Это... (заяц). У него есть... (братья, сестры). Как-то раз... (пошли они на прогулку) и стали играть... (в прятки). У старшего зайчика были самые длинные уши , поэтому... (его сразу нашли). Зайцам было... (очень весело)».
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ.
Детям показывают картинки животных, а они называют, что животные любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. После этого составляется совместный рассказ «Как кошка с собакой подружились». Здесь очень важно продумать схему рассказа, добавляя в высказывание связки, которые помогут ребенку выстроить сюжетную линию. «У одной хозяйки жили... (кошка и собака). Они всегда ссорились. Собака... (рычала, лаяла на кошку), а кошка... (царапала ее). Хозяйка купила одну игрушку... (отдала ее собачке и кошечке) и сказала: «Будете ссориться, игрушку не получите». И решили они, что... (лучше жить дружно)».
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе дети умеют пересказывать небольшие сказки. В рассказывании по картине («Кошка с котятами», «Собака со щенятами») дети учатся составлять небольшие рассказы. После ответов на вопросы по содержанию картины («Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенки?») дети рассказывают о своей собаке или о той, которую они видели: какая она, что делает, как играет с хозяином, какая у нее кличка).
Один ребенок рассказывает начало, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Взрослый помогает при переходе от одной картинки к другой словами-связками (и вот тогда, вдруг, в это время). Эти приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало — середина — конец) и развивают у них умение выстраивать сюжет. Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем совместно со взрослым, а после этого и самостоятельно.
При рассматривании игрушек, воспитатель обращает внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера, тем самым программируя их поведение: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; зайчик маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок с длинным хвостом, любопытный.
В средней группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи: Мне нравится зима, потому что...). Чаще всего дети составляют (смешанные) тексты, когда в повествовании встречаются элементы описания или рассуждения.
В средней группе уделяется особое внимание такому типу высказывания ‚ как описание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы и картинки.
Объекты, предлагаемые для описания и повествования, усложняются.
Например, ребенок описывает лису (можно взять в руки игрушку-лису или составлять описание по предметной картинке): «Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса очень хитрая, она любит ловить мышей. Она очень красивая».
Широко используется в средней группе коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Про кого эта загадка: «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается»? (Про белку.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка). — Давайте составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажите, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а вы заканчивайте. Как-то раз белочка побежала погулять...(и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо- невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась).Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка).
Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.
СТАРШАЯ ГРУППА
В старшей группе дети умеют пересказывать сказки без помощи взрослого, самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.
— Закончите начатые мною предложения: Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки: Они забежали за дом. Их долго не находили, и они...(выбежали).
— Замените словосочетание другими словами: ползет муравей — движется, передвигается; ползет поезд — едет очень медленно; плывет человек — плавает; плывет лодка — движется по воде; плывет облако — движется по небу;
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
В подготовительной группе продолжается обучение разным типам высказывания — описанию, повествованию, рассуждению. Дети должны уметь определить: есть ли в высказывании зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.
На занятиях проводятся беседы о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Приведем примеры игр и упражнений, которые формируют у детей представление о типах высказывания — описании, рассуждении, повествовании.
«ЖДЕМ ГОСТЕЙ»
Цель: учить описывать предметы посуды, опираясь на характерные признаки.
— Дети, послушайте, какое письмо нам написали из другого детского сада: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Маша и Ойка. Посмотрите Ойкины рисунки, она рисовала посуду, но что-то у нее не получилось. Помогите ей. До свидания!»
— Посмотрите рисунки и скажите, чего не хватает (чашка без ручки, чайник без носика, нож без лезвия, ложка без ручки).
— К нам придут гости. Как будем накрывать стол? В чем будем подавать сахар? Конфеты? Соль? Масло? Хлеб? Салфетки? Из чего будем кормить и поить гостей? Где можно приобрести посуду? Я предлагаю сходить в магазин «Посуда» и приобрести все необходимое. Только сначала уточним, что из чего сделано. Кто быстро и правильно ответит, тот и пойдет в магазин. Давайте поиграем с мячом. Кому я кину его и назову предмет, тот должен ответить, из какого материала он сделан.
В игре «Магазин» воспитатель берет на себя роль продавца и говорит: «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в магазин. Как вы думаете, какая посуда у нас продается? Тарелки какие бывают? (Глубокие и мелкие.) Чашки и блюдца? (Фарфоровые.) Вилки и ножи? (Стальные.)Ложки? (Столовые и чайные, металлические и деревянные)».
— Продам все, что пожелаете, да не за деньги, а за уменье, за уменье рассказать о том, что будете покупать. Опишите форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, Для чего он нужен вам? Лишь тогда его продам!
— И еще одно условие. Описывая предмет, не называйте его, пусть другие дети догадаются, что вы хотите купить. — Прежде чем сервировать стол, выполните еще одно задание. Возьмите листочки бумаги, на них нарисовано по два предмета посуды. Вы должны раскрасить их. Если про этот предмет можно сказать, какой он (например, нож), вы закрасите его синим карандашом. Если можно сказать какая (например, ложка), закрасьте красным цветом, а если какое (блюдце) —возьмите зеленый карандаш. Детям даются листочки бумаги с контурами предметов посуды: нож и ложка, ведро и кастрюля, чашка и блюдце, вилка ложка... ит. д. После рисования дети сервируют стол, приглашаю присутствующих гостей к чаю.
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон -... (большой, серый, толстый, добрый); мяч — ... (круглый, футбольный, кожаный); торт —... (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный); снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий ит. д.); дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) ит. д.
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной речи, формирование грамматического строя, осознание речевой деятельности. Требования Стандарта к результатам освоения программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования. К целевым ориентирам в области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В младенческом и раннем возрасте: «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек» (ФГОС ДО 4.6), а на этапе завершения дошкольного образования: «достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»(ФГОС ДО 4.6).
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.
Во всех возрастных группах могут быть использованы практически одни и те же комплексы артикуляционных упражнений, но требования к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Необходимо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно дальше развивать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приёмы, совершенствуются и развиваются дальше приобретённые простейшие навыки движений.
В старшей и подготовительной группе уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно и быстро переключаться с одного движения на другое. Дети этого возраста могут выполнять упражнения в любом темпе.
Задание: перед вами картинки к артикуляционным упражнениям, нужно назвать артикуляционные упражнения по картинкам, показать, как они выполняются, и для каких групп звуков используются.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитатели выполняют с детьми пальчиковую гимнастику. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять ежедневно (5-10 минут), сначала упражнения выполняют медленно, одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе
Задание: предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики.
Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с 4-х лет детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребенка в увлекательную игру.
Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
К автоматизации изолированных звуков нужно приступать тогда, когда ребенок продолжительно произносит звуки правильно и четко.
Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи – прилагательные, наречия, глаголы.
Автоматизация звука в предложении – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.
Автоматизация звука в чистоговорках – закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма. Наиболее результативно сочинение чистоговорок детьми.
Автоматизация звука в загадках и стихотворениях – развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. При заучивании стихотворений желательно присутствие диалогов. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, отгадывание ребусов и кроссвордов.
Автоматизация звука в самостоятельной речи – обучение пересказу рассказа и рассказыванию, способствующих развитию воображения и творческих способностей дошкольника.
Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.
А чтобы коррекционная работа проходила легко и увлекательно мы используем дидактические игры, которые проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.
Теперь предлагаю поиграть в речевые игры, которые активизируют речь и мышление. Но сначала: «Закончите предложения, подобрав нужные слова»:
1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)
2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Японская печатная машинка»
Игра направлена на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, ксилофон).
«Поиграем в сказку»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т.п.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
«Светофор»
Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:
Баман Паман Банан Банам | Витамин Митанин Фитамин витанин | витанин митавин фитавин Витамин |
альбом айбом аньбом авьбом | альпом альмом альном альбом | ваван даван баван диван |
клетка кьетка клетта аблем | кьекта кветка тлекта клетка |
Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)
«Переезжаем на новую квартиру» Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.
Игровой материал:
Предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка-чашка, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кастрюля-сковородка, платок-косынка, шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки- сандалии, ранец- портфель, люстра-настольная лампа.
«Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
«Кошка»
Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.
Загадка Вчера была мышегонятельной, |
- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)
-Какая? (пушистая, мягкая, веселая….)
«Мозговой штурм»
Задание: почему так произошло, предложить версии.
- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?
(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).
«Словарный штурм»
Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.
Знают этот фрукт детишки, Расскажи обо мне. |
- Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
- Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
- Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
- Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
- Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
- Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
- С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
- Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).
Игры с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
Дети становятся в круг. Воспитатель говорит короткую фразу и бросает мяч. Тот, к кому попал мяч, должен назвать соответствующее время. Например: музыкальные занятия будут (завтра). А лепили мы (вчера). На прогулку пойдем (сегодня)".
«Наоборот»
Воспитатель бросает мяч и называет качество предмета, а ребенок, поймавший мяч, должен быстро сказать противоположное ему. Например: сладкий - кислый, высокий - низкий, широкий - узкий и т. д.
Усложнением игры является требование назвать предмет с противоположным качеством. Например: дом высокий - забор низкий. Тот, кто не сумел ответить или уронил мяч, считается проигравшим.
Игры для развития грамматического строя речи
«Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
- Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин». (Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения).
«Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Организация. Каждый ребёнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
«Придумай предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.
Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:
- Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет камешек и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает камешек рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди по кругу камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.
Игры для развития связной речи
«Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая задача: Учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие. Использование фишек. (Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл).
Ход игры. Дети, садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки, Воспитатель объясняет правила игры:
- Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница» В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну небылицу, положит вторую фишку рядом и т.д. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, т.к. игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
Наборы серийных картинок для выкладывания
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
Пирмагомедова Э.М., воспитатель группы «Домисолька»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности педагогов МДОБУ Центр развития ребенка – Детский сад № 105 «Умка»
Обобщение передового опыта педагогов ДОУ за 3 последних года. Участие воспитателей на городских, республиканских, федеральных педагогических чтениях; профессиональных конкурсах, семинарах, мастер-клас...
Консультация для педагогических работников «Формы и методы транслирования опыта практических результатов профессиональной деятельности»
Обобщение педагогического опыта, публикации. Интернет-конкурсы....
КРИТЕРИЙ.4.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности.
Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности...
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности воспитателя с использованием современных технологий
Место публикации (ссылки на сайты)Тема публикацииСоциальная сеть работников образования http://nsportal.ruСвидетельство о регистрацииСМИ Эл № ФС77-43268 выдано 18 .02.2015гФедеральный уровень1.Эл...
22. Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, р...
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Транслирование в педагогическом коллективе и сообществах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Открытый просмотр...