Воспитание уважения к культурам разных народов у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
В статье раскрыт подход к воспитанию уважения к культурам разных народов у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается актуальность вопроса отношения людей к различиям культурным и индивидуальным. Описывается педагогический опыт, который, раскрывает содержание работы по данной теме, приводятся примеры организационно-педагогической работы с детьми, воспитателями, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_uvazheniya_k_kulturam_raznyh_narodov_u_detey_starshego.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка» (МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
215010, Смоленская область, город Гагарин, ул. Строителей. д.78
sneginka-gagarin@yandex.ru
Воспитание уважения к культурам разных народов у детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
Воспитатель Мартыновская С.Г.
2024 г.
Аннотация
В статье раскрыт подход к воспитанию уважения к культурам разных народов у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается актуальность вопроса отношения людей к различиям культурным и индивидуальным. Описывается педагогический опыт, который, раскрывает содержание работы по данной теме, приводятся примеры организационно-педагогической работы с детьми, воспитателями, родителями.
Ключевые слова: культурные традиции разных народов, толерантность, общечеловеческие духовные ценности, социальная среда, двуязычность, Родина.
Для человека естественно любить свою землю,
свое село и город, свою страну и ее народ,
а также своих соседей, другие народы и
весь земной шар – и нашу большую Родину.
Проблема воспитания уважения к культурам разных народов у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языками, верованиями во всём мире приводит к росту психологической напряжённости, конфликтам, столкновениям. Люди вынуждены вновь задумываться над вопросами, решение которых раньше представлялось однозначным. В результате меняется законодательство, и сегодня можно видеть, как резко различается отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах. Таким образом, формирование толерантности у детей как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей приобретает особое значение.
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется следующим образом: «Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважения к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Эти культурные процессы тесно связаны с ядром личности человека – его ценностями и смыслами. А.Н. Леонтьев определял личность как иерархию ценностей. Неудивительно, что именно посягательство на ценности рассматривается как самое серьёзное для человека испытание, как самая значительная угроза его психологической целостности и психическому здоровью.
Представляется, что психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку и другой культуре может стать, с одной стороны, присущая дошкольнику общая познавательная любознательность, а с другой – ориентация на принятые современным международным сообществом общечеловеческие ценности. Это, прежде всего, ценность жизни и человеческого достоинства, представление о неотчуждаемых правах человека, в том числе и правах ребёнка.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Формирование толерантных качеств - длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. Подрастающее поколение можно считать своеобразной микромоделью современного полиэтнического общества, где, как на ладони, видны огрехи воспитания старшего поколения. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языками, верованиями во всем мире приводит к росту психологической напряженности.
Наблюдая эту тенденцию педагогический коллектив детского сада Снежинка в 2017 году принял решение начать работу с детьми и родителями по формированию толерантных отношений, да и состав детей, для которых русский язык не является родным на тот период составлял 5%. Осознание важности работы в направлении воспитания толерантности у детей и родителей послужило поводом для разработки и реализации постоянно действующего проекта «Радуга дружбы». Была определена цель проекта: «Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя».
При планировании нашей работы необходимо было учитывать пластичность окружающей ребёнка социальной среды в плане взаимопроникновения культур, когда разные образцы поведения, разные образцы отношения к миру окружают ребёнка уже на раннем этапе его развития в силу стирания социокультурных границ. А так же необходимо было учитывать двуязычность, что становится всё большей реальностью для многих детей.
Семья – главное, первое социальное окружение ребенка, откуда «растут корни» детской ксенофобии, либо, напротив, толерантного, уважительного отношения к представителям разных наций. Социальные проблемы зачастую не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – способствовать формированию их мировоззрения, воспитанию духовности и нравственности, толерантной культуры поведения, а ведь в повседневном общении с родителями дошкольник также учится познавать мир, приобретает жизненный опыт и усваивает нормы поведения. В семье дошкольник учится уважительному отношению к разным людям, их делам, их отдыху и досугу, традициям, этнокультурным особенностям. Наш детский сад благотворно взаимодействует с семьями воспитанников, с целью оказания помощи в воспитании толерантности детей друг к другу и к окружающему миру.
В подготовительный этап проекта был составлен план проекта, составлен список детской литературы по данному направлению работы, сформирована картотека игр и упражнений «Уроки добра, уроки общения», создана картотека подвижных игр народов мира, предметно-развивающая среда в группах и в ДОУ обновилась в соответствии с принципам культуросообразности. Методическая работа с педагогами была направлена на освещение вопросов формирования толерантности у педагогов и детей. Мы понимали, насколько это деликатная и психологически непростая задача. Мы обсудили наши планы с родителями детей. К нашей радости нашли в лице родителей понимание и поддержку, а позднее и активную помощь.
За основу данного проекта мы взяли сравнение культурных традиций у разных народов, связанных с простой и понятной детям стороной повседневной жизни. Основной этап работы над проектом начали с заочных ознакомительных экскурсий по странам: Армения, Узбекистан, Таджикистан, Дагестан. Педагоги провели тематические занятия по ознакомлению с ремёслами и культурными традициями народов мира.
Работу с детьми проводили используя адекватные возрасту формы: игровую деятельность, продуктивную деятельность, театрализованную и музыкальную деятельность, организацию экскурсий, семейных праздников. Не менее важен, а даже более нагляден личный пример педагога – изо дня в день ребенок учится у него быть добрым, заботливым, вежливым, культурным, и принимать и понимать на уровне психологическом «непохожих» на него детей. Весь педагогический инструментарий в руках педагога – и беседы, и познавательные игры, и показ медиа – и видеоматериалов, и «погружение» в культуру разных народов, и проводимые мероприятия, знакомящие детей с традициями разных народностей, с их бытом, праздниками, национальными блюдами, видами национальных танцев и разнообразием музыкального и художественно-литературного фольклора. Колоритность, самобытность такого досуга наполняют ребенка радостью и чувством сплоченности и дружественности, позволяют и родителям, присутствующим и участвующим на таких праздниках, понять и принять многообразие этнического мира.
Например, интернациональный праздник «Хлеб всему голова», который проходил в два этапа:
- 1 этап. Мастер-класс для родителей «Хлеб разных народов».
- 2 этап. Праздник для детей при участии родителей «Вот он, хлебушко душистый!», показал, что привычный, обыденный хлеб – это особая ценность, и персонаж культуры разных стран.
Мы наблюдали как формируется у детей понимание сходства в отношении к хлебу разных людей – женщин разных национальностей, детей разных национальностей.
А с каким увлечением и интересом дети смотрели мультфильмы разных народов, несмотря на то, что они увидели не тот красочный мир диснеевских мультфильмов, к которому уже успели привыкнуть, а более скромные в цветовом решении анимации, но более глубокие по своему содержанию.
Педагоги читали детям сказки разных народов, из которых ребята сделали вывод, что все сказки – и русские, и таджикские, и узбекские, и армянские – учат добру. В последующих беседах дети говорили, что надо быть честными, стараться быть справедливыми, не завидовать тому, что не имеешь, ценить и беречь того, кто с тобой рядом, уметь делиться с ним последним, что у тебя есть. После таких рассуждений детей у нас появилась надежда, что дети вырастут людьми, стремящимися делать добро.
Увлекательным праздником получился фестиваль народных игр, где активными участниками были родители. Ведь игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых! Все национальные игры похожи немного друг на друга, в них много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками, а как же иначе, ведь играют в них дети. А дети во всём мире одинаковы: озорны, любознательны, подвижны. И то, что игры проводили родители, вызывало ещё больший интерес у ребят и желание участвовать в празднике, даже самых робких и стеснительных детей.
С помощью родителей была создана интерактивная выставка «Место, где я родился», которая включила в себя стенгазеты «Моя родина», национальный костюм для куклы, предметы быта моего народа. Выставка всколыхнула добрые чувства любви к тому месту на земле, где родился, где когда- то жил, а для детей сам факт создания выставки о родине родителей имел огромное воспитательное значение.
Информационно-коммуникативная технология способствовала погружению детского сознания в восприятие культур разных народов через их сравнительную характеристику. Презентация использовалась воспитателями при проведении организованной образовательной деятельности.
Организуя работу в группах, педагоги несли в детские души мысль о том, что мы все разные, но живем в мире и дружбе в нашем славном городе Гагарин, в нашей любимой стране Россия.
С большим успехом прошло музыкальное театрализованное представление «Дружба», в котором роли играли дети совместно с родителями. Ребятам доставляло большое удовольствие облачаться в национальные костюмы. Спектакль получился динамичным, эмоционально насыщенным, с обилием разнообразной национальной музыки. В жизни детей он стал запоминающимся событием, чего мы, взрослые, и хотели достичь.
К какой бы национальности ни принадлежали наши дети, главное научить их тем мудрым, добрым заповедям, которые заложены в сказках и музыке всех народов. Погружаясь в волшебный мир грузинской, армянской, таджикской или иной музыки, мы узнаём других, чтобы лучше познать самих себя.
Детский сад Снежинка вот уже много лет является постоянным участником федерального проекта «Ангелы мира», организатором которого является культурный центр Министерства вооруженных сил РФ. Мы не могли остаться в стороне в трудный период для жителей Карабаха. Приняли активное участие в акции «Рисунки детям Карабаха». Непростая задача стояла перед воспитателями, доступно рассказать детям о войне, не напугать армянских детей, в семьях и так в те дни много было тревожных разговоров, дети были свидетелями.
Страничка тематического плана «Моя Родина, моя Россия» в 2023 году раскрылась для детей через национальные песни, танцы, стихи. Целых две недели педагоги вели образовательную деятельность по теме. Но красной нитью прошла мысль – Россия – родина и теплый дом для людей разных национальностей, главное уметь дружить.
Несмотря на то, что свою первую встречу с родителями детей, для которых русский язык не является родным, я начинаю с объяснения важности использования русского языка для общения дома, говорю о будущем обучении в русскоязычной школе. Не всегда нахожу понимание со стороны родителей. Дома говорят только на родном языке. Позицию родителей понять можно и она правильная. Но задача детского сада обеспечить равные возможности для всех детей при поступлении в школу.
Программа «Русский язык в картинках», разработанная педагогом нашего детского сада, успешно прошла сертификацию в РУМО в 2021 году. Программа успешно реализуется с детьми старшего дошкольного возраста вот уже третий год.
Работа педагогического коллектива по направлению воспитания интереса и уважения к культурам разных народов не только повысила профессионализм педагогов, но и компетенцию родителей по толерантному воспитанию своих детей. А дети в свою очередь, научились доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости, расширили кругозор. Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат нашего детского сада и повлияло на повышение качества дошкольного образования.
Данный опыт работы может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям, заинтересованным в формировании толерантности своих детей.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь».
Список источников и литературы
- Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантнность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. М.: Сфера, 2008.
- Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: Ось – 89, 2004.
- Пастухова М.В. Патриотическое воспитание во взаимосвязи с проблемой этнической толерантности // Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России «Регионы России – 2012».
- Соловьева Е.В., Редько Л.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5- 8лет. М.:Просвещение. 2017.
- Гурылева Н.И. Воспитание этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного образования. Международная научная конференция «педагогическое мастерство». Москва, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Новые игровые средства и их использование при формировании у дошкольников представления о здоровом образе жизни с использованием национальной культуры своего народа. Для детей старшего дошкольного возраста.
в ДАННОМ ТЕКСТЕ ПРЕДОЛЖЕНЫ ИГРЫ ,КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ СТАРЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.в СТАТЬЕ УКАЗАНЫ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ,ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ,СЮЖЕТН...
Игры разных народов для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр народов мираЦель: реализация потребности в двигательной активности через организованные подвижные игрыЗадачи:продолжать знакомить детей с национальностями народов ми...
Проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» (для детей старшего дошкольного возраста)
Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность: краткосрочный – 2 недели (14.03 - 25.03)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.Актуальность:...
Публикация в сборнике :Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов II научно-практической конференции . Статья Воспитание уважения к культурам разных народов у детей старшего дошкольного возраста
Статья в сборнике . Ссылка в описании...
Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...
Конспект физкультурный досуг «Подвижные игры разных народов» для детей старшего дошкольного возраста .
Дети знакомятся с подвижными играми разных народов...