Статья
статья
Предварительный просмотр:
«Счастливая страна»
Федорук Е, В.
МДОУ ИРМО «Хомутовский детский сад общеразвивающего вида №3»
Инструктор по физической культуре
Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь.
Ш.А. Амонашвили
Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка, в который идет формирование психологического здоровья – это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри личностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга
Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, но здоровье детей –это важная задача всех родителей, видеть детей здоровыми и счастливыми. Поэтому я решила проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении.
В этой статье я хочу поделиться опытом работы с родителями на период адаптации детей в детском саду. На протяжении многих лет наблюдая за детьми, когда дети приходили первый раз в детский сад и как некоторым из них приходилось болезненно и долго привыкать к детскому саду, так как адаптация ребенка к условиям детского сада – это непростой процесс. Эмоциональная сфера ребенка испытывает немалые перегрузки. Чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности эмоционального реагирования детей на отделение от матери, опекающих взрослых и привыкание к новым условиям.
Независимо, когда ребёнок начинает впервые посещать детский сад, у всех детей период адаптации и временные сроки разные. Но и нельзя забывать, что все люди отличаются по типу темперамента.
Так, современный исследователь эмоциональной сферы детей Константинова Т.А., а вслед за ней и Кошелева А.В. выделяет четыре основные группы детей, которые отличны по уровню общей активности, характеру эмоциональных реакций и реагирования.
Дети бывают - "Ходунки" - с большой подвижностью, активные, для которых характерна исследовательская деятельность, сопровождающаяся значительным движением. Таким детям присуще положительное эмоциональное состояние: они уравновешены, веселы, покладисты.
Дети - "Наблюдатели" – обладают средней двигательной активностью, не так как представители первой группы заинтересованы в исследовании окружающего мира и в контактах со сверстниками. Они предпочитают активному исследованию мира позицию наблюдателя-исследователя. Но тем не менее, их эмоциональное состояние также можно назвать уравновешенным и спокойным.
Дети - "Сидуны" - дети с низкой обще двигательной активностью, довольно равнодушны к познанию явлений мира вокруг и не велика у таких детей потребность в социальных контактах. Эмоциональное состояние таких детей в целом можно отнести к положительному полюсу. Сфера эмоций ребенка - сидуна не вызывает тревоги.
Дети - "Лежебоки" - дети с незначительной двигательной активностью, они проявляют крайне малую активность в исследовании пространства вокруг себя и довольно отрицательно относятся к другим детям. Им присущи негативные эмоциональные состояния
По исследованиям ученых в детской популяции процент детей- «ходунков», подвижных и активных составляет 61%, за ними на втором месте - «сидуны», их всего 16 %. «Наблюдатели» и «лежебоки» представлены 13% и 10 % соответственно. В первые годы жизни эти соотношения сохраняются устойчивыми. И давая характеристику эмоциональной сфере детей в период адаптации к детскому саду, беру себе на контроль, обращаю внимание особенно на детей из условной группы «лежебоки», как потенциальной группе риска по развитию депрессивности и тревожности.
По характеру ведущей деятельностью, для детей является игровая деятельность, а особенно двигательная.
Но, в последнее время, как в детских садах, так и в семьях большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей, а развитие физических способностей почему-то отходит на второй план. И это совершенно необоснованно, поскольку высокий уровень физического развития благотворно влияет на психологическое развитие ребенка. Разнообразить двигательную активность можно с помощью правильно подобранных по возрасту занятий физкультурой. Двигаясь динамично, ребенок развивает волю в преодолении трудностей, упорство, учится быть самостоятельности, познает окружающий мир.
Вот и по этой причине, я стала разрабатывать различные мероприятия совместные с родителями и детьми, для того, чтобы дети могли пройти адаптацию быстрее. И в целом организация совместных физкультурных занятий родителей с детьми дает возможность оказывать квалифицированную помощь родителям по формированию физического и психического здоровья детей в семье. Подобные мероприятия способствуют повышению физкультурной и валеологической грамотности родителей.
Так каждый год в конце сентября, начале октября, я провожу в нетрадиционной форме мероприятия, где помимо моей работы, родители встречаться с различными специалистами: психологом, логопедом, музыкальным работником и даже педагогом сценической речи.
Родители в начале, получают интересный теоретический и практический материал, а после в зале дети переходят на парное общение, где родители выступают в роли напарника, помощника, для выполнения физических упражнений, а также танцевальных и подвижных играх.
С каждым годом при наблюдении за детьми, я выявляю проблемы детей в физических навыках и качествах и уже по этой причине, планирую цель мероприятия. Особенно возрос процент детей малоактивных или наоборот.
И на мероприятии решаются ряд задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. И где родители приобретают разнообразный двигательный опыт, эмоционального сближения с детьми и специалистами детского сада, а также уже сформирована хорошая традиция нашего детского сада –совместные физкультурные мероприятия детей и родителей.
Каждый сценарий и название мероприятия я придумываю сама и использую сюрпризные моменты для детей при встрече с родителями. Дети могут найти родителей спрятанными в домиках, за ширмой, в огромном мешке, в масках животных или просто отгадать своих родителей, которые стоят спиной к ним и т.д. Встреча детей и родителей проходит на эмоционально положительном уровне, а когда дети видят, что их родители ещё и играют в зале, то у многих детей исчезает тревожность и дети начинают доверять больше педагогам и появляется желание идти в детский сад. Я думаю, чем чаще проводить совместные мероприятия с родителями используя практический материал, мы реализуем новый нормативно-содержательный подход перед дошкольным образованием, где поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Для каждого ребёнка, когда родители радом -это и есть счастье!
Используемая литература:
1.Заводчикова О. Г. «Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи» пособие для воспитателей М. Просвещение, 2007. — 79 с.
2.Кирюхина, Н. В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» практическое пособие 2-е изд. — М. Айрис-пресс, 2006. — 112 с.
3.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 342 с.
«Мы едем, едем, едем…!
«Счастливая страна!»
«Мешок счастья!»
«Страна весёлых человечков»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...