Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья ( далее дети с ОВЗ). Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности. Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями
∙ постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к специалистам;
∙ примете ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;
∙ говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им, ребенок в любом возрасте хочет слышать, что он кому-то нужен, видеть ласковые глаза;
∙не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это приводит к нарушению во взаимоотношениях, к возникновению тревожных состояний;
∙ будьте активны в общении со своим ребенком, чаще разговаривайте с ребёнком, помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас;
∙ не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости, пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям;
∙ общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой - это важно не только для вас, но и для ребенка;
∙ старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях, доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления;
∙ помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе, делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи;
∙ чаще прибегайте к советам педагогов и психологов, скорее всего, ребенку нужна психолого-педагогическая помощь, причем, чем раньше вы начнете коррекционное развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально - коммуникативное развитие.
Рекомендации родителям по обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Обучение игре.
Главная задача – научить ребенка играть. Какими бы ни были размеры квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. В игровой форме будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Игра предоставляет возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере.
2. Развитие познавательных психических процессов
Внимание
∙ включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
∙предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их.
∙ регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы
∙ тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить;
∙ учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:
- найди отличия
- найди два одинаковых предмета
- игры-головоломки
- загадки
∙ учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
3. Физическое развитие должно быть направлено на:
- формирование произвольной саморегуляции;
-развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.
Формируйте двигательные навыки с помощью игр. Играйте в подвижные игры как можно чаще – это способствует уменьшению утомляемости, снятию психоэмоционального напряжения, развитию интереса к выполнению графических упражнений, развитию ловкости пальцев рук, скоординированности их движений.
4. Социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на:
- формирование адекватной самооценки,
- формирование возрастной формы общения
Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия способствуют преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, развивают способность понимать эмоциональное состояние других людей и умения адекватно выражать собственное.
5. Художественно-эстетическое развитие должно быть направлено на:
- формирование художественно-творческих способностей;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие общей и мелкой моторики.
∙ Рисуйте карандашами, красками, мелками, проводите занятия с пластилином, развивайте творческое воображение
∙ Читайте детям сказки или придумывайте вместе свои и обсуждайте развитие сюжета
∙ Чаще посещайте театр, музей, различные выставки
6.Эмоционально-волевое развитие должно быть направлено на
осознание своих эмоций, распознание и произвольное проявление, вербализация своих переживаний, обмен опытом со сверстниками. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
∙ Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере
∙ Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки
∙ Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц)
∙ Проделывайте вместе с вашим ребенком специальные упражнения, направленные на релаксацию
∙ Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали.
И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка будут обязательно вознаграждены!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рекомендую родителям как воспитывать детей с ОВЗ....
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Рекомендации родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Рекомендации помогут ориентироваться на сильные стороны Вашего ребенка, на сохраненные навыки, положительные личностные качества как потенциал для коррекции. Помогут постепенно знако...
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В данной статье представлены педагогические рекомендации для родителей, которые помогут им успешно воспитывать детей с ОВЗ....