“Развивай-ка” для детей дошкольного возраста 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvivay-ka.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 47»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
“Развивай-ка”
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
г. Нижнекамск, 2023 г.
Содержание
1 | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель, задачи программы «Развивай-ка» | 4 |
1.3 | Ожидаемые результаты | 5 |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Условия реализации содержания программы | 6 |
2.2 | Тематический план занятий | 7 |
3 | Организационный раздел | |
3.1 | Материально-техническое обеспечение | 12 |
3.2 | Методическое обеспечение программы | 13 |
- Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия для практического применения детьми знаний, полученных на занятиях математике.
Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение различных логических задач и лабиринтов вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Кружковая развивающая программа «Развивай-ка» способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие познавательной активности, логического мышления.
Отличительной особенностью программы является её комплексность.
Новизна программы заключается в том, что в ходе усвоения программы у обучающихся мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для успешного формирования логического мышления и пространственного воображения, а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала.
1.2 Цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического и логического содержания.
Задачи:
• развивать математические понятия: пространственное расположение, форма, размер, толщина
• формирование элементов логической и алгоритмической грамотности,
• отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
• развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
• воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Кружковая работа предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.
1.3 Ожидаемые результаты:
знать:
- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью: создавать постройки по рисунку, чертежу;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
- составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно.
уметь:
- уметь составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь пользоваться арифметическими знаками действий;
- уметь называть предыдущее и последующее число от заданного.
2. Содержательный раздел
2.1. Условия реализации содержания программы:
• изложение материала рассчитано на 1 год.
• программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста: от 5 до 7 лет.
• работа по данному направлению ведется 2 раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня. Всего в год планируется проведение 62 занятий.
Методические приемы:
- наглядно-образный,
- иллюстративный,
- словесный,
- практический,
- исследовательский,
- частично-поисковый,
- метод дидактических игр,
- метод моделирования.
Формы и методы обучения:
- дидактические игры и творческие задания;
- чтение художественных произведений и работа над содержанием;
- работа с наглядным и раздаточным материалом;
- выполнение заданий в альбомах, тетрадях;
- тестирование 2-3 раза в год;
- участие в массовых мероприятиях учреждения
Формы итоговых занятий:
по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.
Формы подведения итогов: открытый показ занятий для родителей; участие детей в городских шахматных турнирах.
Интегрируемые образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
2.2 Тематический план занятий
№ | Тема занятия | Содержание деятельности | Форма занятия |
Октябрь | |||
1-2 | Тема: Путешествие в мир знаков и символов | Знакомство детей с основными направлениями работы. Вспомнить с детьми знаки-символы, что они обозначают, познакомить, чем мы будем заниматься на кружке, чему учиться. | Беседа, рассказ, игра |
3-4 | Конструирование из геометрических фигур. | Изготовление геометрической аппликации по образцу, по замыслу. (аппликации из различных геометрических фигур). Ориентирование на листе бумаги. Понятие аппликация, орнамент, симметрическое расположение | Практическое задание, анализ работ, обсуждение |
5-6 | Геометрия вокруг нас. | Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию, используя знаки-символы. | Практическое задание, игра, обсуждение. |
7-8 | Конструирование из геометрических фигур «Дом» | Постройка дома по схемам к БД и пособия ВэйТой, изготовление аппликации «Дом» из различных геометрических фигур. | Практическая работа в парах, беседа, анализ, игра. |
Ноябрь | |||
1-2 | Многоугольники. | Познакомить детей с тем, что так называются фигуры, у которых три, четыре и более углов. | Рассказ, практическое задание, игра. |
3-4 | Конструирование из геометрических фигур: «Гусеница» | Конструирование гусеницы по заданной схеме свойств фигур. Запись условными обозначениями получившейся гусеницы. | Игра, беседа, рассуждение, практическое задание. |
5-6 | Лабиринт. | Пройти лабиринт, находя знаки-символы геометрических фигур БД, кодирование входа и выхода из лабиринта. Создание детьми своего лабиринта. | Практическое задание, анализ, рассуждение, игра. |
7-8 | «Кондитерская фабрика» | Разложить в 2 обруча «конфеты» блоки) по данной педагогом схеме, используя знаки отрицания. | Практическое задание, беседа, рассуждение. |
Декабрь | |||
1-2 | «Шерлок Холмс ищет преступника» | На карточки со знаками-символами выложить необходимый блок. | Игра, беседа, практическое задание. |
3-4 | «Волшебная дверь или что изменилось» | Измять по одному или нескольким свойствам блоки при проходе через волшебную дверь. Уметь определять эти признаки. | Игра, рассуждение, анализ. |
5-6 | «Путешествие на поезде» (Палочки Кюизинера) | Соотносить палочки с цифрами «Цвет и число», | Беседа, выполнение практических заданий, игра. |
7-8 | Цифры. | «Как разговаривают числа», «О чем говорят числа». | Практические задания, игры. |
Январь | |||
1-2 | «Поезда» | Составить поезд из палочек-вагонов от самого длинного до самого короткого. Перечислить цвета по порядку слева направо и наоборот. Пронумеровать вагоны своего поезда. Построить вокзал из указанных палочек. | Практическое задание. Конструирование. Игра. |
3-4 | «Пассажиры» | Используя палочки К., знаки +,- нужно рассадить пассажиров по вагонам. | Игровые упражнения. |
5-6 | «Логические задачки» | Решение логических заданий при помощи математических игр и пособий «Танграмм», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», кубики Никитиной. | Беседа, игра. |
Февраль | |||
1-2 | «Найди ошибки» | По предложенным рисункам и схемам найти пары и заменить ошибки. | Практическое задание. |
3-4 | «Счёт» | Сконструировать разные постройки, используя цветные палочки Кюизинера, | Практическое задание. Конструирование. |
5-6 | «Автотрасса» | Построить город: дорожки для пешеходов и автомобилей, дома, транспорт. | Игра, практическое упражнение. |
7-8 | «Помоги муравьишкам» | Расселить фигуры-блоки по ячейкам. | Рассказ, игра, исправление ошибок. |
Март | |||
1-2 | «Необычное путешествие» | Путешествие в страну математики: решение логических задач, ребусов, задач-шуток | Игра, выполнение упр. |
3-4 | Математическая викторина. | Разделить детей на 2 команды и поочерёдно давать задания: состав чисел, соединить по точкам, решить примеры при помощи палочек К, найти цифру используя дорожку из геометрических фигур и т.д. | Игра, решение логических заданий, головоломок. |
5-6 | Ориентировка в пространстве. | Используя игровые пособия «Танграмм», «Колумбово яйцо», выполнить задание по образцу, комментируя последовательность действий. Выполнить графический диктант. | Практическое задание. Игра, задание на закрепление. |
7-8 | Игра «Умники и умницы». | Выполнение заданий: «По дорожкам к домикам», «Счётные палочки», «Состав числа», «Геометрические фигуры». | Практические задания. |
Апрель | |||
1-2 | Игра «Танграмм» | Работа с шаблонами к игре «Танграмм» | Рассказ, игра. |
3-4 | Конструирование цифр из бумаги | Выкладывание цифр из элементов танграмма | Практическая работа, анализ работ, игра. |
5-6 | Конструирование из бумаги: аппликации из элементов танграмма. | Выкладывание аппликаций из элементов танграмма. | Практическая работа, анализ работ, игра. |
7-8 | Конструирование из бумаги. | Выкладывание аппликаций из элементов танграмма: узоры, дома, машины, природа. | Практическая работа, анализ работ, игра. |
Май | |||
1-2 | «Перевёртыши» | Решая примеры, найти соответствующие цветные палочки для создания рисунка. | Игра, практическое задание, беседа. |
3-4 | «Путешествие в Антарктиду» | Решение разнообразных заданий от пингвинят: счёт от 0 до 10 и обратно, игра «Кубики для всех», «логические задачки». | Рассказ, практическое задание, игра. |
5-6 | «Путешествие продолжается» | Необходимо найти ларец, соединив точки последовательно. Используя карты-схемы, линейки, найти места пересечения линий. Выложить фигуры собак из элементов игры «Кубики для всех». | Игра, практическое задание, решение логических задач. |
7 | «Ведём поиск белочек» | Решение разных логических заданий, используя ПК, БД, счётные палочки, танграмм. | Игра, рассуждения, решение логических заданий. |
8 Итоговое занятие | Развлечение «Математический КВН» | Решение логических заданий. | Игра. |
3. Организационный раздел
Срок реализации программы: 1 год.
Контингент воспитанников: дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Режим реализации программы: 2 раза в неделю во вторую половину дня, длительностью – 25 минут.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Место проведения: кабинет творчества.
Техническое оснащение занятий:
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.
3.1 Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор, компьютер;
- магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
- плакаты: геометрические фигуры, цифры и счет, цвета и формы, времена
года
плакат для изучения состава числа;
- комплекты цифр и знаков:
- набор геометрических фигур.
- диагностический материал.
- наборы сюжетных (предметных) картинок;
- счетные палочки (на каждого ребёнка)
- видеофильмы, соответствующие тематике программы;
- пособия и дидактические материалы;
- индивидуальные карты с заданиями, трафареты;
- наборы цветных карандашей, ножницы.
3.2 Методическое обеспечение программы:
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.-95с.
- Касымова Л.Н., Каргина Н.С., Гуренкова Г.Н. Математика и логика в дошкольных учреждениях: Программа и методические рекомендации для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.-76
- Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 1998. -160с.
- Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Автор-составитель З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.-176 с.: Ил.
- Г.П.Шалаева, Большая книга логических игр – М.: АСТ: СЛОВО, 2011.-224 с.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедотова, Быстрый курс подготовки к школе, - Москва: Издательство АСТ, 2018. – 287с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста
Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь бу...
Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...
Как развивать мышление у детей дошкольного возраста?
Упражнения, котрые могут использовать родители с детьми дошкольноннго возраста для разитие мышления....
Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома
Простые советы, как развивать математические способности дома в игровой форме....
Буклет для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста"
Несколько советов родителям по развитию памяти дошкольника....
Развиваем внимание у детей дошкольного возраста
Внимание - один из важнейших компонентов познавательной деятельности. Характеристика внимания. Задания для развития внимания...
Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"
Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"...