“Развивай-ка” для детей дошкольного возраста 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Сафиуллина Гюзелия Рафаилевна

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivay-ka.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 47»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

“Развивай-ка”

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

г. Нижнекамск, 2023 г.

Содержание

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель, задачи программы «Развивай-ка»

4

1.3

Ожидаемые результаты

5

2

Содержательный раздел

2.1

Условия реализации содержания программы

6

2.2

Тематический план занятий

7

3

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение

12

3.2

Методическое обеспечение программы

13

  1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Освоение математической действительности наиболее эффективно, если оно происходит в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия для практического применения детьми знаний, полученных на занятиях математике.

Развитие логического мышления включает в себя использование развивающих  игр, смекалок, головоломок, решение различных логических задач и лабиринтов  вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Кружковая развивающая  программа «Развивай-ка»  способствует развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на развитие познавательной активности,  логического мышления.

Отличительной особенностью программы является её комплексность.

Новизна программы заключается в том, что в ходе усвоения программы у обучающихся мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для успешного формирования логического мышления и пространственного воображения, а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала.

1.2 Цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического  и логического содержания.

Задачи:

•        развивать математические понятия: пространственное расположение, форма, размер, толщина

•        формирование элементов логической и алгоритмической грамотности,

•        отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

•        развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

•        воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Кружковая работа предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

1.3  Ожидаемые результаты:

знать:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью: создавать постройки по рисунку, чертежу;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
  • составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно.

уметь:

  • уметь составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь пользоваться арифметическими знаками действий;
  • уметь называть предыдущее и последующее число от заданного.

2. Содержательный раздел

2.1. Условия реализации содержания программы:

•        изложение материала рассчитано на 1 год.

•        программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста: от 5 до 7 лет.

•        работа по данному направлению ведется 2 раза в неделю по 25 минут, во второй половине дня. Всего в год планируется проведение 62 занятий.

Методические приемы: 

  • наглядно-образный,
  • иллюстративный,
  • словесный,
  • практический, 
  • исследовательский,
  • частично-поисковый,
  • метод дидактических игр,
  • метод моделирования.

Формы и методы обучения:

  - дидактические игры и творческие задания;

  - чтение художественных произведений и работа над содержанием;

  - работа с наглядным и раздаточным материалом;

  - выполнение заданий в альбомах, тетрадях;

   - тестирование 2-3 раза в год;

  -  участие в массовых мероприятиях учреждения

Формы итоговых занятий:

 по каждому разделу: тестирование практических умений и выполнение упражнения для закрепления знаний.

Формы подведения итогов: открытый показ занятий для родителей; участие детей в городских шахматных турнирах.

Интегрируемые образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.

2.2  Тематический план занятий

Тема занятия

Содержание деятельности

Форма занятия

Октябрь

1-2

Тема: Путешествие в мир знаков и символов
Цель: ознакомление детей с работой кружка.

Знакомство детей с основными направлениями работы. Вспомнить с детьми знаки-символы, что они обозначают, познакомить, чем мы будем заниматься на кружке, чему учиться.

Беседа, рассказ, игра

3-4

Конструирование из геометрических фигур.
Цель: введение детей в мир геометрических фигур.

Изготовление геометрической аппликации по образцу, по замыслу. (аппликации из различных геометрических фигур). Ориентирование на листе бумаги. Понятие аппликация, орнамент, симметрическое расположение

Практическое задание, анализ работ, обсуждение

5-6

Геометрия вокруг нас.
Цель: учить правильно называть весь объем свойств у предмета.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию, используя знаки-символы.

Практическое задание, игра, обсуждение.

7-8

Конструирование из геометрических фигур «Дом»
Цель: повторение геометрических фигур

Постройка дома по схемам к БД и пособия ВэйТой, изготовление аппликации «Дом» из различных геометрических фигур.

Практическая работа в парах, беседа, анализ, игра.

Ноябрь

1-2

Многоугольники.
Цель: знакомство с понятием многоугольник.

Познакомить детей с тем, что так называются фигуры, у которых три, четыре и более углов.
Раскрашивание и повторение узора по клеточкам. Составление многоугольников из счётных палочек: сосчитай углы, стороны и назови их.

Рассказ, практическое задание, игра.

3-4

Конструирование из геометрических фигур: «Гусеница»
Цель: развитие умения классифицировать геометрические фигуры по 2 и более признакам.

Конструирование гусеницы по заданной схеме свойств фигур. Запись условными обозначениями получившейся гусеницы.

Игра, беседа, рассуждение, практическое задание.

5-6

Лабиринт.
Цель: учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способов разложения фигур, кодирование информации.

Пройти лабиринт, находя знаки-символы геометрических фигур БД, кодирование входа и выхода из лабиринта. Создание детьми своего лабиринта.

Практическое задание, анализ, рассуждение, игра.

7-8

«Кондитерская фабрика»
Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трём признакам.

Разложить в 2 обруча «конфеты» блоки) по данной педагогом схеме, используя знаки отрицания.

Практическое задание, беседа, рассуждение.

Декабрь

1-2

«Шерлок Холмс ищет преступника»
Цель: Закрепление умения детей способа декодирования.

На карточки со знаками-символами выложить необходимый блок.

Игра, беседа, практическое задание.

3-4

«Волшебная дверь или что изменилось»
Цель: освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

Измять по одному или нескольким свойствам блоки при проходе через волшебную дверь. Уметь определять эти признаки.

Игра, рассуждение, анализ.

5-6

«Путешествие на поезде» (Палочки Кюизинера)
Цель: Развитие у детей количественных представлений.

Соотносить палочки с цифрами «Цвет и число»,
«Число и цвет», «Путешествие на поезде»

Беседа, выполнение практических заданий, игра.

7-8

Цифры.
Цель: развитие у детей количественных представлений.

«Как разговаривают числа», «О чем говорят числа».

Практические задания, игры.

Январь

1-2

«Поезда»
Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счёте, пространственной ориентировке, освоение состава числа, различении цифр; развивать умение мыслить, рассуждать.

Составить поезд из палочек-вагонов от самого длинного до самого короткого. Перечислить цвета по порядку слева направо и наоборот. Пронумеровать вагоны своего поезда. Построить вокзал из указанных палочек.

Практическое задание. Конструирование. Игра.

3-4

«Пассажиры»
- закрепить знание математических знаков, через арифметические действия.

Используя палочки К., знаки +,- нужно рассадить пассажиров по вагонам.

Игровые упражнения.

5-6

«Логические задачки»
Цель: учить решать логические задачки на классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Решение логических заданий при помощи математических игр и пособий «Танграмм», «Блоки Дьенеша», «палочки Кюизинера», кубики Никитиной.

Беседа, игра.

Февраль

1-2

«Найди ошибки»
Цель: учить сравнивать рисунок и схему, развивая воображение и наглядно-образное мышление.

По предложенным рисункам и схемам найти пары и заменить ошибки.

Практическое задание.

3-4

«Счёт»
-умение решать математические загадки, используя пособие «палочки Кюизинера».

Сконструировать разные постройки, используя цветные палочки Кюизинера,

Практическое задание. Конструирование.

5-6

«Автотрасса»
-развитие умений выделять свойства в предметах, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Построить город: дорожки для пешеходов и автомобилей, дома, транспорт.

Игра, практическое упражнение.

7-8

«Помоги муравьишкам»
Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Расселить фигуры-блоки по ячейкам.

Рассказ, игра, исправление ошибок.

Март

1-2

«Необычное путешествие»
Цель: формировать системное мышление, развивать умение по части составлять целое.

Путешествие в страну математики: решение логических задач, ребусов, задач-шуток

Игра, выполнение упр.

3-4

Математическая викторина.
Цель: развивать умение использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Разделить детей на 2 команды и поочерёдно давать задания: состав чисел, соединить по точкам, решить примеры при помощи палочек К, найти цифру используя дорожку из геометрических фигур и т.д.

Игра, решение логических заданий, головоломок.

5-6

Ориентировка в пространстве.
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять умение работать в тетради в клетку.

Используя игровые пособия «Танграмм», «Колумбово яйцо», выполнить задание по образцу, комментируя последовательность действий. Выполнить графический диктант.

Практическое задание. Игра, задание на закрепление.

7-8

Игра «Умники и умницы».
Цель: развитие умений пользоваться схемами и условными изображениями.

Выполнение заданий: «По дорожкам к домикам», «Счётные палочки», «Состав числа», «Геометрические фигуры».

Практические задания.

Апрель

1-2

Игра «Танграмм»
Цель: Изготовление набора для игры «Танграмм»

Работа с шаблонами к игре «Танграмм»

Рассказ, игра.

3-4

Конструирование цифр из бумаги
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах на плоскости.

Выкладывание цифр из элементов танграмма

Практическая работа, анализ работ, игра.

5-6

Конструирование из бумаги: аппликации из элементов танграмма.
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Выкладывание аппликаций из элементов танграмма.

Практическая работа, анализ работ, игра.

7-8

Конструирование из бумаги.
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах

Выкладывание аппликаций из элементов танграмма: узоры, дома, машины, природа.

Практическая работа, анализ работ, игра.

Май

1-2

«Перевёртыши»
- продолжать учить составлять образы на основе рисунка-схемы, решать простые арифметические действия.

Решая примеры, найти соответствующие цветные палочки для создания рисунка.

Игра, практическое задание, беседа.

3-4

«Путешествие в Антарктиду»
Цель: развивать мышление, сообразительность, смекалку, конструктивные умения, ориентацию на плоскости.

Решение разнообразных заданий от пингвинят: счёт от 0 до 10 и обратно, игра «Кубики для всех», «логические задачки».

Рассказ, практическое задание, игра.

5-6

«Путешествие продолжается»
Цель: развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентация на плоскости, арифметические навыки.

Необходимо найти ларец, соединив точки последовательно. Используя карты-схемы, линейки, найти места пересечения линий. Выложить фигуры собак из элементов игры «Кубики для всех».

Игра, практическое задание, решение логических задач.

7

«Ведём поиск белочек»
Цель: развивать умение пользоваться схемами и числовыми изображениями. Развивать логическое мышление, высказывать предположительный ход поисковых решений.

Решение разных логических заданий, используя ПК, БД, счётные палочки, танграмм.

Игра, рассуждения, решение логических заданий.

8

Итоговое

занятие

Развлечение «Математический КВН»
Цель: доставить радость детям в решении математических заданий.

Решение логических заданий.

Игра.

3. Организационный раздел

Срок реализации программы: 1 год.

Контингент воспитанников: дети дошкольного возраста 5-7 лет.

Режим реализации программы: 2 раза в неделю во вторую половину дня, длительностью – 25 минут.

Форма организации образовательного процесса: групповая.

Место проведения: кабинет творчества.

Техническое оснащение занятий:

Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

3.1 Материально-техническое обеспечение:

- мультимедийный  проектор, компьютер;

- магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- плакаты: геометрические фигуры, цифры и счет, цвета и формы, времена

 года

плакат для изучения состава числа;

- комплекты цифр и знаков:

- набор геометрических фигур.

- диагностический материал.

- наборы сюжетных (предметных) картинок;

- счетные  палочки (на каждого ребёнка)

- видеофильмы, соответствующие тематике программы;

- пособия и дидактические материалы;

- индивидуальные карты с заданиями, трафареты;

 - наборы  цветных карандашей, ножницы.

3.2  Методическое обеспечение программы:

  1. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.-95с.
  2. Касымова Л.Н., Каргина Н.С., Гуренкова Г.Н. Математика и логика в дошкольных учреждениях: Программа и методические рекомендации для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003.-76
  3. Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: «Баласс», 1998. -160с.
  4. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. Автор-составитель З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.-176 с.: Ил.
  5. Г.П.Шалаева, Большая книга логических игр – М.: АСТ: СЛОВО, 2011.-224 с.
  6. О.В.Узорова, Е.А.Нефедотова, Быстрый курс подготовки к школе, - Москва: Издательство АСТ, 2018. – 287с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь бу...

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Как развивать память у детей дошкольного возраста»...

Как развивать мышление у детей дошкольного возраста?

Упражнения, котрые могут использовать родители с детьми дошкольноннго возраста для разитие мышления....

Развиваем математические способности детей дошкольного возраста дома

Простые советы, как развивать математические способности дома в игровой форме....

Буклет для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста"

Несколько советов родителям по развитию памяти дошкольника....

Развиваем внимание у детей дошкольного возраста

Внимание - один из важнейших компонентов познавательной деятельности. Характеристика внимания. Задания для развития внимания...

Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"

Консультация для родителей "Как развивать память у детей дошкольного возраста?"...