Программа кружка "Чудо ниточки"
материал (старшая группа)
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционной техники в аппликации из пряжи, их эстетического развития.
Актуальность
Ниткография – оригинальный и необычный вид рукоделия, который позволяет практически сразу получать «рисунок» высокого качества и высокой художественной привлекательности. Достоинство работы в том, что изображение выполняется довольно быстро и доступно.
Ниткография – эффективное средство при подготовке ребёнка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных. способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Чудо ниточки" | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новонукутский детский сад №2
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
Новонукутский детский сад №2
_____________ И.А.Иванова
«____» ____________ 2024 г.
Программа кружка
«Чудо ниточки»
Направленность: художественная
составила
Сафиулина Асия Харисовна,
воспитатель
Новонукутский
2024-2025 г.
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или пряжи контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета.
Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.
Создавая рисунок, с помощью пряжи ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ в технике «ниткография» для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
В работе используются бумага, пряжа разных цветов, картон, клей.
Актуальность
Ниткография – оригинальный и необычный вид рукоделия, который позволяет практически сразу получать «рисунок» высокого качества и высокой художественной привлекательности. Достоинство работы в том, что изображение выполняется довольно быстро и доступно.
Ниткография – эффективное средство при подготовке ребёнка к школе, в плане развития его умственных, ручных, творческих, коммуникативных. способностей.
Педагогическая целесообразность
Для детей этот вид творчества очень полезен. Благодаря занятиям у детей развивается воображение, зрительное восприятие. Мелкая моторика рук, а также моторно – зрительная координация. Все это позволяет подготовить руку ребёнка к письму, а также развить талант в декоративно – прикладном творчестве.
Занятия нитрографией развивают усидчивость, аккуратность, кропотливость, глазомер, цветовосприятие.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов нетрадиционной техники в аппликации из пряжи, их эстетического развития.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей создавать изображение способом «ниткография».
2. Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок из пряжи.
Развивающие:
1. Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток.
2. Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа.
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет.
Сроки реализации программы кружка
Занятия в кружке проводятся в течении учебного года, 1 раз в неделю. Продолжительность – 25 минут.
Материал:
- пряжа разного цвета
- лист картона с изображением рисунка
- клей ПВА
- ножницы
- клеенка
- кисть
- салфетка
Ожидаемые результаты
1. Приобретение первоначальных навыков работы в стиле «ниткография».
2. Умение чётко и аккуратно «очерчивать» основной контур рисунка из нити.
3. Раскрытие творческого потенциала – ребёнок осознаёт себя творцом.
4. Повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения доводить начатое дело до конца).
Сентябрь
Аппликации из нарезанных ниток
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Давайте познакомимся» | Разные виды пряжи и ниток | - рассматривание картин из пряжи |
2 | «Осеннее дерево» | - шерстяные нитки красного, жёлтого, оранжевого и коричневого цвета; клей ПВА; кисть клеевая; простой карандаш; салфетки; картон белого или голубого цвета; ножницы. | - рассматривание картин с разными видами осенних деревьев (форма, цвет кроны, толщина и длина ствола); нарезание пряжи |
3 | Подарки осени «Гриб Боровик» | - шерстяные нитки коричневого, белого, зеленого цвета; картон желтого или голубого цвета; клей ПВА; кисть клеевая; простой карандаш; салфетки; шаблон «гриб»; ножницы. | - рассматривание картинок, фотографий с грибами – боровиками; чтение стихов, сказки Сутеева «Под грибом»; загадки; нарезание пряжи. |
4 | «Наливное яблочко» | - шерстяные нитки красного, жёлтого и зеленого цвета; картон желтого или голубого цвета; клей ПВА; кисть клеевая; простой карандаш; салфетки; шаблон «яблоко»; ножницы. | - рассматривание картинок, муляжей яблок; загадки; чтение стихов; нарезание пряжи. |
Октябрь
Аппликации из нарезанных ниток
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Пушистые листья» | - шерстяные нитки разного цвета; тонированный картон; клей ПВА; кисть клеевая; простой карандаш; салфетки; шаблоны листьев; ножницы. | - рассматривание гербария из листьев; нарезание пряжи; д/и «С какой ветки детка»; чтение стихов, рассказов, загадки. |
2 | «Мухоморчик» | - шерстяные нитки белого, жёлтого, красного и зеленого цвета; клей ПВА; кисть клеевая; карандаш, салфетки; картон тонированный; ножницы. | - рассматривание фотографий, картинок с изображением мухомора (форма, цвет шляпки, ножки); нарезание пряжи. |
3 | «Фруктовая ярмарка» (самостоятельный выбор шаблонов для работы детей) | - шерстяные нитки красного, фиолетового, бордового, оранжевого и зеленого цвета; картон разного цвета; клей ПВА; кисть; карандаш; салфетки; шаблон «фрукты»; ножницы. | - рассматривание альбомов, раскрасок, муляжей и оригиналов фруктов; чтение стихов, загадки; нарезание пряжи. |
4 | «Фруктовый натюрморт» | - шерстяные нитки разного цвета; картон тонированный; клей; кисть клеевая; карандаш; салфетки; шаблон «фруктов»; ножницы. | - рассматривание альбома «Натюрморт»; д/и «Собери натюрморт»; создание эскиза; нарезание ниток. |
Ноябрь
Аппликации из нарезанных ниток
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Ветка осенней рябины» (коллективная работа), два занятия | - шерстяные нитки красного, жёлтого, оранжевого и черного цвета; лист белого картона формата А3; клей; кисть; карандаш; салфетки; ножницы. | - наблюдение за рябиной во время прогулки; рассматривание ветки рябины; нарезание пряжи; подготовка эскиза.
|
2 | «Загадки с грядки» (самостоятельный выбор шаблонов для работы детей) | - шерстяные нитки разного цвета; клей; кисть; карандаш; салфетки; картон тонированный; шаблоны «Овощи»; ножницы. | - рассматривание альбомов, раскрасок, муляжей и оригиналов овощей; нарезание пряжи. |
3 | «Пушистые картинки»
| - шерстяные нитки разного цвета; клей; кисть; карандаш; салфетки; картон тонированный; шаблоны «Домашних, диких животных»; ножницы. | - рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных; чтение рассказов Бианки, Чарушина; загадки; нарезание пряжи; подготовка эскиза. |
4 | «Лошадка» | - шерстяные нитки разного цвета; картон цветной; клей; кисть; карандаш; салфетки; ножницы. | - рассматривание иллюстраций с изображением лошади, раскрасок; чтение рассказов. |
Декабрь
Аппликации из целых ниток по прямой и волнистым линиям
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Снегирь на ветке» | - шерстяные нитки красного, зеленого, белого, желтого и темно – коричневого цвета; трафарет снегиря; клей; кисть; карандаш; салфетки; картон; ножницы. | - рассматривание картинок, фотографий; нарезание пряжи; наблюдение за снегирем; подготовка эскиза. |
2 | «Снежинки» | - шерстяные нитки белого цвета; клей; кисть; карандаш; салфетки; картон фиолетового, синего цвета; ножницы. | - рассматривание иллюстраций; нарезание пряжи; схемы узоров. |
3 | «Дерево в снегу» (нитки + соль) | - шерстяные нитки коричневого цвета в небольших клубочках; картон разного цвета; клей; кисти; карандаш; салфетки; крупная соль; ножницы. | - рассматривание демонстрационных картинок с изображением зимних деревьев. |
4 | «Новогодняя елочка» | - шерстяные нитки разного цвета; картон тонированный; клей; кисть; карандаш; салфетки; шаблон «елочки»; ножницы. | - рассматривание демонстрационных картинок с изображением новогодней елки. |
Январь
Аппликации из целых ниток по кругу
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Снеговик»
| - шерстяные нитки белого цвета; лист картона фиолетового, синего; клей; кисть; карандаш; салфетки; ножницы; шаблоны кругов разного диаметра; ножницы. | - рассматривание иллюстраций; нарезание пряжи; д/и «Собери снеговика».
|
2 | «Заяц белый» (самостоятельный выбор шаблонов для работы детей) | - шерстяные нитки белого цвета; клей; кисть; карандаш; салфетки; силуэт зайца; ножницы. | - рассматривание картинок, фотографий; нарезание пряжи; подготовка силуэта. |
3 | «Мой весёлый звонкий мяч» | - нитки разных цветов; кисть; клей; салфетки; картон с трафаретом мяча; ножницы. | - рассматривание картинок с мячами; подготовка силуэта; физминутка про мяч. |
Февраль
Аппликации «Смешанные композиции»
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Парк зимой» | - шерстяные нитки белого цвета; силуэты стволов деревьев; клей; кисть; карандаш; салфетки; картон синего, голубого цвета; вата; ножницы. | - рассматривание картинок, фотографий; нарезание пряжи; наблюдение за деревьями; подготовка эскиза.
|
2 | «Портрет для папы» | - шерстяные нитки разного цвета; клей; кисть; карандаш; салфетки; картон; раскраска; ножницы. | - рассматривание иллюстраций с прическами.
|
3 | «Подарок папе»
| - шерстяные нитки разного цвета; картон; клей; кисти; карандаш; салфетки; рисунок самолета; ножницы. | - рассматривание демонстрационных картинок с изображением разных видов самолетов; беседа.
|
4 | «Кораблик» | - шерстяные нитки разного цвета; картон; клей; кисти; карандаш; салфетки; рисунок кораблика; ножницы. | - рассматривание демонстрационных картинок с изображением разных видов кораблей; беседа.
|
Март
Аппликации из целых ниток по кругу
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Сорока - белобока» | - шерстяные нитки белого и черного цвета; картон; клей; ножницы; салфетки; кисть; иллюстрации с изображением сороки; карандаш. | - рассматривание сороки во время прогулки; изготовление трафарета силуэта сороки; чтение произведений о сороке (потешки, стихи, рассказы); нарезание нитей. |
2 | «Светофор» | - шерстяные нитки жёлтого. зелёного и красного цвета; картон; клей; ножницы; салфетки; кисть; картинки с изображением дятла; карандаш. | - изготовление трафарета светофора; нарезание нитей; д/и «Найди отличия». |
3 | «Зонтик» | - шерстяные нити разного цвета; картон большого формата; клей; кисть; салфетки; ножницы; простой карандаш. | - рассматривание картин с зонтиками; изготовление эскиза; чтение стихотворений. |
4 | «Ваза с мимозой» | - цветной картон для фона; шерстяные нитки зелёного и желтого цвета; клей; ножницы; кисть; салфетки; карандаш. | - рассматривание букета мимозы; рисование с натуры; оформление коллекции открыток. |
Апрель
Аппликации из нарезанных ниток
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Пушистые облака и солнышко» | - шерстяные нитки белого и жёлтого цвета; картон; клей; ножницы; салфетки; кисть; карандаш. | - рассматривание изображения разнообразных облаков; трафареты силуэтов облако; подготовка фона; нарезание нитей. |
2 | «Игрушка юла» | - нитки разного цвета; картон; клей; ножницы; салфетки; кисть; карандаш. | - рассматривание картин с игрушками; подготовка эскиза; нарезание нитей. |
3 | «Подснежники» | - шерстяные нити голубого, белого и зеленого цвета; картон; клей; кисть; салфетки; ножницы; карандаш. | - рассматривание иллюстраций о подснежниках; изготовление трафарета силуэта подснежника; игра «Собери подснежник». |
4 | «Ваза с мимозой» | - цветной картон для фона; шерстяные нитки зелёного и желтого цвета; клей; ножницы; кисть; салфетки; карандаш. | - рассматривание букета мимозы; рисование с натуры; оформление коллекции открыток. |
Май
Аппликации из нарезанных ниток
№ | Тема | Материалы | Предварительная работа |
1 | «Ландыши» | - шерстяные нитки белого, зеленого цвета; картон; клей; ножницы; салфетки; кисть; карандаш. | - рассматривание изображения ландышей; изготовление трафарета -цветок ландыша; подготовка фона; нарезание нитей. |
2 | «Бабочки» | - шерстяные нитки разного цвета; картон; клей; ножницы; салфетки; кисть; карандаш. | - рассматривание иллюстраций бабочек; подготовка трафаретов разных видов бабочек; нарезание нитей; д/и «Узнай и назови бабочку»; чтение стихов. |
3 | «Улитка» | - шерстяные нити коричневого, белого и серого цвета; картон; клей; кисть; салфетки; ножницы; карандаш. | - рассматривание иллюстраций улиток; изготовление трафарета силуэта улитки; игра «Собери картинку»; д/и «Найди 10 отличий». |
4 | «Ромашки в зелёной траве» | - цветной картон для фона; шерстяные нитки зелёного, белого и желтого цвета; картон; клей; кисть; салфетки; ножницы; карандаш. | - знакомство с разными видами ромашек (лекарственная, садовая, полевая, декоративная); д/и «Найди 10 отличий»; рисование с натуры; оформление коллекции открыток; беседа «Ромашка, как символ семьи, любви и верности». |
Программное обеспечение.
1. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000.
2. Н.В. ГультяеваНиткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
3. А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия
развития, 2001.
4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
5. О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет)» Издательство: Паритет, 2008 г.
6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство ФолькундБиссен, Берлин, 1990
7. Бекетова Г.П. «Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи9от 3 до 7)», Москва, Академия развития, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности Волшебные ниточки
Занятие вышивкой, одно из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно-прикладного творчества, является важным средством всестороннего развития ребёнка. Вышивка развивает ме...
Программа работы кружка «Волшебная ниточка» по ручному труду (изонить)
Кружок по изонити....
Рабочая программа кружка «Волшебная ниточка»
Обучение включает в себя два модуля: I модуль – базовый, II модуль – проектная деятельность....
Рабочая программа " Весёлые ниточки"
Особенностью программы кружка " Весёлые ниточки" (джутовая филигрань) в том, что она разработана для детей коррекционной школы, которые стремятся получить практические навыки и умнния в ра...
Дополнительная образовательная программа "Волшебная ниточка"
Программа художествено-эстетической направленности для детей 6-7 лет...
Программа работы кружка "Иголочка и Ниточка" на 2016-2018 год
Программа работы кружка "Иголочка и Ниточка" на 2016-2018 год...
Программа кружка "Веселые ниточки"
Представлена программа кружка....