Статья по теме: «Развитие воображения у детей 5-6 лет при помощи рисования»
статья (старшая группа)

Рейхерт Марина Валерьевна

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_marina.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Развитие воображения у детей 5-6 лет при помощи рисования»

Выполнила: Рейхерт Марина Валерьевна

«Развитие воображения у детей 5-6 лет при помощи рисования»

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

Первое из них – представлять реальность в образах и уметь их использовать, решая проблемы. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него.

Вторая функция воображения – регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения человек способен, по крайней мере частично, удовлетворить многие потребности, снять напряжение, которое они создают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может обратить внимание на необходимые события.

Через образы он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.

Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция – это планирование и программирование мероприятий, подготовка таких программ, оценка их правильности, процесс их реализации.

Слабое развитие воображения проявляется на низком уровне переработки представлений. Таким людям сложно представлять наглядные образы. Они живут бедной эмоциональной жизнью. Более высокий уровень воображения можно встретить у людей, занимающихся творчеством (художники, писатели и т.д.). У каждого человека степень воображения развита по-разному, и оно имеет разную степень проявления.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Основными понятиями художественного эстетического развития дошкольников являются творческая деятельность дошкольников, воображение, действительность.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую–либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Воображение интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. Если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступит быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

О. Боровик отмечает, что рисование - это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Значительный скачок как в развитии самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему нравится. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. Рисование популярно среди детей 5-6 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем больше развито у детей восприятие, наблюдательность, тем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В старшем дошкольном возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

Психологические исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли. А.А. Люблинская доказала в своих исследованиях, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, то есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы. Так как рисование наиболее популярный вид продуктивной деятельности дошкольников, именно в этой деятельности появляется возможность выявить наиболее характерные черты развития детского воображения, посредством анализа продуктов деятельности детей.

Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение и другие приемы. Именно педагогически правильные воздействия на ребенка приведут к увеличению уровня развития воображения.

Изобразительная деятельность, как известно, обладает способностью комплексного воздействия на человека, его психику, моторику, физиологические процессы. Она позволяет благотворно влиять на внутреннее состояние человека, успокаивать, оказывать расслабляющее воздействие, снимать стресс. В изобразительной деятельности важное значение приобретает ее направленность на сознательную и эмоциональную деятельность.

В результате проведенного исследования с детьми старшего дошкольного возраста нами было выявлено, что на занятиях с использованием рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Комплекс занятий способствует развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Статистический анализ установил разницу, что существует небольшая значимость и развивающее воздействия. Использование разных способов благотворно влияют на творческий потенциал ребенка. Использование нетрадиционных способов в рисовании обеспечили толчок к развитию воображения через творчество, проявлению самостоятельности, инициативы и к выражению индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети научатся думать, принимать самостоятельные решения в том какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительными.

В процессе освоения детьми навыков в творческой деятельности через нетрадиционные способы рисования развивался один из значимых компонентов как воображение. Занятия способствовали формированию операционных компонентов воображения, создавались условия для творческой деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с
  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. - М.: Знание, 1984. - 80 с
  4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000. С 37
  5. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет. ФГОС ДОУ рец. Лыкова Ирина Александровна ИД Цветной мир 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования"

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. Решение ее начинается в дошкольном возрасте. И изобразительная деятельность яв...

Статья на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования».

Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый ...

Статья по теме: "Развитие воображения в дошкольном возрасте".

Консультация для воспитателей и  родителей....

Статья на тему: "Развитие воображения дошкольников посредством дидактических игр".

В каждом ребенке заложена творческая искра. У одних она развита лучше, у других хуже. Творчеству невозможно обучиться, необходима практика в решении тех или иных задач, развитие в той или иной степени...

Статья на тему: "Развитие воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Статья на тему:"Развитие воображения у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность." Многие дошкольники испытывают страх, тревогу, неуверенность в себе, заторможеннос...

Статья на тему: «РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

Что такое игра? На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.Пиаже видит суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играт...

Статья "Педагогические условия развития воображения у детей 4-5 лет".

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТСклярова Н.В.Аннотация. В статье определена сущность воображения как психического процесса, доказана важность его развития на этапе дош...