Статья "Народное творчество"
статья

Степанова Юлия Александровна

Нравственно - патриотическое воспитании детей дошкольного возраста через русские народные хороводные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepanova_yu.a.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно - патриотическое воспитании детей дошкольного возраста через русские народные хороводные игры.

Степанова Ю.А

(Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад №341»)

В настоящее время, остро ощущается потребность восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности своего народа. Но не желание подрастающего поколения ценить свою культуру ,свое отечество – одна из серьёзных проблем нашего времени. Поэтому развивать понимание у детей культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Важная роль патриотического воспитания,   приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, знать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Опыт работы нашего ДОУ показал, что у воспитанников не достаточно сформировано представление о русской национальной культуре : оказалась прерванной связь поколений, потеряны традиции празднования народных календарных праздников, забыты обычаи, верования. Нужно постараться, чтобы народные праздники прочно вошли в жизнь детского сада. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам самый лучший источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

          В нашем учреждении знакомство детей с народным творчеством ведётся с ясельной группы и с каждым годом интерес к этому не только не угасает, а становится всё больше и больше.  Опыт показывает , что детей дошкольного возраста лучше приобщать к народной культуре через песенно-игровые традиции, календарно-обрядовые праздники. Они приурочены к определённым датам, имеют ярко выраженный сезонный характер.  Встречи и проводы времён года, колядование, закликание птиц весной,  чествование урожая.

             В праздниках с радостью принимают участие дети и родители, которые с большим удовольствием приобретают и шьют русские народные костюмы для своих детей ,так же принимают участие в праздниках в виде героев мероприятия , коробейников , пополняют музей «Русской избы» предметами русского быта. Большой эмоциональный заряд получают  и сами родители, принимая  в этом участие. Тем самым поддерживая своих детей , возрождая  национальную культуру , впуская в свою повседневную жизнь традиции своего народа и своей страны. Все эти мероприятия проходят в игровой форме, где большая часть праздника занимают русские хороводные игры. Они  вызывают интерес  не только как жанр народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о жизни наших предков их жизни, труде, отдыхе. Поэтому мы решили  внедрить в  учреждении проект «Русские народные хороводные игры»

Цель проекта приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.

Задачи:

1. Приблизить детей к культуре наших предков через музыкальные и хороводные игры;

2. Дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах обычаях русского народа через игровую деятельность;

3. Способствовать пониманию красоты и ценности русской национальной культуры;

4. Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.

Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста 4-5; 5 – 6 лет;

Инновационная направленность проекта: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Реализация проекта состояла из трёх этапов:

На первом этапе проекта организационно – подготовительном .Разработка и утверждение проекта. Анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме. Подбор бесед и презентаций для детей среднего, старшего дошкольного возраста. Была создана картотека хороводных народных игр. Подбор музыкального репертуара. Так же были составлены сценарии фольклорных развлечений.

Второй этап. Реализация проекта. В течение года воспитанники  средних и старших групп, под руководством музыкального руководителя, изучали видеофильм информационно–просветительского этнопроекта «Видеоальманах Дружбы». Занятия в музее «Русская изба» : «Хохломская ложка»,«Кукла оберег». Так же был проведен мастер-класс с педагогами «Русские хороводные народные игры». Консультации для  родителей на тему « Фольклор – как средство приобщения дошкольников к народной культуре, истокам народного творчества». В течении года с детьми и педагогами были разучены хороводные игры        : «Золотые ворота», «Ручеек», «Заря заряница», «Чижик пыжик чижачок», «Гори гори ясно», «Кузя домовой», «Бабка - ёжка», «Растяпа» «Как у тетушки Маланьи», «Как у дедушки Федота» Совместными усилиями педагогов и родителей были проведены развлечения: «Колядки», «Масленица» «Осенины», «Капустные посиделки», «Ярмарка». Полученные знания дети и воспитатели применяли не только на конкретных развлечениях, но и на прогулках, в режимных моментах с воспитанниками.

Третий этап проекта. Итоговый. Было проведено итоговое мероприятие «Веселимся мы играем и несколько не устанем». Так же ребята приняли участие в мероприятии , в рамках Фестиваля народных игр «Русские забавы» при поддержке президентского фонда культурных инициатив. В праздниках с радостью принимали  участие дети, педагоги, а так же родители, где все получили  эмоциональный заряд.

По завершению проекта у всех участников : расширились знания о русской национальной культуре.        Пробудился  интерес детей к истории и национальной культуре своей Родины.

Развились умения по использованию  музыкальных хороводных игр, потешек, считалок, скороговорок для проведения русских обрядовых праздников и развлечений.

Проект «Русские народные хороводные игры для детей среднего, старшего дошкольного возраста» был представлен на городском методическом объединении Ассоциации музыкальных руководителей «Ритм» и так же  внедрен одной из тем на базовой площадке учреждения.

      Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Литература

1.Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова /Методическое пособие/ - Мозаика – Синтез, Москва 2005

2.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.    Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулов Н. А., Потапова Н.Н  / Учебное пособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.

3.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Практическое пособие/. — М.: Айрис-Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"

Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...

"Детское музыкальное творчество. Музыкально - ритмическое творчество."

1. Теоретические основы и задачи музыкально - ритмического воспитания...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...