доклад способы организации активного обучения детей дошкольного возраста в рамках фгос
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 "Сказка"
Карасукского района Новосибирской области
Способы организации активного обучения
детей дошкольного возраста в рамках ФГОС
Воспитатель: Мищенко Наталья Михайловна
г. Карасук, 2024г.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности обучающихся.
Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приёмы", употребляя их как синонимы.
Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Форма занятия — это формат, в котором построено всё занятие. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов занятий, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
- Тип " занятие усвоения новых знаний".
- Тип " занятие комплексного применения (занятие - закрепление)".
- Тип "урок актуализации знания и умений (занятие - повторение).
- Тип " занятие обобщения и систематизации".
- Тип " занятие коррекции ".
- Тип "комбинированное занятие " — может сочетать в себе несколько типов занятий, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм занятий
- Занятие в форме соревнований и игр: КВН, викторина.
- Занятие на основе нетрадиционной подачи материала: занятие - откровение, урок мудрости, творческий отчет.
- Занятия, напоминающие по форме публичные выступления: аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама.
- Занятие, имитирующие деятельность деловой игры.
- Занятия в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
- Занятия - фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
- Интегрированные занятия.
Каждую форму занятия можно интерпретировать для любого типа занятия по ФГОС. Чётких правил нет, и все зависит от фантазии воспитателя и от поставленных целей для конкретного занятия.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
- Пассивные: когда воспитатель доминирует, а обучающиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных занятиях обучающего типа. Самый распространенный приём пассивных методов — беседа.
- Активные (АМО). Здесь воспитатель и ребёнок выступают как равноправные участники занятия, взаимодействие происходит по вектору воспитатель = ребёнок.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых дети взаимодействуют не только с воспитателем, но и друг с другом. Вектор: воспитатель = ребёнок = ребёнок.
- Кейс-метод. Задаётся ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Дети должны исследовать ситуацию, предложить варианты её разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь воспитатель сам формулирует проблему. Задача воспитанников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией обучающихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
- цели обучения;
- уровня подготовленности обучающихся;
- возраста обучающихся;
- времени, отведенного на изучение материала;
- оснащённости детского сада;
- теоретической и практической подготовленности воспитателя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приёмов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
»»
С обеспечением игрового пространства ситуация более или менее ясна- игровая предметно-пространственная среда в том или ином виде представлена в любой группе. С обеспечением игрового времени сложнее- одна из основных жалоб воспитателей: с детьми некогда играть! А что касается поддержки спонтанной игры и особенно её обогащения, у многих воспитателей возникают серьезные проблемы, и наиболее часто реализуемая стратегия в этом отношении - просто невмешательство.
3. Е. О. Смирнова считает, что для реализации образовательной программы, построенной на игре дети должны уметь играть. Исследования показывают, что только у 5% дошкольников имеется высокий уровень развития игровой деятельности.
Причины по которым недостаточна развивается игровая деятельность :
• Недостаточная социальная компетентность, не умение налаживать отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей, в зависимости от взрослого, от среды: дети теряют способность и желание чем-то занять себя;
• Трудности коммуникации: безсодержательное общение, детям не интересно общаться друг с другом;
• Снижение энергичности детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт, аффективная напряженность;
• Несформированность воображения и внутреннего плана деятельности, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности;
• Недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения, недоразвитие мотивационно-потребностной деятельности.
Отдавая должное место самодеятельным играм, мы не должны забывать, что они не возникают сами собой, но «обучение» игре носит крайне специфический характер, в корне отличный от обучения, например, продуктивным видам деятельности. Очень точно это выразила Ф. И. Фрадкина, подчеркнув, что «игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом надо заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в процессе развития, и навязать его ребенку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие. (15)
В первую очередь нужно правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня и структуре образовательной программы.
Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. То есть воспитателю важно не только знать, как с помощью игры можно решить те или иные образовательные задачи, но и четко понимать какие условия в каждой возрастной группе, чтобы и сама игра также развивалась как деятельность.
В-третьих, следует использовать методику педагогической поддержки игровой деятельности.
Тот факт, что разные виды игр должны быть представлены в рамках образовательного процесса, обычно не вызывает возражений, но часто сопровождается сетованиями педагогов: когда же нам все успеть? На самом деле успеть не так сложно, когда для каждого типа игр в режиме дня выделено свое время.
Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию разнообразных дидактических игр в соответствии с содержанием работы по образовательным областям. Как правило это самый простой пункт, педагоги всегда это делали и делают: подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала.
Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течение всего времени пребывания ребенка в ДОО (п. 2.5.).На прогулках, либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, театрализованные игры, игры с правилами. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, воспитатель передает его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не «фронтально» со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Воспитатель в такой игре выступает как равноправный, но более опытный игровой партнер. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте. В процессе таких игр дети обогащают и расширяют палитру своего игрового опыта, узнают новые игры, получают возможность выбора наиболее предпочтительных для них.
В режиме дня выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий, и во вторую половину дня). Именно в это время они имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную») игру, о необходимости которой говорится в стандарте. Однако это время не остается «свободным» для воспитателя, который наблюдает за играми детей, чтобы оценить уровень их развития, продумать, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Ориентиром для оценки служит успешность решения тех образовательных задач, которые связаны с формированием игровой деятельности. Таким образом свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности: предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.
4. Как уже было сказано, педагог в каждой возрастной группе обращает особое внимание на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти образовательным областям, но и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников
Создание развивающей предметной среды.
Игровая предметная среда представляет собой неотъемлемую часть развивающей предметно-пространственной среды, к которой ФГОС ДО предъявляет особые требования. (3.3)
Развивающая предметно-игровая среда младшего дошкольного возраста предполагает предоставление детям динамических игрушек, игрушек – орудий (каталки, сачки, палки,разнообразных дидактических игрушек, направленных на формирование сенсорных эталонов, а также в обязательном порядке обобщенных по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этим игрушкам, для отображения наблюдаемых бытовых сценок (фигурки людей и животных и соответствующие мебель, посуда, предметы быта).Особое значение для развития игры детей этого возраста имеет введение в игру предметов-заместителей. Поэтому наличие в группах достаточного количества бросового, а впоследствии (к среднему дошкольному возрасту) и поделочного материала является обязательным условием организации предметно-игровой среды. Это реализует принцип ФГОС ДО, связанный с требованием полифункциональности развивающей предметно- пространственной среды(3.3.4)
Детям этого возраста рекомендованы игровые уголки, в которых из игрушек можно создавать некоторые сюжетные сценки, побуждающие детей к разворачиванию того или иного сюжета. Игрушка пока служит побудителем игры, поэтому игрушки желательно располагать в зоне видимости детей. Использование столь удобных задвигающихся в шкафы коробок для детей этого возраста не рекомендуется, так как подобное расположение игрушек у детей этого возраста входит в противоречие с принципом доступности материала (п. 3.3.4, оно более подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая предметно-игровая среда среднего дошкольного возраста предполагает более разнообразные по тематике образные игрушки, обязательно в арсенале ребенка остаются самые разные предметы – заместители, а также в обязательном порядке должны быть «атрибуты» для перевоплощения в разные роли (всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты, платки). Причем здесь важно иметь не детализованные костюмы, а именно их элементы или отдельные атрибуты, позволяющие ребенку почувствовать себя «в образе». С этого же возраста важно менять игровые уголки на варианты обобщенной предметно-игровой среды. Это может быть специальная модульная среда, а так же разнообразные средства оформления игрового пространства : дети охотно используют в игре разнообразную мебель, ткани, ширмы, кусты, укромные уголки и т. п., которые в полной мере обеспечивают принципы полифункциональности и трансформируемости среды.
Развивающая предметно-игровая среда для ребенка старшего дошкольного возраста продолжает оставаться максимально обобщенной, предполагающей возможность широкого наделения её элементов разнообразными игровыми значениями, а так же возможность трансформации в зависимости от игровых задач (что позволяют делать модули, ткани, ширмы, крупногабаритные легкие конструкторы). Однако к концу дошкольного возраста родители и педагоги отмечают повышенный интерес детей уже не к обобщенным условно-образным, а именно к реалистичным игрушкам, и это обстоятельство также можно удачно использовать для создания иных вариантов развивающей предметной среды игры. Речь идет о предметно-игровой среде, создаваемой детьми самостоятельно. К концу дошкольного возраста дети охотно создают фигурки героев своей игры, целые города жителей или армии из любых подручных материалов. В это входит всё : камушки, лоскутки, пластилин, брусочки.
Таким образом, организация предметно-игровой среды группы предполагает не только учет возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить. В старших – отказаться от «стандартных» игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки-самоделки. Одним из важнейших требований организации предметно-игровой среды группы предполагает не только учет возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. (3.3.2) Но даже в самой замечательной среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь носителя игровой культуры : подсказанная идея, продолженный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий.
• Активизирующее общение взрослых с детьми. Этот компонент направлен на побуждение к самостоятельному применению детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни. Обычно помощь воспитателя бывает необходима в трех случаях:
активизация начала игры;
помощь в случае «заминок»,пауз в процессе игры;
необходимость перевода игры к более сложным формам.
Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).
Таким образом, главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Материал о преимуществах использования ИКТ на ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)...
Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС
В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....
семинар-доклад развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование
копилка опытов описание проведения...
духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО
духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом......
Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...