«Использование ИКТ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
консультация по музыке на тему

Материал о преимуществах использования ИКТ на ОД по художественно-эстетическому развитию (музыка)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ромашка» п.г.т. Кукмор»                         Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Мастер – класс в рамках районного семинара – практикума для  музыкальных руководителей  дошкольных образовательных учреждений по проблеме «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста» по теме «Использование ИКТ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Музыкальный руководитель Гафарова И.Н.

2015

Первое неоспоримое право ребенка –

высказывать свои мысли.

Я. Корчак

   Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Что такое информационно коммуникативные технологии - это процесс, подготовки и      передачи  информации обучаемому, с помощью компьютера.        

  ? Что, на ваш взгляд, подразумевают под собой мультимедийные средства передачи информации? (звук, графику, текст, видео, организованные в виде единой информационной среды).  

   Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей.    Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

  Цель мастер-класса - использование ИКТ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО

 ? Как вы думаете, коллеги, какие задачи музыкального развития дошкольников реализуются с помощью ИКТ?

развитие музыкальных способностей дошкольников;

дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

   ? В каком плане можно применить ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста? Верно,  ИКТ в музыкальном образовании можно применить как:

источник обучающей информации;

наглядное пособие (дифицит пособий);

средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение;

средство подготовки выступлений

   Использование ИКТ позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др. 

  Давайте вспомним этапы детского музыкального творчества.

По Н.А. Ветлугиной это:

  1. Установка на новую деятельность, накопление впечатлений.
  2. Освоение способов творческих действий (спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорных, речевых проявлениях)
  3. Импровизации, использование музыкального багажа в повседневной жизни, создание собственных простейших музыкальных произведений (песен, танцев, ритмов на ДМИ).

   ФГОС ДО ставит задачу не только научить детей самостоятельно добывать знания, но и умело использовать их в повседневной жизни.

  Преобладающей формой мышления детей  дошкольного возраста является наглядно-образное мышление.     Поэтому в своей работе с детьми я часто использую показ презентаций. Подготовка презентаций — серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. Презентация «До свидания, детский сад». Вместе с детьми создавались коллажи на 1 слайд. Дети придумывали движения к танцевальной композиции «Большой хоровод», опираясь на видеоролик, как источник новых впечатлений (слайд 2).

   Актуальная на сегодняшний день тема знакомства детей с правилами безопасности привела меня к мысли о создании проекта «Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста», который мы с Юсуповой Н.Н. успешно защитили на курсах повышения квалификации. Презентация «Железная дорога рядом». В ходе реализации проекта дети придумывают музыкально-дидактические игры, музыку к детским стихам и попевки на тему безопасности.

    Сейчас многие  ДОУ Татарстана оснащены мультимедиа, ноутбуками, беспроводными графическими планшетами mimioPad, интерактивными комплектами. Поэтому    дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности.

  Интерактивная методика обучения – это  новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.

  Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

  Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

  Пройдя обучение, участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить ОД с использованием интерактивных методов.

  Такое обучение дает неожиданные положительные результаты:

- умение высказать свое мнение и отстоять его;

- активность и желание участвовать в работе;

- раскованность во время ответа, уверенность в себе.

  Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.

   В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о музыкальных жанрах я использую игру-презентацию «Музыкальные загадки». В рамках «Слушания музыки» презентацию предлагаю использовать на заключительных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных музыкальных занятиях с детьми. Я использовала эту игру в музыкальной викторине «Путешествие в страну Музыки». 

Пример «Музыкальные загадки»                                                                              Цель: закрепить знания детей о музыкальных жанрах и начальных представлениях о музыкальной грамоте.                                                                                                                  Задачи.                                                                                                                                              Развивать слуховое восприятие, внимание и память.                                                         Расширять знания детей о музыкальных терминах.                                                                 Воспитывать у дошкольников любовь к  музыке.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Правила игры:

  1. На каждом слайде есть музыкальная загадка. Предложите детям ее отгадать.
  2. Нажимите на зелёный прямоугольник, в котором открывается правильный ответ и одновременно появляется иллюстрация, соответствующая правильному ответу.
  3. Для перехода к следующей загадке нажмите на смайлик.

А теперь, вы, уважаемые коллеги, придумайте и задайте нам свою музыкальную загадку.

  Использование данной презентаций позволит музыкальному руководителю  более эффективно взаимодействовать с детьми, заинтересовать их, удерживать внимание и интерес. 

   ? Как вы считаете, какие преимущества даёт использование ИКТ в развитии музыкальных способностей детей?                                                                              - улучшается запоминание пройденного материала;

- усиливается познавательный интерес воспитанников;

- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;

-импровизации.

    Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, педагоги, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.

  Интерактивные дидактические игры способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание.

  Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, ОД становится более насыщенным и интересным.

Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ Microsoft Office PowerPoint, Windows Media.

Глоссарий

Интернет (сеть Интернет) - глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.

Информационно-коммуникационная инфраструктура - совокупность информационных и коммуникационных инфраструктур.

Информационная инфраструктура - взаимосвязанная совокупность информационных систем и подсистем.

Информационная система (ИС) - система, предназначенная для создания, хранения, обработки, поиска, распространения, информации.

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, независимо от формы их представления.

Информационно-коммуникационная сеть - совокупность технических средств для передачи и обработки информации.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Информационная безопасность - состояние защищенности, обеспечивающее конфиденциальность доступа к информации, авторизованный доступ к ней, ее целостность, достоверность, полноту и непротиворечивость.

Информационная среда – совокупность информационных условий существования субъекта, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.

Информационная культура – знания и навыки эффективного пользования информацией; предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и её использования – от работы с библиотечными каталогами компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.

Информационное обеспечение – создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организации банка данных.

Коммуникационная инфраструктура - сетевая инфраструктура, обеспечивающая передачу информации между территориально распределенными источниками и получателями, состоящая из линий связи, использующих различные среды распространения электромагнитных сигналов, и оборудования, обеспечивающего прием, передачу этих сигналов, и их обработку в процессе этой передачи.

Коммуникационные технологии - процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Компьютерная грамотность – способность применять электронно-процессорную технику в целях хранения, обработки и использования информации; включает три компонента: знание теоретических основ и понимание принципа действия компьютерной техники; умение пользоваться языками программирования; операциональные умения и навыки кодирования, ввода и обработки данных. 

Компьютеризация – широкое применение компьютерной техники в различных сферах человеческой деятельности.

Мультимедиа – система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной компьютерной графикой в едином комплексе.

Презентация (от англ. presentation) — способ наглядного представления информации с использованием аудовизуальных средств.

 

Использованная литература:

1. Новая школа: Пространство Возможностей

Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции

Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325

2. Руководство по развитию критического мышления

(Методическое пособие) Ташкент – 2002 г.

3. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.

Москва, Мозаика – Синтез 2005 г.

4. Уполномоченное Образование

(Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Интернет-ресурсы: h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​b​a​y​v​i​l​l​a​g​e​b​a​n​d​b​o​o​s​t​e​r​s​.​o​r​ g​/​R​e​s​o​u​r​c​e​s​/​P​i​c​t​u​r​e​s​/​C​o​n​d​u​c​t​o​r​%​2​0​1​5​.​ j​p​g h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​m​r​7​.​r​u​/​n​e​t​c​a​t​_​f​i​l​e​s​/​7​5​7​/​5​ 6​2​/​p​e​n​i​e​_​b​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​p​i​a​n​o​l​o​g​.​r​u​/​r​e​s​/​i​m​a​g​e​/​o​r​i​g​i​n​a​ l​/​3​6​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​n​e​w​s​.​s​a​m​a​r​a​t​o​d​a​y​.​r​u​/​e​d​i​t​/​u​p​l​o​ a​d​e​d​1​/​1​7​1​4​3​0​_​8​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​w​w​w​.​r​u​s​-​d​a​n​c​e​.​r​u​/​I​m​a​g​e​s​/​r​e​p​/​1​ 1​/​r​e​p​1​6​_​1​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​r​m​i​l​e​s​.​f​i​l​e​s​.​w​o​r​d​p​r​e​s​s​.​c​o​m​/​2​0​ 1​0​/​0​2​/​o​r​c​h​e​s​t​r​a​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​a​l​l​f​r​e​e​d​.​r​u​/​u​p​l​o​a​d​s​/​p​o​s​t​s​/​1​1​1​ 1​/​5​9​2​1​1​2​2​7​1​0​0​6​8​4​_​1​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​i​m​g​-​2​0​0​7​-​1​1​.​p​h​o​t​o​s​i​g​h​t​.​r​u​/​1​1​/​ 2​4​0​5​0​4​0​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​c​s​9​6​9​7​.​v​k​o​n​t​a​k​t​e​.​r​u​/​u​1​5​5​1​1​1​8​/​ 1​0​6​6​8​7​1​6​6​/​x​_​7​a​7​c​0​f​0​f​.​j​p​g h​t​t​p​:​/​/​n​a​c​h​a​l​k​a​.​u​c​o​z​.​c​o​m​/​k​a​r​t​i​n​k​i​/​c​h​ o​i​r​.​j​p​g III Всероссийский дистанционный конкурс "Мастер мультимедийных технологий" http://www.o-detstve.ru  Портал «О детстве»

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский  ...

Презентация творческого проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования»

Презентация творческого проекта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования»  ...