мастер - класс для педагогов "Линейный календарь - как средство развития временных отношений у дошкольников"
методическая разработка

Плешкова Ольга Николаевна

Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynyy_kalendar.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Линейный календарь -  как средство развития временных отношений у дошкольников

1 слайд

Свой мастер - класс я хочу начать с вопроса.

- Какие основные принципы дошкольного образования выделяет ФГОС ДО?

Свои ответы вы можете сверить, обратив внимание на слайд.

2 слайд (принципы ФГОС ДО. -поддержка разнообразия детства;

-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного -создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. )

      Один их основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, в соответствии с ним, «образовательная деятельность выстраивается на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

3 слайд

В нашем детском саду реализуются технологии, практики и методики, направленные на индивидуализацию личности ребенка и способствующие развитию его субъектной позиции.

- Сегодня я представлю вам полифункциональное пособие «Линейный календарь», которое направлено на формирование у детей начальных представлений о времени.  Основные задачи, которые решаются с помощью этого пособия, вы видите на слайде.

 4 слайд (задачи линейного календаря:

- Формировать элементарные представления о времени;

- закреплять умения правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год;

- закреплять правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра;

- совершенствовать навыки  счета.)

     - Коллеги, предлагаю вам попробовать сформулировать вопросы по календарю, ориентируясь на задачи.

- Как вы считаете, каким образом данное пособие способствует развитию субъектности дошкольника?

       Во-первых, линейный календарь – это полифункциональное пособие, которое создается ежедневно систематически в совместной деятельности с детьми.  Дети принимают непосредственное участие в создании календаря: совместно с воспитателем определяют и готовят наклейки для обозначения будних и выходных дней, а также наклейки для обозначения особенных дней, обозначающих важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Например: дни рождения, праздники или экскурсии.  Картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка.  Содержание картинки определяется вместе с детьми. Например, торт со свечами – это символ дня рождения, елочка – Новый год, сцена и занавес – символ спектакля или утренника.  

     Во-вторых, работа с календарем предполагает не только ответы детей на вопросы педагога, что, безусловно, очень важно, но и активное участие детей. С календарем мы работаем ежедневно во время утреннего, итогового сборов, по необходимости обращаемся к нему в течение дня.  

Активное участие детей (проявление их субъектной позиции) предполагает:

- ответы на вопросы педагога и других детей,

- задавание вопросов детям по календарю (обычно это делает звезда недели: задает вопросы и выбирает, кто будет отвечать)

- дежурство детей по календарю: дети самостоятельно зачеркивают прошедший день, отмечают погоду на календаре.

- обсуждая приближающее событие, отмеченное в календаре, дети активно высказывают свои идеи по его подготовке и проведению.

        Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения).

Практическая часть. Прием с цветными карточками.

         Предлагаю посмотреть видеоролик, где дети работают по календарю. На видео представлены дети, посещающие группы компенсирующей направленности.

- Коллеги, у кого карточки синего цвета выявят, какими способами педагог поддерживал и развивал субъектную позицию воспитанников. Коллеги, у кого зеленые карточки, назовут еще  способы, которые можно применить для развития и поддержания субъектности воспитанников.

Рефлексия

5 слайд

Завершая мастер-класс, я прошу вас, подвести итог с помощью приема «Рефлексивный экран» - на экране вы видите незаконченные предложения, по желанию выберете фразу и закончите ее.

Рефлексивный экран:

- Я поняла…

- Я приобрела…

- Я попробую…

- Мне захотелось…

- Я расскажу коллегам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам  необходимо научиться о...

Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми

Статья "Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста"...

"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"

Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается...

Новогодний адвент-календарь как средство развития познавательного интереса дошкольников

Под  Новый год всем хочется праздника, особенно детям. И как же без интересных заданий? Ни один ребенок не откажется от интересных и веселых ежедневных заданий, за которые он получит долгожданный...