мастер - класс для педагогов "Линейный календарь - как средство развития временных отношений у дошкольников"
методическая разработка

Плешкова Ольга Николаевна

Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lineynyy_kalendar.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Линейный календарь -  как средство развития временных отношений у дошкольников

1 слайд

Свой мастер - класс я хочу начать с вопроса.

- Какие основные принципы дошкольного образования выделяет ФГОС ДО?

Свои ответы вы можете сверить, обратив внимание на слайд.

2 слайд (принципы ФГОС ДО. -поддержка разнообразия детства;

-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного -создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. )

      Один их основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, в соответствии с ним, «образовательная деятельность выстраивается на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

3 слайд

В нашем детском саду реализуются технологии, практики и методики, направленные на индивидуализацию личности ребенка и способствующие развитию его субъектной позиции.

- Сегодня я представлю вам полифункциональное пособие «Линейный календарь», которое направлено на формирование у детей начальных представлений о времени.  Основные задачи, которые решаются с помощью этого пособия, вы видите на слайде.

 4 слайд (задачи линейного календаря:

- Формировать элементарные представления о времени;

- закреплять умения правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год;

- закреплять правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра;

- совершенствовать навыки  счета.)

     - Коллеги, предлагаю вам попробовать сформулировать вопросы по календарю, ориентируясь на задачи.

- Как вы считаете, каким образом данное пособие способствует развитию субъектности дошкольника?

       Во-первых, линейный календарь – это полифункциональное пособие, которое создается ежедневно систематически в совместной деятельности с детьми.  Дети принимают непосредственное участие в создании календаря: совместно с воспитателем определяют и готовят наклейки для обозначения будних и выходных дней, а также наклейки для обозначения особенных дней, обозначающих важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Например: дни рождения, праздники или экскурсии.  Картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка.  Содержание картинки определяется вместе с детьми. Например, торт со свечами – это символ дня рождения, елочка – Новый год, сцена и занавес – символ спектакля или утренника.  

     Во-вторых, работа с календарем предполагает не только ответы детей на вопросы педагога, что, безусловно, очень важно, но и активное участие детей. С календарем мы работаем ежедневно во время утреннего, итогового сборов, по необходимости обращаемся к нему в течение дня.  

Активное участие детей (проявление их субъектной позиции) предполагает:

- ответы на вопросы педагога и других детей,

- задавание вопросов детям по календарю (обычно это делает звезда недели: задает вопросы и выбирает, кто будет отвечать)

- дежурство детей по календарю: дети самостоятельно зачеркивают прошедший день, отмечают погоду на календаре.

- обсуждая приближающее событие, отмеченное в календаре, дети активно высказывают свои идеи по его подготовке и проведению.

        Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения).

Практическая часть. Прием с цветными карточками.

         Предлагаю посмотреть видеоролик, где дети работают по календарю. На видео представлены дети, посещающие группы компенсирующей направленности.

- Коллеги, у кого карточки синего цвета выявят, какими способами педагог поддерживал и развивал субъектную позицию воспитанников. Коллеги, у кого зеленые карточки, назовут еще  способы, которые можно применить для развития и поддержания субъектности воспитанников.

Рефлексия

5 слайд

Завершая мастер-класс, я прошу вас, подвести итог с помощью приема «Рефлексивный экран» - на экране вы видите незаконченные предложения, по желанию выберете фразу и закончите ее.

Рефлексивный экран:

- Я поняла…

- Я приобрела…

- Я попробую…

- Мне захотелось…

- Я расскажу коллегам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

Мастер - класс для педагогов «Квест-игра» как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»

Мастер – класс для педагогов «Квест-игра» как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»Цель: поделиться с педагогами имеющимся...