Главные вкладки
мастер - класс для педагогов "Линейный календарь - как средство развития временных отношений у дошкольников"
методическая разработка
Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Время — это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lineynyy_kalendar.docx | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Линейный календарь - как средство развития временных отношений у дошкольников
1 слайд
Свой мастер - класс я хочу начать с вопроса.
- Какие основные принципы дошкольного образования выделяет ФГОС ДО?
Свои ответы вы можете сверить, обратив внимание на слайд.
2 слайд (принципы ФГОС ДО. -поддержка разнообразия детства;
-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного -создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. )
Один их основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, в соответствии с ним, «образовательная деятельность выстраивается на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».
3 слайд
В нашем детском саду реализуются технологии, практики и методики, направленные на индивидуализацию личности ребенка и способствующие развитию его субъектной позиции.
- Сегодня я представлю вам полифункциональное пособие «Линейный календарь», которое направлено на формирование у детей начальных представлений о времени. Основные задачи, которые решаются с помощью этого пособия, вы видите на слайде.
4 слайд (задачи линейного календаря:
- Формировать элементарные представления о времени;
- закреплять умения правильно применять термины, обозначающие единицы времени: день, неделя, месяц, год;
- закреплять правильное употребление слов, которыми обозначается порядок протекания явлений и действий во времени: вчера, сегодня, завтра;
- совершенствовать навыки счета.)
- Коллеги, предлагаю вам попробовать сформулировать вопросы по календарю, ориентируясь на задачи.
- Как вы считаете, каким образом данное пособие способствует развитию субъектности дошкольника?
Во-первых, линейный календарь – это полифункциональное пособие, которое создается ежедневно систематически в совместной деятельности с детьми. Дети принимают непосредственное участие в создании календаря: совместно с воспитателем определяют и готовят наклейки для обозначения будних и выходных дней, а также наклейки для обозначения особенных дней, обозначающих важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Например: дни рождения, праздники или экскурсии. Картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка. Содержание картинки определяется вместе с детьми. Например, торт со свечами – это символ дня рождения, елочка – Новый год, сцена и занавес – символ спектакля или утренника.
Во-вторых, работа с календарем предполагает не только ответы детей на вопросы педагога, что, безусловно, очень важно, но и активное участие детей. С календарем мы работаем ежедневно во время утреннего, итогового сборов, по необходимости обращаемся к нему в течение дня.
Активное участие детей (проявление их субъектной позиции) предполагает:
- ответы на вопросы педагога и других детей,
- задавание вопросов детям по календарю (обычно это делает звезда недели: задает вопросы и выбирает, кто будет отвечать)
- дежурство детей по календарю: дети самостоятельно зачеркивают прошедший день, отмечают погоду на календаре.
- обсуждая приближающее событие, отмеченное в календаре, дети активно высказывают свои идеи по его подготовке и проведению.
Воспитатель может напоминать детям о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять самостоятельное использование детьми календаря (например, для выяснения, когда будет праздник или день рождения).
Практическая часть. Прием с цветными карточками.
Предлагаю посмотреть видеоролик, где дети работают по календарю. На видео представлены дети, посещающие группы компенсирующей направленности.
- Коллеги, у кого карточки синего цвета выявят, какими способами педагог поддерживал и развивал субъектную позицию воспитанников. Коллеги, у кого зеленые карточки, назовут еще способы, которые можно применить для развития и поддержания субъектности воспитанников.
Рефлексия
5 слайд
Завершая мастер-класс, я прошу вас, подвести итог с помощью приема «Рефлексивный экран» - на экране вы видите незаконченные предложения, по желанию выберете фразу и закончите ее.
Рефлексивный экран:
- Я поняла…
- Я приобрела…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- Я расскажу коллегам…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения.
Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Её значимость заключается в нескольких моментах:старшим дошкольникам необходимо научиться о...
Использование игр для формирования временных отношений у дошкольников 3 - 7 лет
Рекомендация длявоспитателей...
Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми
Статья "Метод проектов как средство освоения временных отношений детьми старшего дошкольного возраста"...
"Освоение временных отношений временных отношений старшими дошкольниками в условиях педагогического сопровождения"
Освоение временных отношений, категории времени рассматривается как одна из значимых и сложных проблем.Ее значимость заключается в нескольких моментах:- старшим дошкольникам необзодимо научитьсяориент...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Адвент-календарь, как средство освоения временных представлений у детей дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить вам вариант, как сделать в рамках образовательной программы, ожидание праздника для детей не менее приятным, чем сам праздник. Когда до праздника остается...
Новогодний адвент-календарь как средство развития познавательного интереса дошкольников
Под Новый год всем хочется праздника, особенно детям. И как же без интересных заданий? Ни один ребенок не откажется от интересных и веселых ежедневных заданий, за которые он получит долгожданный...