Доклад к педагогическому совету №1 на тему: «Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию»
консультация
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.doklad_innovatsionnyy_opyt_raboty.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Сакмарский детский сад «Улыбка»
Доклад к педагогическому совету №1
на тему:
«Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста
по патриотическому воспитанию»
Подготовил воспитатель
первой квалификационной категории
Козлова Светлана Николаевна
Сакмара, 2022год
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, экологическим и др.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писала Алешина Н.В.
Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится целенаправленное воздействие родителей и педагогов дошкольного учреждения в воспитании чувств патриотизма.
Огромное значение имеет формирование интереса у детей к явлениям общественной жизни, Российским традициям, праздникам. Дети всегда должны быть участниками всех событий родного края. Это рождает прекрасные чувства к своей Родине. На примере ближнего природного и социального окружения дошкольники постепенно, знакомятся с окружающим миром, осознают свое место в нем, учатся ориентироваться в природной среде обитания.
Чувства любви к Родине выражаются из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей – работников дошкольного учреждения, соседей, знакомых. Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является одной из основных ступеней нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Изучив методическую литературу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, проанализировав разнообразные методы работы других педагогов, посещение мероприятий по патриотическому воспитанию, пришла к выводу, что данная тема актуальна, интересна, собранный мною материал и использованный во время занятий, игр помогает детям расширить их познавательный интерес и способности, делает их любознательными, способствует формированию патриотических чувств.
Цель моей педагогической деятельности:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, Родине.
Задачи:
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, Родине.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, Родине.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Нравственно - патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем, городом являются познавательные занятия, которые активизируют мыслительную деятельность детей. С этой целью я использую приемы сравнения (например: сравниваем культуру разных народов.), вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Учу детей анализировать, делать выводы. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа, активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению.
Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению активно используется проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ подразумевает получение социально значимого результата. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.
Мною были разработаны проекты «Моя родословная», «Мое родное село», «Есть такая профессия», «Я и моя семья», «Гагарин на Сакмарской земле», «Русская изба», «Неделя матери», «Защитники Отечества села Сакмара», «Мы помним, мы гордимся», «Природные памятники села Сакмара». Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Результатами проектов стали: альбомы «Воины – интернационалисты Сакмарского района», «Я и мое село», «Природа Сакмары», исследовательские работы детей «Что я знаю о космосе», «Мой прадедушка герой», одной из интереснейших форм работы стало оформление портфолио «Моя родословная» с изготовлением герба семьи, «О чем расскажет мое имя», «Я и мои друзья», «Профессия моих родителей», и фотовыставок «Наши замечательные папы», «С папой и мамой играем дома», «Будем знакомы», коллекции полезных ископаемых Сакмарского района.
Инновацией является построение развивающего пространства по принципу интеграции и моделирования. В группе созданы модели «Русская изба», «Обелиски славы Сакмарского района», «Детский сад», «Сельский дворик». Оформлены мини – музеи «Воинской славы», «Мой прадедушка - герой», «Старина быта», «Казачий костюм», «Музей одного образа».
Важность воспитания гражданственности огромна, не только для отдельной взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, использование педагогического потенциала может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников.
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы, театрализованных игр в нравственно – патриотическом воспитании детей отмечается положительное изменение в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У детей сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья.
Проделанная работа повлияла на воспитание духовно развитой личности ребёнка, которая может противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию. Процесс самораскрытия ребёнка, ориентация на его индивидуальные особенности является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного воспитания.
Литература
1.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:
практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
2.Журнал «Ребенок в детском саду».
3.Журнал «Дошкольная педагогика».
4.«Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина УЦ Перспектива. Москва 2008 г.
5.«Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет». Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Творческий центр. Москва 2007 г.
6.«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» Дошкольная педагогика. (февраль 2009г).
7.Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников. -
Воспитатель ДОУ (практический журнал) №4, 2010, с.4.
8.Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
В данном материале содержатся инновационные формы работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о...
Доклад на педагогическом совете №2 "Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи дошкольников" на тему "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей " 01.12.2016 г.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является од...
Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.
Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...
Инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее ...
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....
Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Инновационные формы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковСлайд 1. ТитульныйСлайд 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свое выступление я хочу начать словами Дмитрия Серг...