Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация

     Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это проверка его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе. 

    Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы. 

     Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 «Ивушка» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

ДОКЛАД

«Сотрудничество детского сада и семьи по вопросам
адаптации детей раннего возраста к условиям
ДОО.

(из опыта работы)

на заседании районного методического объединения воспитателей групп раннего возраста

воспитатель МАДОУ № 22 р.п. Приютово

Павлова Алена Анатольевна

Дата проведения: #1075;

2023г.

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, несомненно, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Как указывает Т.И. Гризик (кандидат педагогических наук) «объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются» : глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.

Хочу рассказать непосредственно о своей работе в группе раннего возраста. В 2023 году в июне месяце я вышла на работу в наборную группу, после долгого перерыва. Поэтому могу смело сказать, что адаптация у нас детьми проходила вместе. Понимание, что основная цель работы в период адаптации – заслужить доверие ребенка, помочь ему как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, пришло при первом же взаимодействии с первым малышом, пришедшим в группу.

Мы, со своей напарницей начали заниматься самообразованием: знакомились с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, активно сотрудничали с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду.

Чтобы процесс адаптации проходил успешно, работали по трём направлениям:

  • Создание условий в группе.
  • Взаимодействие с родителями.
  • Использование различных адаптационных методов и приемов.

В группе была, создана комфортная предметно – пространственная развивающая среда, которая включает в себя: пространства для игр, конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный центры, центр природы и экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы; большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины и прочее. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

Я как творческая личность многие вещи создаю своими руками. Одно из моих творений – дидактическое пособие «Адаптационный фартук». Фартук притягивает внимание ребенка множеством ярких элементов, прикреплённых к нему. Самое главное происходит ненавязчивое общение ребенка и педагога через манипуляции с компонентами фартука, что способствует положительному настрою для налаживания доверительных отношений между взрослым и ребенком.

На прогулочном участке сделала оборудование для игры «Прокати мяч». Дети с удовольствие играли там все лето.

Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:

  • Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает рыбок).
  • Сенсорные игры (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
  • Пальчиковые игры (игры с пальчиками или дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
  • Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
  • Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
  • Слушание негромкой, спокойной музыки.

С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ применяли такие формы и способы адаптации детей как:

  • элементы телесной терапии (обнять, погладить). С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
  • элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.
  • Релаксационные игры. Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.
  • Слушание музыки и развитие движений. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов.
  • Игровые методы взаимодействия с ребенком. В адаптационный период отдавали предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика», «Шли, шли, что-то нашли», «Кто в кулачке?» и др.

Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Именно, таким образом нами создавалась возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.

Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.

Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей мы практикуем различные формы работы с семьей, такие как:

  • Анкетирование.
  • Рекомендации родителям.
  • Консультации.
  • Беседы.
  • Папки-передвижки.
  • Родительские собрания.

Первичное знакомство с родителями малышей проводилось в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.

Родителям предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.

Для более подробного знакомства, было проведено родительское собрание. Родители познакомились с уставом ДОУ, с Образовательной программой, с помещениями учреждения. Также родители были ознакомлены с условиями и режимом группы. Проведена экскурсия по групповым помещениям: где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия.

Регулярно для родителей готовились консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей.

Были разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей. Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры – эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяем в своей работе и др.

С уверенностью могу сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

Сейчас в нашей группе 12 детей: 5 девочек и 7 мальчиков. Адаптация у всех детей протекала по-разному. Есть в группе дети, у которых этот период еще не закончился. Но какой бы не была адаптация, легкой или тяжелой, к каждому ребенку мы должны постараться найти подход. И первыми помощниками в этом нелегком деле отводится родителям воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания...

статья "Сопровождение семьи в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

В статье содержатся некоторые рекомендации родителям  в период адаптации ребенка к  детском саду...

Взаимодействие детского сада с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста в ДОУ

Актуальность темы исследования заключается в том, что когда ребеноквпервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживаетрасставание с семьей и испытывает дискомфорт психологического ифизиологи...