Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка

Аверина Лариса Александровна

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zdorovya.docx74.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

здоровьесберегающих технологий

на 2024-2025 учебный год

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Аверина Л.А

Пояснительная записка

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего детского сада, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

   Оздоровительные технологии способствуют решению следующих задач:

  • Сохранению и укреплению здоровья детей;
  • Развитию  сенсорных и моторных функций;
  • Формированию потребности в двигательной активности;
  • Профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  • Приобретению навыка правильного дыхания;
  • Развитию интеллектуальных  функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  • Развитию эмоционально –волевой сферы и игровой деятельности;
  • Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

    Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование  следующих здоровьесберегающих технологий:

  • Валеологические песенки-распевки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Оздоровительные и фонопедические упражнения;
  • Игровой массаж;
  • Пальчиковые игры;
  • Речевые игры;
  • Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память,

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной, Арсеньевской способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.   

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, способствуют двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ - РАСПЕВКИ

ДОБРОЕ УТРО!

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день будет веселее.

Мы погладим лобик, Носик, и щечки.

Будем мы красивыми,

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем. Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу.

Разводят руки в стороны. Хлопают в ладоши.

Выполняют движения по тексту.

Постепенно поднимают руки вверх, выполняют «фонарики». Движения по тексту.

Разводят руки в стороны.

                                                      ТРЯМДИ-ПЕСЕНКА  (Дети стоят парами лицом друг к другу)

Маленькие пальчики: трям-трям-трям!

Барабанят пальчики: трям-трям-трям!

А теперь ладошки: трям-трям-трям!

Кулачками постучим: трям-трям-трям!

По трям-трямски говорим:

Засопели носики: трям-трям-трям!

Носики –насосики: трям-трям-трям!

А теперь мы улыбнулись,

Прыгнули и повернулись.

Мы в Трям-трямдии живем,

Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

Здороваются кончиками пальцев обеих  рук

То же ладошками

Тоже осторожно кулачками

Касаются носика.

«Пружинка», улыбаются.

Подпрыгнули на месте, покружились.

Хлопают в ладоши.

                                                        ЦВЕТОЧЕК  

От травы зеленой.

Потянулся вверх цветочек,

Хрупкий, несмышленый.

Он от ветра задрожал

И листочки вверх поднял.

Вот росой умылся,

А потом…..раскрылся!

Здравствуй, солнце ясное!

Здравствуй, день погожий!

Я цветок!

Такой прекрасный, Добрый и хороший!

Медленно поднимают голову, сжавшись в комочек.

«Дрожат»

Выпрямляются, поднимают руки вверх, умываются

Встают, руки в стороны.

Хлопают в ладоши.

Гладят себя по голове.

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Солнышко ясное, здравствуй!

Небо прекрасное, здравствуй!

Все мои подружки, все мои друзья!

Здравствуйте, ребята!

Как люблю вас я!

Руку поднимают, «приветствуют» солнышко.

Обеими руками приветствуют небо.

Разводят руки в стороны.

Хлопают в ладоши

ПРОСЫПАЙТЕСЬ!

Ладошки ,просыпайтесь, похлопайте скорей!

Ножки, просыпайтесь, спляшите веселей!

Ушки мы разбудим. Лобик разотрем!

Носиком пошмыгаем и песенку споем:

Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро всем, всем, всем!

Хлопают в ладоши.

Выставляют ноги по очереди на пятку.

Растирают ушки, лобик.

Наклоны головой в стороны.

Хлопают в ладоши.

МИНУТКА И ЧАСИК

Здравствуй, здравствуй, братец Час!

Тик-так, тик-так.

Посмотри скорей на нас!

Тик-так, тик-так.

Все ребята знать хотят,

Почему часы стучат?

Тик-так, тик-так-так!

Вот Минутка побежала,

Тики-тики-так, тики-тики-так,

Ровный круг нарисовала.

И пока прошел часок, сделала еще кружок.

Тики-тики-тики-так.

Качают руками влево и вправо.

Хлопают в ладоши.

Качают пальчиками влево и вправо.

Рисуют воображаемый круг.

Качают пальчиками влево и вправо.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ЛАДОШКИ

Ладушки – ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. Сжимают ладошки в кулачки, одновременно шумный вдох (шмыгание носом) Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдохпассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха-движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. Норма 4 раза по 4 вдоха-движения.

ПОГОНЧИКИ

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик

– Летчик я военный!

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса. С силой толкаем кулачки вниз к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки при этом в стороны не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох. Возвращаем руки в исходное положение – выдох уходит пассивно. Норма 4 раза по 4 вдоха-движения

НАСОС

По шоссе летят машины – Все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены. На счет «раз» слегка кланяемся вниз – руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклоны осуществляются за счет скругленной спины, ноги прямые. «Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно. Норма: 4 раза по 4 вдоха-поклона

КОШКА (приседание с поворотом)

Мягонко ступают ножки, Язычком ест вместо ложки, Ты погладь ее немножко – Сразу замурлычет….(кошка) Г. Цуканова

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем 1 раз (пружинка), а кисти рук делают хватательные движения – вдох. Сразу после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела идет обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку». На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях, а кисти рук , находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательные движения слева – с шумным и коротким вдохом через нос. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

ОБНИМИ ПЛЕЧИ

Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, подняты на уровне груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна располагаться чуть ниже. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох! Сделав 4 вдоха-движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. Норма: 4 раза по 4 движения -вдоха.

ИГРУШКА – НЕВАЛЯШКА

Наклонилась неваляшка, Но упасть – не упадет, Даже если кот мой Яшка Неваляшку в бок толкнет. В бок толкнет игрушку

он И в ответ услышит звон. Интересно очень Яшке: Что внутри у неваляшки?

Дети стоят, ровно и прямо; голова слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки свободно висят перед собой кистями к коленям. Это комплексное упражнение состоит из двух простых «Насос» и «Обними плечи». На счет «раз» слегка кланяемся вниз – руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена – вдох! Возвращаемся в исходное положение (выдыхая и полностью выпрямляясь), но и слегка откидываемся назад, прогибаясь в пояснице, на счет «два» запрокидываем голову вверх и сверху, «с потолка», - вдох! Мы себя как бы обнимаем. Во время поклона нельзя сильно кланяться, кисти рук не должны доходить до колен. Получается так: руки к коленям – вдох «с пола». Руки к плечам – вдох «с потолка». Норма: 4 раза по 4 вдохадвижения.

ВПРАВО – ВЛЕВО

Ёжик по лесу гулял И цветочки собирал. Справа – белая ромашка, Слева – розовая кашка. Как цветочки пахнут сладко! Их понюхают ребятки.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой. На счет «раз» поворачиваем голову вправо – вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево – тоже вдох! Шею во время поворотов ни в коем случае не напрягать, она абсолютно свободна. Упражнение можно делать сидя. Норма: 4 раза по 4 вдохадвижения.

КИТАЙСКИЙ БОЛВАНЧИК

Ай-ай-ай! Проказник мишка Разбросал по лесу шишки! Будем головой качать, Носом правильно вдыхать.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой. На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу – вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу – тоже вдох! О выдохе не думать он уходит в промежутке между наклонами – вдохами. Плечи не поднимаются. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

МАЯТНИК ГОЛОВОЙ

Тик-так! Тик-так! Стучат часы, И маятник качается. У наших добрых малышей День новый начинается!

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой. На счет «раз» опустить голову вниз (посмотреть в пол) – вдох! И сразу же без остановки (не возвращая голову в исходное положение) на счет «два» откинуть ее вверх (посмотреть в потолок) – вдох! Выдох уходит посередине каждого вдоха. Шея без напряжения. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.

ПЕРЕКАТЫ

Мы умеем танцевать, Носом правильно вдыхать. А теперь учиться будем Перекаты выполнять!

Дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая – сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела посередине, руки висят вдоль туловища. Из исходного положения перенести тяжесть тела на переднюю ногу. На счет «раз» делаем пружинку. После этого передняя нога в той же позе тела выпрямляется в колене – выдох уходит пассивно. Плавно, не останавливаясь, переносим тяжесть тела на заднюю ногу. На счет «два» делаем пружинку. Одновременно передняя нога, не сгибаясь, встает на носочек (на нее не опираться) – вдох! Сразу же после приседания нога выпрямляется. Выдох пассивен. И сразу же опять переносим тяжесть тела на выпрямленную переднюю ногу. Норма 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем все упражнение повторяется с другим положением ног.

ШАГИ

Праздник в детский сад пришел – Все танцуют «Рок-нролл»! (передний шаг или «Рок-н-ролл»)

Дети стоят ровно и прямо. Ноги уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» подняли согнутую в колене правую ногу, носок ступни «смотрит» в пол, на левой ноге слегка присели – вдох! Опустили правую ногу на пол; левая нога в этот момент тоже выпрямилась в колене – выдох. То же с левой ноги. Норма: 4 раза по 4 вдоха движения. Задний шаг. На счет «раз» слегка присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы «хлопнули» себя правой пяткой по ягодице – вдох! Сразу после этого обе ноги выпрямились (заняли и.п.) – выдох. «Два» - слегка присели на правой ноге, левую согнутую ногу отвели назад и «хлопнули» левой пяткой – вдох! Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

УПРАЖНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

НОСОЧКИ – ПЯТОЧКИ

1. «НОСОЧКИ»

Дети сидят на стульях, ноги согнуты под прямым углом. На счет «раз» поднимаем носочки ног, упираясь пятками в пол, - вдох! Возвращаем ноги в и.п. – Выдох! Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

2. «ПЯТОЧКИ»

И.п. – то же. На счет «раз» на вдохе поднимаем пятки, не отрывая носки от пола. Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

3. «НОСОЧКИ -ПЯТОЧКИ»

И.п. – то же. Поочередно поднимаем то носочки, то пяточки. Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

4. «ОБЕЗЬЯНКА»

И.п.: 1 вариант – сидя на стуле. 2 вариант – лежа на спине. На счет «раз» с силой сжимаем кисти рук в кулаки, одновременно поджимая пальцы ног, - вдох! Расслабление и выпрямление – выдох!

Норма: 12 раза по 8 вдохов движений.

5. «НАСОС НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ»

Дети стоят на четвереньках, упираясь ладонями и коленями в пол, руки прямые, голова опущена,

шея не напряжена. Переносим туловище назад. На счет «раз» садимся на пятки (ступни ног вытянуты) - вдох! Руки в это время вытягиваются перед собой, но кисти рук не перемещаются. Возвращаемся в и.п. – выдох. Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

6. «РОК-Н-РОЛЛ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ»

Дети стоят на четвереньках, опираясь на колени и согнутые в локтях руки. Голова опущена. На счет «раз» коленом правой ноги достать локоть левой руки – вдох! Вернуться в и.п. – выдох. На счет «два» коленом левой ноги достать локоть правой руки – вдох! Вернуться в и.п. – выдох. Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

7. «ПОПРЫГУНЧИК»

Дети стоят прямо, руки опущены, ноги на ширине плеч. Поворачиваемся на носках всем телом вправо на 90 градусов, на счет «раз» делаем пружинку. Ноги стоят на одной линии друг за другом на расстоянии одного шага. Кистью левой руки дотрагиваемся до правой ноги выше колена, а тыльной стороной правой ладони- до левой ягодицы – вдох! При повороте обратно руки опускаются, ноги выпрямляются, тело останавливается в и.п. – выдох На счет «два» движение выполняется в левую сторону.

Норма: 4 раза по 4 вдоха движения.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ВЕТЕРОК (На развитие длительного выдоха)

Вокруг березки нашей

Мы весело попляшем

В зале ставится макет березки с прикрепленными на ниточках легкими желтыми листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.

(Так же можно использовать снежинки).

ПОГРЕЕМСЯ

Сильный мороз

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее.

Отогрели нос,

А подбородок замерз. Ладошки погреем – Дышим веселее! Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! Налетел вдруг ветерок – Шаловливый паренек. Снежинки в небо он поднял И с ними вальс затанцевал.

Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.

Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу

под верхнюю, длительно, бесшумно подуть вниз на подбородок. Выдох на ладошки, произнося слог «фа». Дети выполняют приседания, произнося слог «ух». Танцуют.

ПАРОВОЗ ПРИВЕЗ НАС В ЛЕС

Паровоз привез нас в лес:

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

Там полным – полно чудес.

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, П-ф-ф-ф, П-ф-ф-ф,!

Де же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела

Детям меда принесла:

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток:

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок:

З-з-з! З-з-з!

Осу ослик испугал:

- Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

- Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

- Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

- Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками.

Удивленно произносить «М-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Низко наклониться, обхватив руками грудь, - свернувшийся в клубок ежик.

Звук и взгляд направлять соответственно тексту.

Укрепление связок гортани, профилактика храпа.

Медленная ходьба, руки «крылья» поднимать на вдоже, опускать со звуком.

Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга

МЕДВЕЖАТА

Вот весна уж на пороге,

Мишки спят в своей берлоге.

Лапки сжали, повернулись.

После – сладко потянулись.

И совсем проснулись.

Подышали – вдох, другой.

Пахнет все вокруг весной!

Справа – талым снегом.

Слева – свежим следом.

Молодой листвой – вверху.

Сочной травушкой – внизу.

Вытянули лапки – сделали зарядку.

Дружно сели, дружно встали,

А потом захохотали!

Дети лежат свободно на ковре, вдыхают носом, на выдохе произносят: «Хр-р-р!»

Прижали руки и ноги к груди, повернулись на бок, вдох (долгий) ртом.

Зевают со звуком «А-а-а» на выдохе.

Садятся по- турецки.

Вдох сопровождается сжиманием пальцев рук в кулак, выдох – разжиманием.

Вдох с поворотом головы вправо, выдох – свободный.

Вдох с поворотом головы влево, выдох – свободный.

Вдох с поднятием головы вверх, выдох – свободный.

Вдох с опусканием головы вниз, выдох – свободный.

Выполнение руками упражнения «ножницы».

Движения по тексту.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

УТРО С КОТИКОМ РЫЖИКОМ

Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо – влево, вправо – влево –

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля котик.

Рыжик наш расческу взял

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем-

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,

Рыжик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Мы начнем футбольный матч.

Гол забили мы! Ура!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметану любит котик?

Оближи скорее ротик.

А теперь мы чай попьем.

Чай мы в чашечку нальем.

Рыжик сыт, Рыжик рад!

Рыжик любит всех ребят!

Дети потягиваются.

В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними, а потом за верхними зубами вправо-влево по 5-6 раз.

Имитация полоскания рта.

В улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.

Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать под счет до 8.

Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы по щекой надувались

мячики.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык

на нижнюю губу и удерживать под счет до 5.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Ритмично хлопать в ладоши.

КОТИК РЫЖИК В ДЕТСКОМ САДУ

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал,

Язычком их облизал,

Влево – вправо потянулся

И, конечно, улыбнулся.

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.

Покатаем мяч по полю,

А потом помчимся вскач!

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.

Дети зевают.

Улыбаются.

Протаскивают язык между зубами вперед – назад.

Облизывают рот по часовой стрелке.

Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

Улыбаются.

Хлопают в ладоши.

Тянут кончик языка вверх к носу.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Округляют рот, словно произнося букву «о».

Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы – несколько раз.

Дети потягиваются.

Дети кладут голову на сложенные ладошки.

КОТИК РЫЖИК ЗИМОЙ

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре.

Рот откроем мы пошире.

Пожевали,

Постучали

И с котенком побежали.

Кот снежинки ртом ловил,

Влево, вправо он ходил.

Скучно Рыжику , ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик-ух! – сердитым стал.

Мы погладим котика,

Все покажем ротиком.

Широко раскрыть рот, подержать открытым несколько секунд.

Жевательные движения с закрытым ртом.

Постучать зубами.

Движение языком вперед- назад.

Ловить ртом воображаемые снежинки.

Движение языком вправо, влево.

То втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный язык.

Выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Упражнение «расчесочка».

ЖАБА КВАКА

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко – сладко позевала.

Травку сочную сжевала

Да водичку поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!

Квэ-э-э!

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

Дети зевают.

Имитируют жевательные движения.

Имитируют глотание.

Произносят звуки отрывисто и громко.

КОРОВА

Веселая корова

Пасется на лугу.

То прыгает, как мячик,

То громко скажет «Му!»

То к ручейку задорному

Помчится со всех ног,

То весело запляшет

Копытцем – цок-цок-цок,

Направо – луг с ромашками,

Налево – теплый дом.

Веселая корова

Гуляет день за днем.

И много для детей всегда

Дает парного молока!  

Вкусно!!!

Выполняют язычком круговые движения.

Язычок вверх-вниз.

Говорят «Му!», губы вытягиваются трубочкой

Шлепают языком по верхним губам.

Щелкают языком.

Вытягивают язык вправо.

Вытягивают язык влево.

Выполняют языком круговые движения.

Хлопают в ладоши.

Облизывают языком верхнюю и нижнюю губу.

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

РЕЗИНОВАЯ ИГРУШКА

(Согласные произносятся на выдохе легко и тихо)

Купили в магазине резиновую Зину,

Резиновую Зину в корзине принесли. (А.Барто)

Она сказала: - Ш-ш-ш-ш! Потом сказала: - С-с-с-с!

Затем сказала: -Х-х-х-х! Потом устало: -Ф-ф-ф-ф!

Потом так странно: - К-к-к-к! И так обычно: - Т-т-т-т!

Потом легонько: - П-п-п-п! И очень твердо: -Б-б-б-б!

Жужжала тихо: - Ж-ж-ж-ж! И вовсе сдулась: - З-з-з-з!

ПОГРЕЕМСЯ

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а»

Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом, затем наоборот.

ПОСЧИТАЕМ

(Дети считают, усиливая голос от шепота до крика)

Например: 1 – шепотом,

2- тихо,

3- громче,

4- еще громче и т.д.

КАПРИЗКА

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Сначала дети кричат: «А-а-а!», затем воют: «У-у-у!», А потом визжат: «И-и-и!»

ГОЛОСА ВЬЮГИ

Недаром вьюга злится.

Прошла ее пора.

Весна в окно стучится.

И гонит со двора.

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

«В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Коротко и активно в разных регистрах «Динь! Динь! Динь!»

Глиссандо вверх «У-у-у-ух!»

СТРАШНАЯ СКАЗКА

(Произносить последовательность гласных звуков без видимых движений губ и челюстей)

Темнота спустилась в дом,

Тихо ходит старый гном:

Топ-топ, топ-топ.

Песню он поет свою,

А какую- не пойму!

-У-у-у!

У-у-о-о!

У-у-а-а!

У-у-а-и!

У-а-и-э!

У-а-и-э-ы!

Вот и старый черный кот

Вслед за гномиком идет:

Туп-туп, туп-туп.

Кот не хочет ночью спать,

Хочет кот кричать:

-Мя-а-а-у-у-у-у!

Ы-ы-ы!

Ы-ы-э!

Ы-ы-э-и!

Ы-э-и-а!

Ы-э-и-а-о!

Произносят тихим голосом

Поют тихо

Произносят шепотом

Кричат громко, «завывая»

ВОПРОС – ОТВЕТ

(Глиссандо из грудного в фальцетный регистр) Кричу в лесу: -А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!

Опять кричу: -А-а-а-у-у-у!

А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!

Переход от звука (а) внизу к звуку (у) вверху.

Постепенно «А-у» заменить

следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а», «А-э», «Э-ы»

РАКЕТА

Сел вчера я на ракету

И на ней летал по свету.

А-а-а-а-а!

А-а-э-э!

А-а-у-у!

А-а-э-э-у-у!

А-а-э-э-у-у-ы-ы!

Соединение в одном движении регистры: штро-бас, грудной, фальцетны

НА КОНЬКАХ

Мчусь, как ветер, на коньках,

Ж-ж-жих! Ж-ж-жих!

Вдоль лесной опушки…

Ф-ф-фых! Ф-ф-фых!

Рукавицы на руках,

Ш-ш-ших! Ш-ш-ших!

Шапка на макушке…. (С. Черный)

Переход из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных

ТИГР ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,

Тигр вышел погулять.

Р-р-р-р!

Запереть его забыли,

Раз, два, три, четыре, пять.

Р-р-р-р!

Он по улице идет.

Р!Р!Р!

Ни к кому не пристает.

Р!Р!Р!

Но от тигра почему – то

Разбегается народ.

А!А!А!А!А! (Э. Успенский)

Движение вверх глиссандо.

Движение глиссандо вниз.

Произносить коротко и активно в верхнем регистре.

Произносить коротко и активно в нижнем регистре.

Звуки, похожие на крик чаек

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ САМОМАССАЖ

ПРЕВРАЩЕНИЕ

Лепим, лепим ушки- слышим хорошо!

Нарисуем глазки – видим далеко!

Носик мы погладим, усики расправим.

Теперь мы не ребята, а веселые зверята!

Щиплют пальцами раковины ушей.

Мягко поглаживают брови, закрытые глаза.

Большими пальцами гладят крылья носа. «Рисуют» указательными пальцами усы.

Кружатся. Хлопают в ладоши.

КЕНГУРУ

Ру-ру-ру! Рано-рано поутру –

 Ру-ру-ру! Прискакал к нам кенгуру.

 Ра-ра-ра! Закричал: «Вставать пора!»

 Ра-ра-ра! Начинается игра!

Ри-ри-ри! Будем прыгать, 1-2-3!

Ры-ры-ры! Нет счастливей детворы!

1-2-3! Вы не ребята, а спортсмены – кенгурята!

Массаж точки на груди.

Массаж точек под бровями.

 Массаж точек возле крыльев носа.

Щиплют щеки.

Дергают мочки ушей

Хлопки в ладоши.

Прыжки.

. САМОМАССАЖ С ПЕНИЕМ

ПТИЧКА

Упражнение начинается в тональности до мажор, каждый последующий куплет- на ступень выше. Дети пропевают текст и указательными пальцами делают самомассаж.

1. На березовую ветку птичка прилетела.

Села, посидела, песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

2. И на веточку повыше птичка прилетела

Села, посидела, песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

3. Еще выше на березку птичка прилетела.

Птичка прилетела.

Села, посидела, песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

4. Вот на самую верхушку птичка прилетела.

Села, посидела, песенку запела:

-Чив-чив! Тю-тю-тю!

Тирли-тирли! Лю-лю-лю!

Точка ниже основания ключицы.

«Машут» крылышками, хлопают в ладоши.

Точка выше основания ключицы.

«Машут» крылышками, хлопают в ладоши.

Крылья носа.

«Машут» крылышками, хлопают в ладоши.

Внутренние точки бровей.

«Машут» крылышками, хлопают в ладоши.

ГУСЕНОК ТИМОШКА

Гусенок Тимошка пошел погулять,

Зеленой и сочной травы пощипать.

Гусенок: «Га-га!» веселый всегда,

Он травку пошел пощипать.

Гусенок Тимошка пошел на лужок,

Увидел красивый и вкусный цветок.

Гусенок: «Га-га!» веселый всегда,

Уж очень был вкусный цветок!

Гусенок Тимошка на речку пошел ,

В высокой осоке лягушку нашел.

Гусенок: «Га-га!» Лягушка: «Ква-ква!»

Подружку себе он нашел.

Шлепают ладошками по коленям.

Щиплют пальцами мочки ушей.

Показывают пальцами рук «клювики». Хлопают.

Щиплют пальцами мочки ушей.

Шлепают ладошками по животу.

Гладят шею сверху вниз.

Показывают пальцами рук «клювики». Хлопают.

Делают круговые движения по животу.

Шлепают ладошками по груди.

Щиплют щечки.

Показывают пальцами рук «клювики». Качают ладонями с растопыренными пальцами. Хлопают.

ОСЕНЬ

Ходит осень по тропинке, разукрасила осинки,

 Огонечками зажгла стройные рябинки.

Осень не одна пришла – дождь с собою привела.

 Он стучит по лужам звонко и смеется, как девчонка!

Рядом веет ветерок, непоседливый дружок:

 То помчится всех быстрей, то уснет среди ветвей.

Плавно ведут пальчиками по лицу.

 «Рисуют» пальцами глаза, брови, нос.

То же самое, но легко барабаня пальцами.

«Отряхивают» лоб, виски, щеки.

Спиралевидные движения указательными пальцами по лицу.

Мягко гладят лицо.

ДОЖДЬ

Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам!

 Гром! Гром! Как из пушек!

 Нынче праздник у лягушек.

 Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят,

 Только мой братишка в луже

 Ловит рыбу нам на ужин.

«Бегают» пальчиками по лицу.

Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Хлопают в ладоши.

 Изображают руками «крышу» над головой.

Гладят себя по лицу.

Проводят большими пальцами по крыльям носа.

 ВЕСЕЛЫЕ ПОТЕШКИ ДЛЯ МАССАЖА

ЧТО В ГОРБУ? (Дети стоят паровозиком)

- Что в горбу?

- Денежки!

- Кто наклал?

- Дедушка!

- Чем он клал?

 - Ковшичком!

 - Каким?

 - Позолоченным,

 Сверху медью околоченным!

Стучат по спине кулаками.

Поворачиваются в другую сторону, гладят по спине. Поворачиваются, стучат кулачками.

Поворачиваются в другую сторону, гладят.

 Поворачиваются, стучат.

Поворачиваются в другую сторону, гладят.

 Поворачиваются, стучат.

Поворачиваются, стучат ребрами ладоней.

ВЕСЕЛЫЙ МУЗЫКАНТ (Дети стоят парами по всему залу)

Я на скрипочке играю:

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке,

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Заиграл на балалайке:

Тренди-брень, тренди-брень!

Пляшут зайки на лужайке

Целый день, целый день!

А теперь на барабане:

Бум-бум-бум! Трам-там-там!

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам.

Первая пара рисует полоски на спинах второй пары.

Вторая пара рисует полоски на спинах первой пары.

Вместе прыгают, как зайчики.

Первая пара стучит легко пальчиками по спине второй пары.

Меняются местами.

Прыгают.

Первая пара стучит кулачками по спине второй пары.

Меняются местами.

Прыгают в «домик».

ДВЕ ТЕТЕРИ

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали,

Улетели.

Дети гладят животик по часовой стрелке.

«Бегают» пальчиками по телу.

Щиплют двумя пальцами.

Машут руками.

БИЛИ ЛЕН (Дети стоят паровозиком)

Били лен, били,

Топили, топили,

Колотили, колотили,

Мяли, мяли,

Трепали, трепали,

Белые скатерти ткали,

 На столы накрывали.

Стучат друг другу кулачками по спине.

 Растирают ладонями.

 Шлепают ладошками.

 Разминают пальцами

Трясут за плечи.

«Чертят» по спине ребрами ладоней.

Поглаживают ладонями.

. КОШКИН ДОМ

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом, идет дым столбом!

Кошка выскочила, глаза выпучила!

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка – с помелом.

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз!

И огонь погас!

Стучат кулачками по спине. Хлопают в ладоши.

«Рисуют» на спине спирали – дым.

Шлепают ладошками по спине.

«Бегают» по спине пальцами. Гладят по спине сверху вниз.

Стучат кулачками.

Гладят по спине вправо-влево.

Стучат ребром ладони.

Хлопают в ладоши.

Гладят по спине сверху вниз

ДВЕ НАТАЛОЧКИ 

Две бойкие Наталочки не играют в «салочки».

Две смелые Наталочки играют – Ах! – в «щипалочки».

Щиплют ушки, щиплют щечки,

Щиплют ручки, локоточки.

Щиплют шейку, щиплют ножки,

А потом живот немножко.

Не ругайте вы Наташ – они делают массаж!

Дети легко щиплют себя в соответствии со словами текста

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

ЗАЙЧАТА (Дети выполняют движения соответственно тексту)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках.

Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем,

Глазки открываем, с ножками играем:

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся и уже скорей проснемся!

КОТЯТА

Маленькие котята – смешные ребята:

То в клубок свернутся, то снова развернутся.

Чтобы спинка была гибкой,

Чтобы ножки были прытки,

Делают котятки для спины зарядку.

 Запыхтел паровоз, он котят гулять повез.

Скоро полдник у котят?

У них животики урчат.

 Вот котята встали, до солнышка достали

Деи лежат на спине, руки вдоль туловища.

Сгибают колени, обхватывают колени руками, возвращаются в и.п. Лежат на спине, руки в «замке» за головой, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, вправо. Сидят, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибают ноги в коленях, подтягивая их к груди со звуком «ф-ф» на выдохе Сидят по-турецки, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот. Стоят на полу, поднимают руки вверх, потягиваются.

Примерный перечень произведений, воздействующих на эмоциональное состояние

Моделирование  настроения

При переутомлении и нервном истощении:  

«Утро», «Полонез»

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости», «Аве Мария»

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс»

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года», «Грёзы», «Лунный свет»,

Расслабляющее воздействие

«Баркарола», «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3),«Лебедь», «Сентиментальный вальс»  романс из кинофильма «Овод», «История Любви», «Вечер», «Элегия» «Прелюдия №1»«Прелюдия №3» Хор ,«Прелюдия №4»«Прелюдия №13» «Прелюдия №15», «Мелодия»,

«Прелюдия №17»

Тонизирующее действие «Чардаш», «Кумпарсита», «Аделита», «Шербургские зонтики»

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«ЛИСТОПАД»

Осень, осень! Листопад!

Лес осенний конопат

Листья рыжие шуршат

 И летят, летят, летят!

ритмичные хлопки

щелчки пальцами

трут ладошкой о ладошку

качают руками

«СОЛНЫШКО»

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко.

Твои детки плачут,        

По камушкам скачут.        

Ритмичные хлопки.

Притопы.

Лёгкие прыжки с хлопками.

«ДОЖДЬ»

Дождь, дождь, дождь с утра.

Веселится детвора! Шлеп по лужам, Шлеп-шлеп.

Хлоп в ладоши,

Хлоп-хлоп.

Дождик, нас не поливай, А скорее догоняй!

Хлопки чередуются со шлепками по коленя

Лёгкие прыжки на месте. Притопы.

Хлопки.

Грозят пальцем. Убегают от «дождика».

«ФОМА»

Стучит, бренчит по улице:

 Фома едет на курице,

 Тимошка – на кошке

По кривой дорожке.

Фома песенку поёт

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит

И на нас рычит:

- Р-р-р-р!

Притопы с хлопками. Щелчки по бедрам.

Щелчки.

Показывают руками кривую

Дорожку.

«Пружинка» с хлопками.

Кружатся дробным шагом.

Присаживаются на корточки.

Убегают от «мишки».

«СНЕГ»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Поднимают руки вверх, два хлопка.

Приседают на корточки. два шлепка.

Поднимают руки вверх, два хлопка.

Приседают на корточки. два шлепка.

Притопы.

Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

«ПЧЕЛЫ ВОДЯТ ХОРОВОД»

Водят пчелы хоровод

Брум, брум

В барабан ударил кот

Трум, трум

Стали мыши танцевать

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать

Вся земля

Дети топают на месте.

Хлопки «тарелочками».

Имитируют пальцами игру на барабане.

Стучат кулачком о кулачок.

 Выставляют ногу на пятку

Кружатся дробным шагом.

Хлопают в ладоши.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

 «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

“Давайте познакомимся! ”

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

 «РАДУГА»

В небе гром, гроза - сжимают и разжимают пальцы

Закрывай глаза - закрывают ладонями глаза, потом открывают

Дождь прошёл, трава блестит,- стучат пальцами по столу

В небе радуга стоит  - рисуют в воздухе полукруги.

 «ФРУКТОВЫЙ САД»

Этот пальчик – апельсин,         (Поочередно разгибают пальцы из кулачка, начиная с большого.)

Он, конечно, не один.                 

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.                 (Показывают ладонями на окружающих и на себя.)

 «ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем.

 Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

 «МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.

(Сжимаем ручку в кулачок)

Много нас, а он один!

(Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа,

(Разгибаем большой пальчик)

Эта долька для чижа,

(Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра,

(Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура.!

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда!

(Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда!

(Складываем руки домиком)

 «1,2,3,4,5 ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сам все съел,

Оттого и растолстел.

 «УТОЧКА»

Шла уточка бережком (идут двумя пальчиками по столу переваливаясь),

Шла серая по крутому, вела детей за собою.

И малого и большего (загибают безымянный и большой пальцы),

И среднего и меньшего (загибают средний и мизинец),

И самого любимого (загибают указательный палец).

 «МУР-МУР, МЯУ!»

У кошечки нашей есть десять котят,

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу

Локти опираются о стол.

Покачиваем руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

 «БЕЛЫЕ БАРАШКИ»

Белые барашки по горке ходили,

Белые барашки «Бе-бе, говорили!

Бе-бе-бе, бе-бе-бе, клевер есть тебе и мне. (Растираем - массируем кулачок малыша) Белые барашки по лугу ходили,

Белые барашки «Бе-бе, говорили!

Бе-бе-бе, бе-бе-бе, клевер есть тебе и мне. (Растираем - массируем ладошку малыша) Белые барашки по тропке ходили,

Белые барашки «Бе-бе, говорили!

Бе-бе-бе, бе-бе-бе, клевер есть тебе и мне. (Растираем - массируем каждый пальчик малыша, повторяя четверостишие).

 «ПЛЯСКА ЗАЙЧИКОВ»

Вышли зайки погулять, (шагаем пальчиками по ножкам)

Свои лапки поразмять.

Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем пальчиками по ножкам)

Свои лапки поразмять.

Ой- ой- ой, какой мороз! (обнимаем себя двумя руками)

Отморозить можно нос (трем носик)

Прыг-скок, прыг-скок,

Отморозить можно нос! (прыгаем пальчиками по ножкам)

Стали зайки танцевать,

Свои лапки согревать, (пляшем пальчиками)

Прыг-скок, прыг-скок,

Свои лапки согревать! (прыгаем пальчиками по ножкам).

 «ЕЛКА, ЕЛКА ЕЛОЧКА, КОЛЮЧАЯ ИГОЛОЧКА»

 

  Перед нами елочка:  

  Шишечки, иголочки.

  Шарики, фонарики,

  Зайчики и свечки,

  Звезды, человечки.

  Пальцы рук сплетены, из

  больших пальцев – верхушка

  «елочки».

  Кулачки, указательные пальчики

  выставлены.

  «Шарики» из пальцев вверх, вниз

  «Ушки» из указат. и среднего

 пальцев; обе ладони сложены,

 пальцы сжаты.

 Ладони сложены, пальцы

 растопырены, средний и указательный стоят на столе.

 

 «СНЕГОВИК»

Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок".

Кати по снегу свой снежок — "Катят".

Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками.

И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика.

Его улыбка так светла! Показывают улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.

Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце.

Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.

 «МИШКА»

- Мишка топает ногой,

- Мишка топает другой,

- Ух, как веселится

- В доме половица!

Топаем "ножками" - пальчиками.

- А пока танцует Мишка,

- Мы похлопаем в ладоши.

- Вместе с лисонькой-плутишкой

- Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши. 

 «КИСТОЧКИ РЯБИНКИ».

Зябнет рябинка, (раздвинув пальцы на руках)

Дрожит на ветру, (трясут руками).

Стынет на солнышке, мерзнет в жару (сжимают и разжимают пальцы рук)

Дайте рябинке пальто и ботинки:

Надо согреться, бедной рябинке. (соединяют руки вместе и дуют на них).

 «САМОЛЕТ»

(правая рука изображает самолет: большой палец и мизинец оттопырены – это крылья)

Летит самолёт высоко-высоко,            двигают рукой в разных

Ему на посадку зайти нелегко!            направлениях

Лётчик за кругом делает круг…           двигают рукой по кругу

Ему самолёт товарищ и друг!

На взлётную полосу сел самолёт,      опускают руку и                     

Вперёд побежал - и закончен полёт.  двигают по столу, останавливают руку

Двери открылись, под трапом земля,   разводят ладони, наклоняют их       

И пассажиров встречают друзья.          перемещают средний и  указ. пальцы  одной руки  по ладони другой .

 «ТЮЛЬПАН»

Вырос высокий цветок на поляне,

(руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичное движение пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

 «УТРЕЧКО»

Солнышко-ведрышко,

(соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

(указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой)

По камушкам скачут,

Дождик-дождик, полно лить,

(грозить указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить.

(стряхивать правую руку, а затем левую).

 «УЛИТКА»

Улитка, улитка, отводи калитку, выходи из дома, будем знакомы!

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястья за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки

Улитка-улитка, высуни рога, дам пирога!

Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте

Улитка-улитка, пошли гулять!

На этих словах улитка ничего не делает – она слушает Вас и решает, что ответить (недолго)

Поползли, поползли, поползли…

«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла

Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (при повторении – до свидания, улитки!

«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...