Статья
статья

МУРАШ-БЕКМУХАМЕДОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРИЕВНА

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР»

 

Мураш-Бекмухамедова Елена Валериевна

В современном мире широко распространяется проблема недоразвития   устной речи у детей дошкольного возраста. Существует множество причин. Например, бесконтрольное погружение в компьютерные технологии, использование разнообразных гаджетов и просмотр телевизора неограниченное количество времени (многими часами), зачастую заменяет живое общение с близкими взрослыми, сверстниками. Важным фактором, влияющим на речевые расстройства, может быть ухудшение здоровья детей по причине загрязнения экологии или социальной обстановки.

Особую актуальность имеет проблема развития связной речи у воспитанников с речевой патологией. Установлено, что значительные затруднения в развитии связной речи проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Это воспитанники, у которых первично сохранный интеллект, но нарушено формирование структурных компонентов речевой системы, что так же является последствием нарушения таких мыслительных операций, как обобщение и сравнение, анализ и синтез. [ 1]. В дальнейшем, без оказания необходимой помощи, такие дети будут иметь трудности в процессе обучения, что приведет к их неуспеваемости в школе.

Понимание этого процесса зависит от основных принципов теории порождения речевого высказывания, которая была предложена Л.С.Выготским и основывалась на взаимосвязи таких понятий, как «мышление» и «речь», «смысл» и «значение».  Над этой проблемой работали такие известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (В.К. Воробьева, Л.С.Выготский, В.П. Глухов, Н.И.Жинкин, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, А.А.Леонтьев, А.М.Леушина, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Е.И.Тихеева, Т.А. Ткаченко, С.Л. Рубинштейн, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин, А.В. Ястребова и многие другие).

Одним из важных этапов в решении алгоритма этой проблемы является выявление средств и способов в   развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Это та деятельность, которая будет доступна ребенку и поспособствует его всестороннему раскрытию и последующей положительной тенденции развития.

Одной из таких активных форм   является театрализованная деятельность, которая оказывает положительное влияние на речевое развитие ребёнка. У ребенка активно развивается артикуляционный аппарат, увеличивается словарный запас, формируется монологическая и диалогичсекая речь, дети лучше усваивают содержание детских произведений, учатся их анализировать. 

 Но   в нашем современном мире использования гаджетов, мы можем заинтересовать детей с помощью внедрения мультимедийных средств.  Так мультипликация благоприятно воздействует на всестороннее развитие ребенка.

При создании мультфильма дети проходят трудоемкий этап, который сочетает в себе коррекционную работу с детьми с ОНР. Во время подготовки фильма дети учатся составлять и пересказывать сценарий, при этом соблюдая последовательность изложения. Им необходимо распределить необходимые атрибуты и роли, что так же несет большую ответственность, так как героя необходимо, либо нарисовать, либо вылепить из пластилина, при этом соблюдая характерные особенности, пропорциональное соотношение. Благодаря этому у ребенка совершенствуется процесс «анализа» и «синтеза», происходит развитие мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет не только на развитие речи, но и на развитие всех психических процессов.

При покадровой сьемке мультфильма, через умение плавно передвигать героя или атрибут, что является затруднительным для детей с общим недоразвитием речи, происходит развитие четкости координации движений, развитие концентрации.

На последующем этапе – озвучивания, проделывается большая коррекционная работа, так как речь героя должна быть понятной и четкой. В этом процессе наблюдается положительная тенденция при автоматизации звуков, ребенок контролирует свою речь, она становится грамматически правильной. Развивается умение анализировать характер героя, чтоб в процессе работы передать его особенности, эмоциональный настрой через тембр, громкость, выразительность речи.

Таким образом, в процессе создания мультипликационного фильма, происходит обогащение активного и пассивного словаря, развитие монологической и диалогической речи, совершенствуется интонационный строй.

Через театрализованную деятельность у ребенка происходит обогащение чувственного опыта. Это большая работа, которая сочетает тесное взаимодействие специалистов, педагога, и родителя. Так как благодаря этому «союзу» происходит активное эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Благодаря таким занятиям мы способствуем тому, что ребенок начинает замечать разнообразие окружающего мира, развивается его кругозор, происходит наполнение эмоциями и радостью от процесса творчества, что ведет к активному развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию в ребенке умения видеть красоту и добро в окружающем мире.

 

Библиографический список

  1. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.  –  256 с.
  2. Дмитриева Е.Е., Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2018. №3 С. 19-29.
  3. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблемы формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР // Современные проблемы науки и образования 2018 №60 (3) С. 213-216.
  4. Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В., Пунчик В.Н. «Мультстудия “Я ТВОРЮ МИР” (Учебно-методическое пособие/под ред. О. М. Климова. М.: Просвещение/Бином, 2021. – 208 с.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon statya_murash-bekmuhamedovoi_e.v.pdf149.58 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...