"Культурно- гигиенические навыки в детском саду"
материал (младшая группа)

Гричкоcей Наталья Николаевна

Придя в детский сад, малыши сталкиваются со множеством новых людей: это воспитатели, няня, работники ДОУ, другие ребятишки. Научить детей правильно себя вести, проявлять доброжелательность, положительные эмоции при общении с окружающими является одной из важных задач педагога на этом этапе. Не менее важным является формирование культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. За обедом. завтраком, полдником детей учат ровно сидеть за столом, не разговаривать во время еды, не вертеться, не смеяться, не шалить. Причём слово «не» употребляют мало, чтобы не побуждать детей упрямиться, действовать наперекор (ведь начинается кризис трёх лет). Воспитатель приучает ребёнка следовать положительным примерам, хвалит за проявленную аккуратность, послушание: «Ваня умеет красиво сидеть за столом, молодец. И Оля, и Люда тоже будут сидеть ровно, не шуметь». Детей учат мыть руки и лицо, используя воду, мыло, полотенце (индивидуальное). Уже на третьем году жизни малыши могут запомнить, где находится их личное полотенце, брать его и с помощью взрослого вешать на место. Обращается внимание на пользование индивидуальными предметами гигиены, такими как носовой платок, расчёска, горшок. Носовые платки дети приносят из дому, кладут в кармашек на одежде и используют по мере надобности (часто при напоминании педагога). Приёмы, используемые педагогом, разнообразны. Это и показ, и объяснение, и использование художественного слова.

В первое время, когда детишки совсем малы и плохо умеют координировать свои действия, имеет место прямое обучение навыку: воспитатель берёт в свои руки ручки ребёнка, вместе с малышом намыливает их мылом, трёт и тыльную сторону ладони, показывает, как насухо вытирать полотенцем.

Уже во второй половине учебного года педагог предоставляет детям больше самостоятельности, используя напоминание, причём иногда косвенное, игровое: «Вот мы пришли с прогулки, скоро будем обедать… И наш Петрушка хочет кушать. А что же надо сделать перед обедом? Забыл Петрушка, ай-яй-яй! Ребята, что мы всегда делаем перед тем, как сесть за стол? А для чего нужно мыть руки?» Создание таких игровых ситуаций помогает избежать нравоучений, скучного заучивания правил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду"

Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду»...

Освоение культурно-гигиенических навыков в детском саду (фотоотчет).

Освоение культурно-гигиенических навыков в детском саду представлено в виде фотографий....

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду....

Мозговой штурм «Проблемы развития культурно-гигиенических навыков в детском саду».

В процессе организации данного мозгового штурма обсуждается проблема развития культурно-гигиенических навыков у дошкольников...

Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду у детей 4-5 лет

В дошкольном возрасте необходимо прививать детям культурно-гигиенические навыки, закреплять гигиенические привычки, дать понятие и важность их выполнения каждодневно....

Формирование культурно-гигиенических навыков в детском саду

Конспект занятия по знакомству детей с понятием гигиены, правилами соблюдения режима дня...