Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры дошкольника"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры дошкольников».
Работа с применением технологии ТРИЗ, при ознакомлении детей с элементарными экологическими представлениями, через экологические сказки.
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным.
Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Экологическая сказка
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме.
Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка». Прочитав, мы можем порассуждать, что необходимо для того, чтобы репка выросла? (нужна почва, семя, вода, нужен уход за растением).
В среднем возрасте, рассказывая сказку: «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут
ТРИЗ Метод каталога
Суть метода в том, чтобы расположить события в логической последовательности и придумать связки и переходы между ними. Таким способом, например, можно сочинить новую сказку. Воспитатель дает подсказки в виде картинок и наводящих вопросов:
- Кто наш главный герой сказки?
- Этот герой положительный или отрицательный?
- Почему этот герой положительный или отрицательный?
- Что плохого сделал отрицательный герой?
- Что хорошего сделал положительный герой?
- Как они боролись друг с другом?
- Кто поддерживал отрицательного героя?
- Кто поддерживал положительного героя?
- Чем закончилось противостояние добра и зла?
Помимо фантазии эта методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запас
Воспитатель предлагает дошкольникам, дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая (детям можно предоставить картинки подсказки)
«Зайчик и Медвежонок»
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу…
Предлагают картинки: овощи, мед, солнце, полянка, цветы…
(Они взяли с собой еду, мед и морковь, отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.)
Детям предлагают, уже существующее начало сказки обыграть и составить свой конец.
Экологическая сказка «Ежик и заяц» (маски)
Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»
Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение у меня испортилось».
Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ответы детей: Зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все засохнет. Не будет травы, животные не смогут найти себе еду.
Этапы работы с экологической сказкой.
1. Чтение сказок.
2. Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3. Театрализация сказок.
4. Исправление ошибок в сказках.
Помимо фантазии, методика ТРИЗ полезна в развитии связной речи, навыка публичных выступлений и расширении словарного запаса.
Метод мозгового штурма
Методика мозгового штурма – суть в том, что детям ставят задачу и предлагают найти решение, причем разрешено выдвигать любые, даже самые нереальные версии решения. Запрещена любая критика выдвигаемых идей как со стороны взрослых, так и со стороны товарищей по группе. Можно лишь дополнять и предлагать усовершенствования чужих идей. Задачи для мозгового штурма выбирают из числа понятных детям:
Читаю сказку: «Кот, петух и лиса».
В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, я останавливаюсь и спрашиваю у ребят: А, что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?
Ответы: (Надо кричать громче, чтобы кот услышал, можно клюнуть больно-больно лису, может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?)
Сказка: «Аленушка и братец Иванушка»
Иванушка, хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь козленочком. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь.
(Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)
Список литературы:
1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.
2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.
3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.
5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников"
Сочинение экологических сказок, нацеленных на формирование бережного отношения к природе....
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений вовладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическимипредставлениями через экологические сказки....
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки....
МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Экологическая сказка, как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Материал окажет помощь педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки, а также в совершенствовании...
Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...
Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"
Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...