Теоретические исследования основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами региональной культуры Белгородчины.
статья (подготовительная группа)
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования нравственно-патриотических чувств и качеств являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей семье, окружению, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добродомова Елена Сергеевна, воспитатель
Карпушина Светлана Сергеевна, воспитатель
МБОУ Начальная школа-детский сад 8
Россия, город Белгород
Теоретические исследования основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами региональной культуры Белгородчины.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования нравственно-патриотических чувств и качеств являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей семье, окружению, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, обеспечить преемственность поколений в семье, то есть определенное отношение к собственной стране, ее истории, ее народу.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства.
Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родной природе, городу, к своей стране.
Основными целями нравственно-патриотического воспитания детей данного возраста является:
• Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье, детскому саду, родной природе;
• Осознание себя, как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к его символике – флагу, гербу, (гимну).
• Воспитание уважения к своему народу.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
- формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
- Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста проявляется через игровую деятельность.
В соответствии с поставленными целями нравственно-патриотического воспитания детей, в подготовительной группе была проведена следующая работа:
• Объяснения воспитателя в сочетании с показом фотографий с изображением г. Белгорода
• Беседы о родном городе.
• Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание гимна России.
• Ознакомление с произведениями народного творчества
• Обогащение и стимулирование детского творчества.
• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
- Альбомы « Символика г. Белгород, « Герб и флаг г. Белгорода»
- Дидактические игры по патриотическому воспитанию
- Альбом « Города – герои»
- Фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города Белгорода»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к родной стране.
С детьми запланированы и проведены следующие занятия:
Рисование (художественное творчество)
«Дом, в котором ты живешь», «Самолеты летят» . «Детский сад». «Улица моего города». «Деревья .».
Аппликация. Лепка. (художественное творчество)
«Дома на нашей улице». «Детский сад».
Чтение художественной литературы
Беседы «Российская Армия», «Мирные профессии в Армии», «Хлеб-богатство России»,«Символика России», «Достопримечательности родного города», «Солдаты и их личностные качества», «Защитники Родины», «Народы России», «Красная книга»
Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей.
Дидактическая игра «Герб города»
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
После рассказов педагога о родном городе, о людях, проживающих в нем, фотографий и т. д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о родном городе
Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры. Как и вся Росси...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Данная работа содержит обобщение опыта по формированию патриотических чувств через занятия физической культурой. В ней представлены методические рекомендации и краткосрочный проект "День Защитника Оте...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Статья говорит о необходимости воспитания детей в нравственно-патриотичеком поле, о важности использования богатства народного творчества...
Родительское собрание "Нравственно- патриотическое воспитание детй дошкольного возраста средствами национальной культуры"
Родительское собрание по нравственно- патриотическому воспитанию...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями».
Краткосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями»....
Презентация (отчет) к проекту "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Отчетная презентация к проекту "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры" к иоговому педсовету. Презентация содержит фотоматериалы, проводимых дос...