Родительское собрание "Нравственно- патриотическое воспитание детй дошкольного возраста средствами национальной культуры"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Родительское собрание по нравственно- патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_nravstvenno-_patrioticheskoe_vospitanie_pyanzina_e.p.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №68»
Родительское собрание
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры»
(октябрь, 2 младшая группа)
Подготовили и провели:
воспитатели
Пьянзина Е.П., Ежикова Н.Б.
Саранск – 2016
Цель: Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Время проведения: октябрь 2016г.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма проведения:
Дискуссия
Повестка дня:
1.Открытое занятие «Моя дружная семья».
2. Доклад «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей». 3. Подведение итогов анкетирования родителей
4. Презентация папки – раскладушки «Воспитание маленького гражданина»
5. Разное.
Приложение № 1
КОНСПЕКТ
непосредственно организованной образовательной деятельности
на тему: «Моя дружная семья»
Задачи: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.
Интеграция образовательных областей: «Познаное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» (аппликация), «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: эмоционально – заинтересованно следит за развитием действия в играх, отвечает на вопросы педагога во время беседы о членах семьи, активен при создании коллективной композиции в аппликации «Чаепитие для большой семьи».
Материал и оборудование: письмо с загадками, отдельные картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, панно «домик» с кармашками для картинок , вырезанные из цветной бумаги разные предметы для чаепития, большой лист бумаги с нарисованным большим столом.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин прислал письмо. Посмотрите какое оно красивое и адрес наш написан . Давайте посмотрим что в нем.
(воспитатель открывает письмо.)
Беседа. Загадки о членах семьи.
Воспитатель: Что же это за письмо, такое. Да тут загадки , ребята. Вот послушайте :
Кто стирает, варит, шьет
На работе устает
Просыпается так рано?
Лишь заботливая …..
Дети: мама.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно.
( воспитатель достает картинку мамы и вставляет в панно домик).
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут вашу маму?
– А как мама вас называет ласково?
– А в чем вы помогаете маме по дому?
Дети: ответы.
Воспитатель: Замечательно. Еще одна загадка:
Кто научит гвоздь забить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята
Это наш любимый …
Дети: папа.
Воспитатель: Правильно, хорошо
( воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)
Беседа (опрос 2-3 детей)
– А как зовут папу?
– Кто вы для папы?
– Какой он папа?
Дети : ответы.
Воспитатель: Молодцы. Хорошо давайте следующую загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша …
Дети: бабушка.
Воспитатель : Молодцы, конечно…
Беседа (опрос 2-3 детей)
( воспитатель достает картинку бабушки и вставляет в панно домик)
– А как зовут бабушку?
– Что умет делать бабушка?
– Что вы любите делать вместе?
Дети : ответы.
Воспитатель: Молодцы, следующая загадка :
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед – Мой родной, любимый….
Дети : дед.
Воспитатель : молодцы ребята, правильно.
Беседа (опрос 2-3 детей)
( воспитатель достает картинку дедушки и вставляет в панно «домик»)
– А как его зовут?
– А кто ты для него?
– А кто хочет рассказать про своего деда?
Дети : ответы.
Воспитатель: замечательно ребята, но у меня осталась еще загадка, послушайте: Кто загадки отгадает
Тот своих родных узнает.
Все родные с кем живете,
Непременно вам друзья,
Вместе вы одна …
Дети: семья.
Воспитатель: Правильно ребята, все эти люди называются одним словом – семья. Посмотрите какая у нас семья получилась в нашем домике. ( воспитатель показывает панно «домик» с картинками членов семьи). Они у нас живут в этом домике. А давайте ребята покажем всю семью на ладошках.
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – это я,
Вот и вся моя семья.
(воспитатель переворачивает панно «домик» и показывает детям картинку с изображением семьи находящейся в квартире)
Воспитатель: ребята посмотрите вот наша семья, скажите , а кто здесь нарисован.
Дети: семья ( перечисляют всех)
Воспитатель: правильно ребятки , а кто, кем приходится ? А давайте мы попробуем посчитать, кто живет у нас в квартире!
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?»
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо .)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево – вправо .)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Дети посмотрите наша большая семья вместе и все у них хорошо. А когда собирается вся семья вместе?
Дети: предположения детей.
Аппликация «Чаепитие для большой семьи»
Воспитатель: Правильно, семья собирается вместе по праздникам. И все садятся за один большой стол, пьют чай с вкусным пирогом. А давайте для нашей семьи тоже устроим праздник и накроем стол.
( дети выполняют коллективную аппликацию «чаепитие»).
Воспитатель: Друзья мои посмотрите, какая у нас с вами получилась большая и дружная семья, для которой мы сегодня накрыли на стол.
Рефлексия.
Что за письмо мы сегодня получили, от кого?
Кого мы поселили в нашем домике?
Для кого мы устроили чаепитие?
Приложение № 2
Доклад «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей».
Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам нравственного воспитания детей.
Сквозь сито веков просеял народ свое культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, ковроткачество, плетение кружев и т.д.
В семье, так же как в детском саду желательно при любом удобном случае использовать малые фольклорные формы, которые по словам К.Д.Ушинского раскрывают живописность русского и мордовского языка.
Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.
Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Особое значение имеет введение малых фольклорных форм, ярких народных выражений в живое разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку, родители также могут использовать к месту потешку, загадку, прибаутку.
В средней группе продолжается знакомство детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.»
В старшей группе в детском саду планируются занятия, специально посвященные русскому и мордовскому народному творчеству. Это могут быть беседы о народной вышивке, рассматривание и описание изделий народного промысла.
Исследование педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного искусства оказывают глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим удовольствием и вниманием слушают рассказы о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства.
В старшей группе дети впервые знакомятся с пословицами и поговорками. Взрослые рассказывают, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие.
В подготовительной к школе группе дети знакомятся с декоративно-прикладным творчеством других народов.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к родному краю, ее народу.
Прибаутки:
«Галки, вороны» «Петя-петушок»
- Галки, вороны, Петя, Петя-петушок,
Все ли вы здоровы? Золотой гребешок,
- Одна галка не здорова, Масляна головушка,
Себе ножку проколола. Шелкова бородушка.
Мы поедем на торжок, Петя по двору ходил,
Купим галке сапожок. Перо Петя уронил.
«Лиса по лесу бежала»
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.
Небылицы:
«Едет повар на тарелке» «Ехала деревня»
Едет повар на тарелке, Ехала деревня
Две кастрюли впереди, Мимо мужика.
А лоханка позади. Вдруг из-под собаки
Кричит ему кухарка: Лают ворота.
«Где моя лоханка?» Выскочила палка
Услыхали чугуны, С бабкою в руке
Загудели, как жуки. И давай дубасить
Услыхали ложки, Коня на мужике.
Запрыгали, как блошки. Крыши испугались,
Кочерга пошла плясать, Сели на ворон.
А ухват ей подпевать. Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Деревня закричала:
- Озеро горит!
Сено на соломине
Тушить пожар спешит.
«По реке плывет кирпич»
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Приложение № 3
Анкета для родителей.
«Воспитываем юного гражданина!»
Ваш ребенок посещает наш детский сад. Просим вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по нравственно- патриотическому воспитанию.
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое
- затрудняюсь ответить.
- Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически - нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
- Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
Педагоги и родители
Педагоги
Родители
- Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Актуальна –
Есть традиции –
Не актуальна –
нет традиций –
Не актуальна, но необходима –
Актуальна, но в более старшем возрасте –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Балаева Татьяна ЕвгеньевнаМБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры. Как и вся Росси...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Данная работа содержит обобщение опыта по формированию патриотических чувств через занятия физической культурой. В ней представлены методические рекомендации и краткосрочный проект "День Защитника Оте...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект содержит персп...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами национальной культуры
Статья говорит о необходимости воспитания детей в нравственно-патриотичеком поле, о важности использования богатства народного творчества...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями».
Краткосрочный проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры и музыкального искусства через сотрудничество с родителями»....
Презентация (отчет) к проекту "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Отчетная презентация к проекту "Нравственно-патриотческое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры" к иоговому педсовету. Презентация содержит фотоматериалы, проводимых дос...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры в ДОО.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому проблема нравстве...