Современные тенденции развивающей пространственной среды (РППС) для новых форм работы с детьми согласно ФОП ДО
статья

Чернова Екатерина Леонтьевна

Внесение изменений в привычную устоявшуюся обстановку на рабочем месте педагога – это для многих из нас происходит болезненно, мы не все умеем принимать или не хотим нарушать то, к чему привыкли годами. НО, следует здраво рассуждать: да, работа – наш второй дом, НО это не личная собственность, поэтому мы обязаны принимать поставленные перед нами современные задачи и создавать условия для развития нового поколения детей, которые диктует время. ПОЭТОМУ прежде, чем загружать себя негативными эмоциями, нужно сказать себе: ВРЕМЯ ВЫБРАЛО МЕНЯ, И Я ИДУ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ, У МЕНЯ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ, И ДЕТЯМ РЯДОМ СО МНОЙ ИНТЕРЕСНО.

Ну, а теперь вместе начнем находить все то, интересное в предлагаемом материале ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_temu_sovremennye_tendentsii_rpps.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Современные тенденции развивающей пространственной среды (РППС) для новых форм работы с детьми согласно  ФОП ДО

Сообщение для педагогов от воспитателя I категории Черновой Е.Л.

Уважаемые коллеги!

Внесение изменений в привычную устоявшуюся обстановку на рабочем месте педагога – это для многих из нас происходит болезненно, мы не все умеем принимать или не хотим нарушать то, к чему привыкли годами. НО, следует здраво рассуждать: да, работа – наш второй дом, НО это не личная собственность, поэтому мы обязаны принимать поставленные перед нами современные задачи и создавать условия для развития нового поколения детей, которые диктует время. ПОЭТОМУ прежде, чем загружать себя негативными эмоциями, нужно сказать себе: ВРЕМЯ ВЫБРАЛО МЕНЯ, И Я ИДУ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ, У МЕНЯ МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ, И ДЕТЯМ РЯДОМ СО МНОЙ ИНТЕРЕСНО.

Ну, а теперь вместе начнем находить все то, интересное в предлагаемом материале ФОП ДО.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

 Функция педагога заключается в том, чтобы, используя РППС и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

Специалисты РАО рекомендуют при выборе учебно-методических материалов ориентироваться на ФОП ДО. В федеральную программу входят пособия по организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников – от 2 месяцев до 8 лет, по всем образовательным областям.

Специалисты РАО предлагают три варианта проектирования РППС:

  • по пространствам,
  • функциональным модулям;
  • в виде центров детской активности.

1 вариант. Проектирование среды по пространствам

 В групповых помещениях все оборудование можно объединить по трем пространствам:

  • активной деятельности,
  • спокойной деятельности,
  • познания и творчества.

В пространстве активной деятельности разместите оборудование, связанное с двигательной активностью, сюжетно-ролевыми играми и т.д.

В пространстве спокойной деятельности оформите зону релаксации, конструктивных, театрализованных и настольных игр. Положите книги, установите мягкую детскую мебель, организуйте места приема пищи.

В пространстве познания и творчества установите оборудование для экспериментирования и творчества.

2 вариант. Проектирования среды по функциональным модулям.

Функциональный модуль – это группа функционально связанных компонентов по видам детской деятельности: учебных пособий, игр, игрушек, материалов, оборудования, инвентаря.

Можете организовать 11 функциональных модулей:

  • игровой;
  • физкультурно-оздоровительный;
  • музыкальный;
  • художественно-творческий;
  • поисково-исследовательский;
  • релаксации; o логопедический;
  • психологического сопровождения;
  • дефектологический;
  • административный;
  • территории и архитектуры.

 Добавьте бытовой модуль и включить в него все, что связано с приемом пищи, трудовыми поручениями, трудовой деятельностью.

3 вариант. Проектирование центров детской активности

 Центры детской активности обеспечивают все виды детской деятельности по ООП ДО.

Количество и содержание центров будет зависит от возраста воспитанников

В группах раннего возраста достаточно шести центров детской активности:

1. двигательной активности – для развития основных движений детей;

 2. сенсорики и конструирования – для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера;

 3. организации предметных и предметно-манипуляторных игр – для совместных игр со сверстниками под руководством взрослого;

 4. творчества и продуктивной деятельности – для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения разнообразных изобразительных средств;

5. познания и коммуникации (книжный уголок) – для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок;

6. экспериментирования и труда – для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т.д.).

РППС в каждой возрастной группе имеет свои отличительные признаки, но об этом я расскажу в следующей консультации по зонированию групповых помещений в соответствии с возрастными особенностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар . Новые формы работы с детьми. «Экспериментирование»

Семинар .Новые формы работы с детьми.«Экспериментирование»...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Сертификат «Развивающая предметно пространственная среда для новых форм работы с детьми ФГОС ДО».

Сертификат «Развивающая предметно пространственная среда для новых форм работы с детьми ФГОС ДО»....

«Развитие положительных эмоций, высокой двигательной активности через освоение новых здоровьесберегающих технологий, новых форм работы с детьми»

Дошкольный возраст – один из наиболееответственных периодов в жизни каждого человека.Именно в это время закладываются основы здоровья,правильного физического развития, происходитстановление двиг...