Новые формы работы с детьми раннего возраста
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Использование малых форм фольклора
в работе с детьми раннего возраста
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша
и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития.
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка – пригожий.
В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек, поэтому дети с большой охотой идут в группу, просят прочитать потешку или показать понравившуюся игрушку.
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать, во время умывания, во время еды, бодрствования.
Укладывая детей спать стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Сели гули ворковать,
Тихо Машу усыплять.
Используя этот прием укладывания дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне. Также подбираю потешки для подъема детей после сна. Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их, например:
На кисоньку потягушечки
На деточку порастушечки.
В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Всеми эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви.
Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такой потешкой как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления.
Умница Дашенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Использование такой потешки как:
Травка - муравка, со сна поднялась
Птица - синица за зерно взялась,
Зайка за капустку , мышка за корку,
Детки - за молоко!
помогает научить самостоятельно есть разнообразную пищу.
Во время одевания детей на прогулку использую такую потешку, как:
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот- с левой ножки.
что помогает детям одеваться самостоятельно.
Для того чтобы малышам было легче запоминать потешки, сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа я использую «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса ... » показываю как мама бережно, осторожно причесывает малыша, как ласково приговаривает при этом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешки.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.
В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.
Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.
Отбирая произведения для игр с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со взрослым.
В самом начале учебного года анализируя речь детей, я вижу, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности, узнавая потешку, они только называли ее персонажей. Для развития внимания к звучащей речи стараюсь учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать,
выделять голосом некоторые слова в тексте.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока,
Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Всё это сопровождаю наглядным показом. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.
В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик.
Маленьким детям нравятся игры с ложками. Например, в такой потешке, как:
Как у наших у ребят
Застучали ложки в лад.
Тук, тук, ой, лю ли
Всем нам нравятся они.
учу детей проговаривать потешку и ритмично в такт стучать ложками. Всё это развивает у малышей чувство ритма.
С этой цепью использую музыкальные игрушки, инструменты (металлофон, бубен, барабан).
Для малоподвижных детей, использую потешку, которые побуждают их двигаться:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Помимо потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.
Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка - колоколнышка!
Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. В закличках и приговорках оживают явления природы: (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят, «на небе появилась радуга-дуга ... »), действуют животные (кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).
Простота и мелодичность звучания закличек помогают детям запомнить их.
Через потешки, прибаутки, заклички и поговорки малыши осуществляют самостоятельный перенос действий в свои игры. Например, во время игры с куклами,
укладывая спать, дети с удовольствием выполняют содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривают: «Каша вкусненька, кушай Катя», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей.
Так как ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. И это прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку
передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Таким образом, использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 34 комбинированного вида
Игротренинг
«Новые формы работы с детьми раннего возраста»
составила воспитатель:
Хромова Вера Александровна
р.п. Большие Вязёмы
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма работы с детьми раннего возраста
ранний возраст...
Формы работы с детьми раннего возраста
Формы работы с детьми раннего возраста по образовательным областям ФГОС...
Игра, как форма работы с детьми раннего возраста
Доклад на педагогический совет...
Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста.
Коллеги, сдесь вы узнаете о моем опыте работы. Я с удовольствием с вами поделюсь....
Использование нетрадиционных форм работы с детьми раннего возраста по художественно- эстетическому развитию.
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....
Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")
Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...