Рабочая программа подготовительной группы №6 комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа учителя-логопеда для работы с детьми с ТНР (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_log_6_gruppa.okonchatelnyy_variant.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 2»
630075, г. Новосибирск, Танковая, 31/1,
т. 209-28-05
E-mail : Ds2_nsk@mail.ru
Утверждаю
Заведующий МКДОУ д/сад №2
Михеева Т.В.
личная подпись
место для печати
Приказ № от
Рабочая программа подготовительной группы
№ 6 комбинированной направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Учитель-логопед:
Новосёлова Елена Александровна
Новосибирск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации «Программы»__________________________________3-7
Система коррекционно-развивающей работы для детей с ТНР
организация образовательной деятельности______________________________8
Предметно-пространственная развивающая среда________________________9
Интеграция усилий логопеда и воспитателей _________________________9-10
Взаимодействие с семьями воспитанников______________________________10-11
Планируемые результаты освоения программы__________________________11-12
Организация коррекционно-развивающей работы________________________12-21
Учебно-дидактический материал(коррекционно-развивающая среда)_______22-23
Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование_________________24-49
Приложение 2. Лист занятости_______________________________________50
Приложение 3. План работы учителя-логопеда с родителями_____________51-52
Приложение 4. Речевая карта ребёнка_______________________________53-87
Методический комплект к образовательной программе________________88-89
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 6 до 7 лет» является программным документом для дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Уровни общего недоразвития речи
2-й уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
3-й уровень речевого развития – появление развёрнутой фразовой речи с недоразвитием её звуковой и смысловой сторон, фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для данной возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников. В Программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию и инструктор по лечебной физкультуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе для детей с ОНР во всех пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении.
В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе предложена схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи учителем-логопедом (РЕЧЕВАЯ КАРТА) (Приложение №4). В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, автор включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Образовательная область «Речевое развитие»
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
- Развитие связной речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Обучение элементам грамоты.
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Сенсорное развитие.
- Развитие психических функций.
- Формирование целостной картины мира.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Развитие математических представлений.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Восприятие художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Формирование общепринятых норм поведения.
- Формирование гендерных и гражданских чувств.
- Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
- Совместная трудовая деятельность.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).
- Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
для детей с ОНР Организация образовательной деятельности
Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:
- период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
- период — декабрь, январь, февраль;
- период — март, апрель, май.
Первые две недели сентября отводятся всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
В конце сентября специалисты, работающие в логопедической группе, на психолого- медико-педагогическом совещании при заведующем ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы.
С третьей недели сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми в логопедической группе в соответствии с утвержденным планом работы. Обсуждение темпов динамики индивидуального развития детей и составление плана работы на следующий период проходит в рабочем порядке, в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.
В подготовительной группе логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х – 5-ти детей) по вторникам и четвергам. В понедельник, среду и пятницу логопед проводит только индивидуальную работу с детьми.
На работу с одной подгруппой детей в подготовительной к школе группе отводится 30 минут. Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедической группе устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми; кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные занятия.
Предметно-пространственная развивающая среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.
В оформлении группового помещения и логопедического кабинета использовались мягкие пастельные цвета, именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию.
Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда соответствует изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
- Коррекционный час;
- дыхательная гимнастика;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы .
Коррекционный час проводится для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они используются воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с пятью - шестью детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по два – три раза позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендуется индивидуальная работа по автоматизации и дифференциации звуков.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы.
В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. В методический комплект к программе входят домашние тетради с методическими рекомендациями для родителей (Т.Ю. Бардышева, Е.Н.Моносова). Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими.
Задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы.
Специально для родителей детей, посещающих логопедическую группу, в методический комплект к Программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
План работы с родителями (Приложение 3)
Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры
Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФОП ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФОП ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФОП ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Организация коррекционно-развивающей работы
Характеристика воспитанников подготовительной группы №6 комбинированной направленности для детей с ОНР
В группу зачислены 13 детей с ОВЗ, 3 ребёнка не имеют статус ОВЗ, но в заключении ТПМПК прописана работа с логопедом.
По результатам логопедического обследования (РЕЧЕВАЯ КАРТА ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет) (Приложение 4) все дети с ОНР III уровень речевого развития, у всех детей дизартрия или стёртая форма дизартрии.
Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни с ОНР III уровня.
В составе группы детей по состоянию устной речи условно выделяют две неравные подгруппы. К первой подгруппе относится 60 – 70%, ко второй – 40 – 30% детей.
Фразовая речь.
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются. Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения
2-я подгруппа. Дети этой подгруппы в сравнении с первой имеют более ограниченный опыт речевой деятельности и низкий уровень автоматизированности речевых навыков, что обусловлено недостаточностью овладения языковыми средствами. В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений; инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.
Понимание речи.
1-я подгруппа. У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.
2-я подгруппа. У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).
Словарный запас.
1-я подгруппа. Словарный запас детей на втором году обучения значительно возрос, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно. Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.
2-я подгруппа. Количественный диапазон употребляемых детьми слов невелик. Словарный запас у них значительно беднее, чем у детей 1-й подгруппы, не только по количественным, но и по качественным показателям. Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми – словами (вместо деревья – елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка – огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.
Грамматический строй речи.
На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи.
1-я подгруппа. Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний. В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.
2-я подгруппа. Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение.
1-я подгруппа. Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих и соноров.
2-я подгруппа. Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений: постановка соноров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны нестойкие замены.
Слоговая структура.
1-я подгруппа. Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.
2-я подгруппа. Уровень воспроизведения слоговой структуры у детей этой подгруппы ниже, чем у детей 1-й подгруппы. Они могут правильно повторить за логопедом трех-, четырехсложные слова, но нередко искажают их в самостоятельной речи, допуская сокращение количества слогов и ошибки при передаче звуконаполняемости слов – перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных, уподобления.
Фонематическое восприятие.
1-я подгруппа. Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.
2-я подгруппа. У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).
Связная речь.
1-я подгруппа. У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий.
2-я подгруппа. Уровень развития связной речи у детей этой подгруппы гораздо ниже. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы м. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.
ТАБЛИЦА 1
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей – 16
Группа (возраст) | Группа здоровья | Другие диагнозы | ||
6-7 лет | I | II | III | СДВГ – 1 Бронхиальная астма – 2 Аденоиды – 3 ПВС (пациент с психовегетативным синдромом) - 2 |
2 | 10 | 2 |
Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
ТАБЛИЦА 2
Сведения о семьях воспитанников группы
Полная семья | 15 |
Неполная семья | 1 |
Многодетная семья | 0 |
Проблемная семья | 0 |
Семья с опекуном | 0 |
Этническая семья | 1 |
Большая часть детей воспитывается в полных семьях. Проблемных семей нет. Двое детей воспитываются в двуязычной семье.
Проектирование образовательного процесса
Учебный план
В подготовительной логопедической группе для детей с ОНР с сентября по май (включительно) проводится 2 фронтальных занятия в неделю, продолжительностью 25-30 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее двух-трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и 3 раза с воспитателем.
Режим дня
Деятельность | Время |
Приём детей. Игровая самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к утренней гимнастике | 07.00 – 07.50 |
Утренняя гимнастика | 08.10 – 08.20 |
Подготовка к завтраку. Самостоятельные гигиенические процедуры, дежурство | 08.20 – 08.30 |
Завтрак | 08.30 – 08.45 |
Утренний сбор. Подготовка к занятиям | 09.45 – 09.00 |
Занятия (общая длительность, включая перерывы) | 09.00 – 10.45 |
Подготовка к прогулке. Самостоятельное одевание | 10.50 – 11.00 |
Прогулка | 11.00 – 11.50 |
Возвращение с прогулки. Самостоятельное раздевание | 11.50 – 12.00 |
Подготовка к обеду. Самостоятельные гигиенические процедуры, дежурство | 12.00 – 12.10 |
Обед | 12.10 – 12.30 |
Подготовка ко сну | 12.30 – 13.00 |
Дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъём | 15.00 – 15.05 |
Воздушная гимнастика после дневного сна | 15.05 – 15.15 |
Культурно-гигиенические навыки Полдник | 15.15 – 15.40 |
Игровая деятельность Самостоятельная и совместная деятельность Индивидуальная работа с детьми, художественно-речевая деятельность | 15.40 – 16.50 |
Подготовка к ужину. Самостоятельные гигиенические процедуры, дежурство | 16.50 – 17.05 |
Ужин | 17.05 – 17.50 |
Самостоятельная деятельность детей. Вечерняя прогулка. Беседы с родителями | 17.50 – 19.00 |
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
7-00 13-00 | 7-00 13-00 | 7-00 13-00 | 7-00 13-00 | 7-00 13-00 |
Циклограмма рабочего времени 2023-2024 учебный год
учителя-логопеда Новосёловой Е.А.
Группы № 6, 9
Понедельник | Вторник | ||||
07. 00 –07.15 07. 20 – 7.35 07.40 – 07.55 08.00 –08.15 08.20 – 08.35 8.35 – 08.45 08.45 – 09. 00 09.00 – 09.15 09.20 – 09.35 09. 40 – 09.55 10.00 – 10.15 10.20 – 10.35 10.40 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 12.30 12.30 – 12.45 12.45 – 13.00 | индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий). Изучение нормативно – правовых документов, методической литературы. Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) | 07. 00 –07.15 07. 20 – 7.35 07.40 – 07.55 08.00 –08.15 08.20 – 08.35 8.35 – 08.45 08.45 – 09.00 09.00 – 09.25 09.00 – 09.25 09. 30 – 09.45 10.30 – 10.45 10.45 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 12.30 12.30 – 12.45 12.45 – 13.00 | индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) Логопедическое групповое занятие (по обучению грамоте) гр. №6 Логопедическое групповое занятие (по обучению грамоте) гр. №9 индивидуальные занятия (группа 9) индивидуальные занятия (группа 9) индивидуальные занятия (группа 9 Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий). Изучение нормативно – правовых документов, методической литературы. Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) | ||
Среда | Четверг | ||||
07. 00 –07.15 07. 20 – 7.35 07.40 – 07.55 08.00 –08.15 08.20 – 08.35 8.35 – 08.45 08.45 – 09. 00 09.00 – 09.15 09.20 – 09.35 09. 40 – 0.55 10.10 – 10.45 10.45 – 11.00 10.40 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 12.30 12.30 – 12.45 12.45 – 13.00 | индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Кор. работа на музыкальном занятии индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий). Изучение нормативно – правовых документов, методической литературы. Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) | 07. 00 –07.15 07. 20 – 7.35 07.40 – 07.55 08.00 –08.15 08.20 – 08.35 8.40 – 08.55 09.00 – 09.30 09.35 – 09.50 09.50 – 10.05 10.05 – 10.20 10.20 – 10.35 10.50 –11.05 11.10 – 12.00 12.00 – 12.15 12.20 – 12.35 12.40 – 13.00 | индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Логопедическое занятие (ЛГСР+ РСС) гр. №6 индивидуальные занятия (группа 9) индивидуальные занятия (группа 9) индивидуальные занятия (группа 9) индивидуальные занятия (группа 9) индивидуальные занятия (группа 9) Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий). Изучение нормативно – правовых документов, методической литературы. индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) | ||
Пятница | |||||
07. 00 –07.15 07. 20 – 7.35 07.40 – 07.55 08.00 –08.15 08.20 – 08.35 8.35 – 08.45 08.45 – 09. 00 09.00 – 09.15 09.20 – 09.35 09. 40 – 09.55 10.00 – 10.15 10.20 – 10.35 10.40 – 11.00 11.00 – 12.00 12.00 – 12.30 12.30 – 12.45 12.45 – 13.00 | индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) Работа с документацией (заполнение индивидуальных тетрадей; тетради для вечерних занятий). Изучение нормативно – правовых документов, методической литературы. Кор. работа в режимных моментах индивидуальные занятия (группа 6) индивидуальные занятия (группа 6) |
В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла и индивидуальные занятия со специалистами.
В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя- логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (Приложение №1) и модели ежедневного планирования фронтальных и индивидуальных занятий учителя-логопеда.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы,
учебно-дидактический материал
Речевое развитие
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.
Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.
Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.
Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.
Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.
Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с
существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.
Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.
Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
Развитие просодической стороны речи
Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.
Учить говорить в спокойном темпе.
Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Коррекция произносительной стороны речи
Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.
Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности .
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов.
Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.
Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.
Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕТАМ ГРАМОТЫ
Познакомить с буквами русского алфавита.
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.
Развивать навыки выкладывания букв из палочек, ниток, мозаики.
Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.
Закрепить знание уже известных детям правил правописания.
Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание жи, ши с буквой И).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.
Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.
Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
В логопедическом кабинете развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложения и т.п. Делая акцент на развитие связной речи, кабинет оснащён более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, необходимым количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин.
Центр речевого развития в кабинете логопеда
- Зеркало
- Детские стульчики для занятий у зеркала.
- Комплект зондов для постановки звуков.
- Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
- Спирт.
- Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри» и т.д.).
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные игры).
- Логопедический альбом для обследования.
- Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов.
- Лото, домино по изучаемым лексическим темам.
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп .
- Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп «Логопедические кубики», «Трудолюбивая пчела», «Построим домик» т.п.
- Настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи: «Супермаркет», «Большой-маленький», «Один-много» и т.п.
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, навыков анализа и синтеза предложений .
- Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Разрезной алфавит, магнитная азбука.
- Слоговые таблицы.
- Карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений.
- Наборы картинок для рассказывания сказок.
- Игры и пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе
«Составь слова», «Учимся играя», «По дорожке слов» и т.п.
- Тетради для подготовительной к школе логопедической группы №6
- Компьютер с выходом в сеть ИНТЕРНЕТ
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
- Звучащие игрушки (свистки, дудочки, колокольчики, бубен, маракасы).
- Звучащие игрушки-заместители.
- CD с записью «голосов природы», бытовых шумов.
- Альбом с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам, игры типа «Узнай по силуэту».
- Палочки Кюизенера.
- Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда
- Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам, трафареты.
- Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.
- «Пальчиковый бассейн».
- Массажные шарики «Су-Джок».
- Массажные тренажёры .
- Мяч среднего размера.
- Игрушки-шнуровки.
- Мозаика и схемы выкладывания узоров из нее.
- Бусы разных цветов и леска для их нанизывания.
- Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.
- Небольшие игрушки для «Сухого бассейна», работы с песком
- Волчки.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
- Нищева Н. В.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет— СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть II) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.— СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть I). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь (часть II). — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Старшая группа. Часть I — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Старшая группа. Часть II — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Подготовительная к школе группа. Часть I — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Нищева Н. В. Материалы для оформления родительского уголка в групповой раздевалке. Подготовительная к школе группа. Часть II — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников – СПб.: СОЮЗ,1999.
- Быстрова Г.А. Сизова Э.А. Логопедические игры и задания. ООО ИПЦ «КАРО», .2000
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет о ОНР. «Мозаика-Синтез», 2002
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет о ОНР. «Мозаика-Синтез», 2003
- Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Москва «Гном-Пресс», 1999
- Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. Москва «Гном-Пресс», 1999
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР /М.: «ГНОМ-ПРЕС», 1999.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Конспекты занятий. Москва, ТЦ Сфера, 2005 год.
- Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
- Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. Учебно-методическое пособие.- СПб.:ЦДКпроф. Л,Б, Баряевой, 2011
- Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие.- СПб.:ЦДКпроф. Л,Б, Баряевой, 2009
- Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие.- СПб.:ЦДКпроф. Л,Б, Баряевой, 2010
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2006
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера. 2005
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера. 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, средней группы комбинированной направленности, для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
https://disk.yandex.ru/i/X6xrihL-iEIJeA...
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №11 Компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушение речи.
Цель: Познакомить родителей друг с другом, воспитателем и учителем логопедом речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с у...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему: «Твори добро»
Занятие нацелено:Уточненить и расширить лексический запас по теме «Добро и доброта»;Совершенствовать грамматический строй речи детей; Формировать навыки работы в малых группах, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы «Ромашки» комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения
Пояснительная записка Рабочая Программа по развитию детей старшей группы «Ромашки» комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения разрабо...
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в разновозрастной группе № 11 компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи с 5-7 лет
Во время прогулки по близлежащим улицам педагог помогает детям сформулировать правила для пешеходов (на основе анализа наблюдений)......
Рабочая программа воспитателей средней группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Карусель» (4-5 лет)
Рабочая программа воспитателей средней группы комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Карусель» (4-5 лет)...