Обобщение и распространение опыта работы
материал

Мамедова Гюльяз Фиган кызы

Протокол педагогического совета №7 "Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФОП ДО" (от 07.11.2023 г.) - Занятие НОД в старшей группе "Путешествие по экологии с элементами математики" (воспитатели Мамедова Г.Ф., Ребенкова Н.М.)

Конспект НОД в старшей группе, познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) "Путешествие по экологии с элементами математики" (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Интеграция образовательных областей при реализации экологического воспитания в ДОО (доклад и презентация)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80 «Веснушка» города Смоленска

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по экологии с элементами математики»

Подготовили:

Воспитатели Мамедова Г.Ф., Ребенкова Н.М.

Смоленск, 2023 г.

Конспект НОД в старшей группе, познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) по теме:

"Путешествие по экологии с элементами математики

(с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Цель: продолжать знакомить детей с многообразием природных объектов (лес, луг, водоем, город, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

•  Продолжать формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.

•  Развивать навыки измерения предметов с помощью условной мерки.

• Способствовать правильно отвечать на вопросы: «Сколько всего?»,«Который по счету?», «На котором месте?».

• Закреплять названия времен года, дней недели, закреплять элементарные представления о последовательности частей суток (утро – день – вечер - ночь).

• Продолжать учить решать элементарные примеры, загадки-задачи;

• Активизировать речь детей.

• Развивать общую и мелкую моторику.

• Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оснащение:

Магнитофон, конверты с заданием.

• Три обруча (жёлтый, синий, зелёный).

• Ребристая доска. Ленты (условные мерки, массажные коврики (кочки) с цифрами 1-9, луговые цветы с различным количеством лепестков (4-9, дольки арбуза из бумаги с разным количеством семечек на них.

• Демонстрационный материал: картинки с изображением животных и растений (обитатели леса, луга, водоёма, картинка «Лес», «Луг», «Водоем».

• Раздаточный материал: билеты с номерами на каждого ребенка.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов.

• Чтение книг познавательного цикла по экологии.

• Отгадывание загадок экологического направления.

• Беседы с детьми по экологии, наблюдение.


Ход НОД:

1. Вступление

Педагог в костюме Феи и дети заходят в группу под музыку, становятся полукругом.

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»

Речь педагога:

Я с утра пришла сюда, Здравствуйте мои друзья. Здравствуй, солнце и земля Я – сказочная Фея Добра!

Собрались все дети в круг (собираются в круг)

Я – твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся (берут друг друга за руки)

И друг другу улыбнемся (улыбаются)

Речь педагога:

- Я приглашаю вас в удивительное путешествие, где в пути вас ждут интересные задания и испытания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Наш путь не близкий, через лес, мимо водоема, по лугу. Мы пойдём осторожно и тихо, не будем трогать мухоморы и муравейники, по - доброму отнесёмся к животным и растениям. Скажите, чего не должен делать человек, оказавшийся в лесу, на лугу или на берегу реки? (кричать, ломать ветки, срывать цветы, разорять птичьи гнёзда и муравейники, бросать мусор).

А еще вы должны быть добрыми, отзывчивыми и дружными! Готовы отправиться? (ответ детей)Как можно путешествовать? (на самолете, пешком, на машине)

Речь педагога.

- Я предлагаю путешествовать на поезде. Попрошу занять места согласно номеру на билете (от1до9).

- Перед поездкой необходимо пройти проверку:

Сколько месяцев в году? (В году 12 месяцев.)

Назовите первый месяц года. (Первый месяц года январь.) Назовите времена года. (Весна, лето, осень, зима)

Какое сейчас время года? (Сейчас осень.) Сколько дней в неделе? (Семь дней.)

Какой сегодня день недели? (Сегодня четверг.) Назовите третий, пятый, седьмой день недели.

(Третий день недели - среда. Пятый день недели -пятница.

-Все готовы, Поехали! (идем по кругу)

2 Основная часть

Первая остановка «Лес»

Речь педагога.

- Что такое лес? Как мы можем ответить на этот вопрос? (Лес- это множество разных деревьев, кустарников. Какие деревья можно встретить в лесу? (березу, дуб, клен, рябину) Лес-это общий дом для растений и животных).Знаете ли вы, что в лесу, как и в любом доме, есть этажи. (Ярусы). Покажите, какие животные обитают на разных ярусах леса.

Дидактическая игра «Лес- многоэтажный дом».(Дети получают наборы карточек с изображением разных животных. Они должны разложить их на картинке «Лес» в соответствии с местом обитания (по ярусам).

А мы отправляемся дальше.

Наш паровозик остановился на лугу.

Речь педагога

- Посмотрите, как здесь красиво, как много цветов! А кто из вас знает, что такое луг? (ответы детей). Правильно. Это то место, где растут травы, цветы и летают бабочки,пчелы. Как называются все травы, цветы, если они растут на лугу? (луговые, а бабочки,пчелы, кузнечик (насекомые).

Посмотрите на бабочку на ней математическое задание. Надо отыскать цветок с восемью лепестками. (Дети находят цветок, на его лепестках написана загадка).

Бывает фиолетовым или голубой,

Часто на опушке встречает нас с тобой, Звонким названием он наделён,

Но никогда мы не слышали звон. (колокольчик)

Физкультминутка математическая на ускорение

мы пойдем налево мы пойдем направо два раза повернемся

потянемся проснемся попрыгаем на месте шагнем вперед все вместе

обратно как пингвины покатимся со льдины и руки поднимем,опустим, поднимим опустим, поднимем -да и друга обнимем.

Речь педагога.

Пока мы добирались, все немножечко устали. Привал (Д/И-арбуз,поделенный на дольки с заданием: каждой дольке нужное количество семечек).

- Отправляемся дальше (Через болото).(Двигаясь по нарисованным на полу стрелкам, дети подходят к болоту).

-Через болото дети, можно пройти по кочкам, отмеченным цифрами. Наступайте на кочки с цифрами по порядку от 1 до 9. Будьте внимательны, не ошибитесь, чтобы не увязнуть в трясине. (Дети выполняют задание). Болото позади.

Посмотрите перед нами ручеек, который нас приведет к водоему. Переправится через него сможет только,кто сыграет в игру «Кто где живёт?»

Игра «Кто где живет?»

На столе лежат картинки с изображением животных и растений (бабочка, дуб, гриб, ель, жаворонок, кабан, камыш, кувшинка, кузнечик, лось, лягушка, пчела, щука, сом, ромашка, одуванчик и т. д.)в стороне лежат три обруча: синий- озеро, зелёный- лес, желтый- луг.

Звучит аудио запись спокойной музыки.

Дети берут по одной картинке и свободно передвигаются по комнате.По команде : «Найди свой дом!».Каждый ребёнок занимает место в обруче,

соответствующем месту обитания животного, или растения, изображенного на его картинке.

Проверяю правильность выполнения задания.

Речь педагога.

- Молодцы, теперь вы можете пройти через ручей. (Дети проходят по ребристой доске).

–Молодцы ребята, все справились с заданием. Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране И хочу Вам доложить,

Без воды нам не прожить.

Кто живет в воде? Кому нужна вода (ответы детей)

3 Заключительная часть.

Рефлексия.

Речь педагога

- Молодцы, ребята, все справились. Давай еще раз вспомним, что такое лес,луг,водоем. (ответы детей) Правильно, лес, луг и водоем это дом для животных и растении. Это сообщество живых организмов, которые живут в мире и согласии. Знаете правила поведения в природе, вас ждет сюрприз, подарок от меня.» Божья коровка Мила которая будет вам помогать узнавать еще больше о нашей природе.



Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей при реализации экологического воспитания в ДОО

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. 

 СЛАЙД  Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников". В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

Усугубление экологических проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта..

СЛАЙД Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Существует множество определений науки «экологии»[4]. Вот некоторые из них:

 СЛАЙД

  • Экология - познание природы, исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды.
  • Экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе.
  • Экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы), в естественных и изменённых человеком условиях.

В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.' 

Для формирования основ экологической культуры в условиях ДОО необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:

 СЛАЙД

  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Необходимо понять, что же означает сама интеграция.

СЛАЙД Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. 

Прежде всего, экологическое воспитание дошкольников реализуется через образовательную область «познавательное развитие»:  дети получают разнообразные знания о природе – растениях, животных, о сезонных явлениях природы, условиях жизни, роста и развития живых существ, их приспособленности к среде обитания. Доступные детям экологические знания, полученные через непосредственные наблюдения в природе, практическую деятельность, художественную литературу, беседы, становятся основой правильного и осознанного отношения к объектам природы, которые окружают дошкольников в детском саду и дома.

Одновременно с познавательной реализуется образовательная область «речевое развитие». Познавая природу, ребята интенсивно расширяют словарный запас (через обозначение объектов и явлений природы, их признаков и качеств);

Система экологического воспитания, реализуемая через технологии для разных возрастных групп, хорошо согласуется с образовательной областью «социально-коммуникативного развития». Дети на первоначальном уровне усваивают моральные и нравственные ценности (ценность природы, жизни), вникают в правила поведения в природе, участвуют в трудовых операциях, направленных на создание необходимых условий жизни для растений и животных. Совместный труд на благо социоприродного пространства, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к коллективной деятельности и коммуникации.

Экологическое воспитание успешно интегрируется и с образовательной областью «художественно-эстетического развития» детей. Эмоциональный отклик на прекрасное в окружающем мире возникает у дошкольников в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту естественной природы и ее отражение в произведениях искусства, в музыкальных произведениях. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой они осмысленно отражают свои переживания красоты.

Задачу интеграции образовательных областей при реализации экологического воспитания хорошо решают комплексные занятия

 Интеграция ведет к пересмотру целей, задач, методов работы и представляет практически неограниченные возможности комплексного подхода к обучению и развитию детей. По мнению многих авторов, интегрированные занятия обладают большим функциональным диапазоном.  Они обеспечивают эффективное формирование знаний и умений по каждому разделу программы, обеспечивают формирование у дошкольников целостной картины мира, способствуют повышению качества знаний, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, а также обеспечивают большую плотность содержания, способствуют развитию познавательной активности дошкольников. Наряду с этим интегрированные занятия стимулируют развитие познавательных интересов.

СЛАЙД Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает речь и интеллектуальные способности дошкольников.

СЛАЙД Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников.

 СЛАЙД К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию.

СЛАЙД Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. 

В примере такого комплексного занятия   мы можем увидеть   интеграцию таких образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально-коммуникативное развитие

Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы.

СЛАЙД Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов; занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Но всё-таки главным методом интегрированной деятельности в этом направлении становится Проектная деятельность., Основную педагогическую ценность при этом составляет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира.

СЛАЙД Например, педагог с детьми реализует   экологические проекты («Земля, «Вода», «Воздух», «Солнце») через разные виды деятельностей (исследовательская, игровая, поисковая, экспериментирование, наблюдение и др.), а затем создаёт предметную среду для художественного творчества. 

При этом предоставляет детям возможность самостоятельно создавать рисунки, поделки из глины, бумаги, бросового и природного материала, которые отражают их эмоциональные впечатления от полученных знаний.

Итак, можно подвести итог всему вышесказанному. Включить элементы экологического воспитания можно в любую образовательную область, для этого педагогу нужно проявить фантазию и профессионализм.   Тогда интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
 
 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция образовательных областей при реализации экологического воспитания в ДОО Подготовили: воспитатели старшей группы Мамедова Г.Ф., Ребенкова Н.М.

Слайд 2

Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование", "экологическое образование школьников, студентов" и многих других, в том числе и понятия "экологическое воспитание дошкольников". В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи.

Слайд 3

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.

Слайд 4

Экология - познание природы, исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды. Экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе. Экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы), в естественных и изменённых человеком условиях.

Слайд 5

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Слайд 6

Интеграция - это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Слайд 7

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах.

Слайд 8

Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала.

Слайд 9

Например, занятие об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде" Разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", Рисование или аппликацию плодов; Занятие "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, физические упражнения или закаливающая процедура Коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки.

Слайд 10

Например , педагог с детьми реализует экологические проекты («Земля, «Вода», «Воздух», «Солнце») через разные виды деятельностей (исследовательская, игровая, поисковая, экспериментирование, наблюдение и др.), а затем создаёт предметную среду для художественного творчества.

Слайд 11

Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской)...

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК

Обобщение и распространение опыта работы детского сада ХУННЭЭРЕК...

Обобщение и распространение опыта работы

Обобщение и распространение опыта работы...

Обобщение и распространение опыта работы

Опыт - итог деятельности, состоявшаяся практика, проявившаяся и реализовавшаяся в разных формах и на разных уровнях. Понимание смысла и сущности собственного опыта позволяет педагогу видеть ...