Экологические игры для дошкольников
картотека

Галина Михайловна Ржеутская

Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский «Белочка

Тайшет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картотека

дидактических игр по экологии для дошкольников

(методические рекомендации)

 

 

 

 

Разработала воспитатель:  

Ржеутская Г.М.

 

 

 

г. Тайшет, 2023 год

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».  Сухомлинский В. А.

Актуальность

      Экологическое воспитание дошкольников — это часть общего образовательного процесса, которое способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает. Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка».

Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: игра как средство экологического воспитания дошкольников. Почему именно игра?  

Игра — ведущий вид детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, на чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, с природой воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Игры придают деятельности эмоциональную окраску, наполняют ее яркими красками, делают ее живой, а следовательно и более интересной для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Цель: Цель сформировать у детей дошкольного возраста начало экологической культуры посредством игр.  Задачи работы: 

расширить кругозор     детей о свойствах и объектах живой и неживой  природы через разные виды и игр.

развивать понимание гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля.

воспитать бережное и осознанное отношение к живой (растения и животные) и неживой (вода, земля) природе, заложить практические навыки безопасного поведения в природе. Практическая значимость.

Картотека игр с детьми по экологическому воспитанию может быть использована в работе дошкольного учреждения.

Ресурсное обеспечение

Организация предметной среды в группе по экологическому воспитанию  посредством игр, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям, и потребностям.

Организация в группе центра «Уголка природы» позволяет активизировать деятельность по экологическому воспитанию у детей, как самостоятельной, так и под руководством взрослого. В это центре собраны настольно -печатные игры  «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка, «Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Времена года», «Береги природу», «Когда это бывает», «Найди ошибку», «Части суток» и т.д., муляжи овощей и фруктов; наборы игрушек насекомых, домашних и диких животных; альбомы с художественным словом –стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, плакаты- времена года, магнитофон для знакомства со звуками природы и проведения игр, пособия для индивидуальной работы. Имеется подборка методической литературы, которая систематически пополняется новинками. Ожидаемые результаты:

Играя, дошкольник научиться устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе

 

 

Картотека дидактических игр по экологии

 

I. Живая природа.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материалы и оборудование:

голубая ткань или бумага (пруд),

несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Ход игры:

детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

 

«Четвѐртый лишний»

 

Цель: закрепить умения детей классифицировать. Материалы и оборудование:

- карточки с изображением насекомых и животных.

Ход игры:

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвѐртый лишний»

заяц, ѐж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка; 10.стрекоза, мотылѐк, шмель, воробей.

 

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.

Материалы и оборудование:

мяч.

Ход игры:

 Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребѐнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребѐнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц,олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы.

 

«Цепочка» Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

 У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребѐнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое,лесное, рыжее, пушистое, грызѐт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 

«Кто где живѐт» Цель: развивать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением животных,

карточки с изображением мест обитания различных животных.

Ход игры:

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребѐнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

 

«Летает, плавает, бегает»

Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.

Ход игры:

 Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове«карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображаютполѐт птицы.

 

«Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять,сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

- игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с обозначением свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребѐнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаѐтся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак.

Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребѐнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Игратьможно с большой группой детей. Ребѐнок загадывает «загадку» -выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображѐнные предметы похожи. Ребѐнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку.

 

«Выбери нужное»

Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять,сравнивать предметы либо изображения.

Материалы и оборудование:

- картинки с изображением листьев, овощей, фруктов, насекомых.

Ход игры:

 

 На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какоелибо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелѐный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

 

Игра "Журавли-журавли".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поѐт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает:

"Журавли, журавли, сделайтесь верѐвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всѐ убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поѐт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всѐ возрас-тающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

 

Игра "Птица без гнезда".

Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.

Ход игры:

 Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо,за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнѐзда, ставят руки на поле. "Два..." - игрок-птица кладѐт руки на плечи впе реди стоящему , т.е. птица садится в гнездо. "Три..." - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: "Все птицы по до мам!" каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится за нять одно из гнѐзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счѐт "три". Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

 

                             Игра "Пищевые цепочки на лугу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Материалы и оборудование:

- карточки с силуэтами обитателей луга.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается. растения - гусеница - птица злаковые травы - грызуны - змеи злаковые травы - мышь - хищные птицы трава - кузнечик - луговые птицы насекомые и их личинки - крот - хищные птицы тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы травы (клевер) - шмель

 

Игра "Пищевые цепочки водоѐма".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоѐма.

Материалы и оборудование:

карточки с силуэтами обитателей водоѐма, Ход игры:

Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоѐма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки: комар - лягушка - цапля червячок - рыбка - чайка водоросли - улитка - рак

ряска - малѐк - хищная рыба

 

Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Материалы и оборудование:

карточки с изображением растений и животных.

Ход игры:

Воспитатель раздаѐт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы растения - мышка - сова растения - заяц - лиса насекомые - ежи грибы - белки - куницы лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

 

Игра "С чем нельзя в лес ходить?" Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Материалы и оборудование:

-предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда

Ход игры:

Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда...

Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

 «ФОТОГРАФ»

 Цель: обеспечить ребѐнку возможность получения опыта прямого общения с природой. Ход игры:

«Хорошо ли я фотографирую».

 Дети разбиваются парами. Один ребѐнок – «фотограф», другой – «фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно задумав,что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаѐт детям вопросы:

Что «сфотографировала» «камера»?

Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?

Природный это объект или нет?

Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7 Чем этот природный объект ему понравился?

Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?  Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.

 

 Второй вариант: «Мгновенная фотография».

 Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребѐнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаѐтся в памяти ребѐнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).

 

 «МИКРОПОКАЗ»

 Цель: учить детей «видеть» природу (замечать еѐ мельчайшие детали и чувствовать еѐ).

Ход игры:

 Игра проводится в природе.

Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верѐвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верѐвкой, повторяя еѐ изгибы) и одновременно выполняют задания типа: Посчитай, сколько жѐлтых травинок ты встретил на своѐм пути.

Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т.д.

 Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким

животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даѐт задания типа:

Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чѐм бы оно подумало?

Куда оно сейчас ползѐт?

 Эта игра хороший случай использовать такие приѐмы триза, как эмпатия и фантазирование.

 

 «ЗВУКИ»

 Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе).

Материалы и оборудование:

- Различные звуки природы.

Ход игры:

Воспитатель даѐт задание:

 «Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».

 Воспитатель задаѐт детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий)?

Издавал ли ветер какой-либо звук?

 В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать пальцев).

 

 «ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»

 Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов,развивать наблюдательность.

Материалы и оборудование:

- Различные природные материалы.

 Ход игры:

Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клѐна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.  Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:

Почему ты считаешь, что это твой лист?

Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?

 В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки,

косточки плодов и т. д.)

 

«СОВЫ И ВОРОНЫ»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Материалы и оборудование:

- Маски сов и ворон. Ход игры:

 Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание: «Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

 Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания: медведи любят есть тигров

у березы весной бывают сережки слоны не умеют плавать дельфин – это животное, а не рыба

 дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

 

 «ПОВТОРИ»

 Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

Ход игры:

Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своѐ животное, показывает свой жест.

Следующий повторяет, что сказали первые два ребѐнка, называет своѐ животное и делает свой жест и т. д.

 Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.

 В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков

 

«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»

Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).

Ход игры:

 Воспитатель завязывает одному ребѐнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаѐт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нѐм листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

 Затем воспитатель отводит ребѐнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своѐ» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

 В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

 

 «УГАДАЙ, КТО Я».

 Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей Ход игры:

 Воспитатель выбирает одного ребѐнка, говорит ему на ухо название какоголибо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.  Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребѐнок- водящий должен отгадать – кого.

 

 « ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

 Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.

Материалы и оборудования:

-мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.

Ход игры:

 Первый вариант: «Опиши и угадай».

 Ребѐнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.

 Второй вариант: «Спроси и угадай».

 Ребѐнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребѐнку, который щупает, вопросы:

Это гладкое или нет?

Какой оно формы?

Сколько у этого предмета углов? Третий вариант: «Угадаем вместе».

 В игре участвуют два ребѐнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.

 

 «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

 Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей Материалы и оборудование:

- разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева).

Ход игры:

 « На что это похоже?»

 дети должны предложить варианты , затем наиболее интересные из них зарисовать.

 

 «НАОБОРОТ»

Цель: показать детям наличие противоречий в природе и отметить, что всѐ в природе неповторимое.  Организация игры может быть разная:

Используется приѐм «по кругу»

Дети делятся на две команды, которые после 2-3 заданий необходимо менять составом.

 Воспитатель дает детям задание выбрать в природе что-то: красивые – некрасивые холодное – горячее гладкое – шероховатое

 Необходимо, чтобы дети называли только природные объекты и не путали их с предметами, созданными руками человека, т. е. акцент делается на умение детей отличать природное от не природного. В случае командной организации детей в игре побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

 

 «ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ»

 Цель: расширить понятия детей о различных средах обитания.

Ход игры:

 Педагог предлагает детям отправиться в путешествие (на луг, в лес, на озеро). Дети должны выбрать из предложенных карточек с изображением предметов, необходимых человеку для данного путешествия, объяснив свой выбор или дать ответ словесно.

 

 

 «НАЙДИ НУЖНОЕ СЛОВО»

 Цель: развивать фантазию, воображение, лексический, словарный запас детей.

Ход игры:

вариант: «Подбери определение к природному объекту».

 Дети должны подобрать слова на задание воспитателя:

-Какие могут быть листья?

-Какой может быть снег?

вариант: «Подбери природный объект под определение».

 Воспитатель даѐт задание:

-Что может быть горячим на берегу реки (в лесу, на море)?

-Что может быть тѐмным в городе (в парке, на поляне)?

 Педагог должен следить, чтобы дети использовали для подбора только объект природы.

 

 «ПРИРОДА – НЕ ПРИРОДА»

 Цель: выделить различия в природных и не природных объектах, а так же их связь и взаимодействие, показать детям роль человека в преображении природы.

Материалы и оборудование:

-набор карточек или открыток с изображением природных объектов, созданных руками человека.

Ход игры:

 Дети должны выбрать изображения природных объектов из общего числа карточек, после чего воспитатель проводит беседу:

-Чем отличаются объекты природы от всего, что нас окружает? -Что использует человек для создания не природных объектов?

-Как вы считаете, можно ли предметы, созданные руками человека, назвать природными?

 По этому же принципу можно сыграть в «живое – неживое», используя набор карточек с изображением живых и неживых объектов природы и вопросы беседы.

 

 «РЕПОРТАЖ»

 Цель: развивать мнение детей, выражая свои противоречия от общения с природой в словесной форме (проводится после экскурсии).

Ход игры:

 Педагог применяет прием «по кругу» для составления репортажей на  различные темы (самый красивый цветок, увиденный на экскурсии). Ребѐнок должен придумать название своему репортажу и коротко рассказать о цветке. Например: как он называется, какой он, почему понравился и т. д.  Можно использовать тему: «репортаж лесной газеты», когда дети составляют репортажи на любые темы. Используется также задание на дом:

-составить репортаж о комнатных растениях, которые есть дома;

-составить репортаж о любимом животном; составить репортаж о живых обитателях твоей квартиры.

 

 

«Мы - гусеницы»

Цель: создавать условия для всестороннего разития детей.

Материалы и оборудования:

детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника);

питьевую воду в стаканах или блюдцах;

кусочки капусты на подносе;

небольшие покрывала или полотенца. Ход игры:

Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я - зеленая гусеница. Я - желтая гусеница. Я - полосатая гусеница. Я-пестрая…»(в зависимости от цвета гольфа).

Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на листочках, можно попить, очень вкусно (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук).

Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, гусеницам нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули (дошкольники прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло утро, и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спит, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает.»

В конце игры можно сделать на одежде значки гусениц из колючек репейника.

 

«Люди и божьи коровки»

Цель: закреплять знания детей о жизнидеятельности божьих коровок.

Материалы и оборудования: - эмблемы с изображением божьих коровок, - покрывало. Ход игры:

Воспитатель и дети разрисовывают заранее приготовленные эмблемы с контурным изображением божьих коровок, закрепляют их на своей одежде. Взрослый предлагает поиграть в игру «Привет, божья коровка!». Все обнимаются друг с другом, «шевелят» усиками (пальцами, приставленными ко лбу) и говорят: «Привет, божья коровка, Лариса! Привет, божья коровка,Саша!» Дети делятся на две команды, например, девочки и мальчики.

Воспитатель руководит игрой, давая задания, и сам демонстрирует игровые действия: «Сейчас божьи коровки-девочки, присядут на куст (ковер,траву…). А божьи коровки - мальчики превратятся в людей. Божьи коровки, девочки - ползают по веткам, едят тлю, пьют росу с листьев, греются на солнышке, наслаждаются свежим воздухом. Вот проехала машина, оставив после себя выхлопные газы. Божьим коровкам стало трудно дышать, но подул свежий ветер, и они вновь почувствовали себя хорошо! Всем захотелось спать: заползаем под листочки (под покрывала, большие платки и пр.), поспим, отдохнем. А вот гуляют люди-мальчики. Вдруг они заметили на ветках куста божьих коровок, подошли к ним поближе. А божьи коровки – девочки испугались: «Кто это такой большой к нам приближается?

Страшно!Это люди». А люди говорят: «Не бойтесь, божьи коровки, мы вас не тронем, только посмотрим, какие вы, и пойдем по своим делам, а вы занимайтесь своими!» (Пусть дети повторяют эти слова.) И люди ушли, а жучки почувствовали себя весело и спокойно. А теперь девочки превращаются в людей, а мальчики в божьих коровок». (Игра повторяется со сменой ролей.) можно провести аналогичную игру «Люди и дождевые червяки», «Люди и воробьи».

 

Пластическая игра "Танец бабочек".

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Материалы и оборудования: - костюмы бабочек.

Ход игры:

 К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть еѐ крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полѐт бабочки.

 

Игра "Ласточки и мошки".

Цель: закреплять знания детей о птицах.

Ход игры:

 Играющие - мошки - летают по по ляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своѐм гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

2) Овощи и фрукты:

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Материалы и оборудование:

фланелеграф,

нарисованные веточки яблони ,крыжовника, груши, и их плоды и листья.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений.

(например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаѐт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

 

«Угадай, что в руке?» Цель: развивать сенсорные ощущения. Материалы и оборудование: - муляжи фруктов.

Ход игры:

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

 

Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять знания об овощах. Материалы и оборудование:

картинки с изображением овощей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает:

Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох,капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерѐдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моѐ пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моѐм пооммиидоорр». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох,

морркоовь,карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему!

Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моѐм». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?

Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещѐ больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?

Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель

 

Распределение плодов по форме и вкусу Цель: закрепить умения детей классифицировать. Материалы и оборудование:

плоды разных оттенков, Вини-Пух.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даѐт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всѐ сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мѐд и всѐ сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всѐ самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

 

«Две корзины»

Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы. Материалы и оборудования: - муляжи овощей и фруктов, - 2 корзины.

Ход игры:

 На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их

разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твѐрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

 «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»

 Цель: показать детям разнообразность плодов.

Материалы и оборудование: фланелеграф, изображение разнообразных плодов

Ход игры:

 Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаѐт детям вопросы типа:

Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще)?

Какой самый красивый (некрасивый), какой самый тѐмный (светлый)?

Почему этот плод полезен (вреден)?

Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?

 В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид,очень нужны человеку.

 

«Земля, вода, огонь, воздух» Цель: закрепить знания детей о земных обитателях. Материалы и оборудование:

мяч. Ход игры:

 Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч комунибудь из играющих, произнося при этом одно из четырѐх слов: земля, вода,

огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

 

 «Цепочка» Цель: закрепить знания детей о земных обитателях. Материалы и оборудование:

карточки с изображением объекта живой и неживой природы.

Ход игры:

 У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем

каждый ребѐнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызѐт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 

  «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ»

 Цель: развивать творческое воображение и фантазию у детей Материалы и оборудование:

разнообразный природный материал, который раздается детям (лучше использовать кору дерева). Ход игры:

 « На что это похоже?»

 дети должны предложить варианты , затем наиболее интересные из них зарисовать.

 

Список литературы:

Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. -М.: Просвещение. 1972. -215 с.

Бабунова Т.М. К вопросу о воспитании умственной активности детей 4 года жизни с помощью дидактических игр. -М.: Просвещение, 1974. 3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1989. - 286 с

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М.: Педагогика, 1989. - С.3-12.

Запорожец А.В. Проблемы психологии детской игры. -М.: Просвещение, 1976. -С.3-8. 7. Зеньковский В.В. Психология детства. -М.: Инфра, 1996. -С.24-57.

Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником. // Дошкольное воспитание. - 1990. -7. -С.18.

Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.: ил.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. -М.: Просвещение, 1982. -128 с.

Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. - 1993. -3. -С.6.

Мухина В.С. Детская психология. -М.: Просвещение, 1985. -С.115-122, 149-155. 13. Немов Р.С. Психология в 2 т. Т.2. -М.: Валдос, 1995. -С.25-28, 81, 83.

14. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.

- М.: Новая школа, 1995. - 160 с.

Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. -1997. 3. -С.84.

38

Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы //Дошкольное воспитание.-2001.- 7.-С.61

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.-256 с.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Отношение непосредственных опосредованных побудителей нравственного поведения детей.//Вопросы психологии.-2001.1.-С.26-36

Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. -М.: Просвещение, 1987. -97 с.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1982. -С.5-49.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с.

Чего на свете не бывает? /Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л.Агаевой. -М.:

Просвещение, 1991. -64 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические игры для дошкольников

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Игра «Угадай по описанию».Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.ОПИСАНИЕ: У воспитателя на ...

Экологические игры для дошкольников

Цель:Закрепить знания детей о животном мире и природе....

Экологические игры для дошкольников 5 – 7 лет при ознакомлении с деревьями и кустарниками.

  «ТАКОЙ ЛИСТОК —ЛЕТИ КО МНЕ!»  Дидактическая задача. Упражнять детей в нахождении л...