Сказка в системе нравственного воспитания
статья (старшая группа)
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_sisteme_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
« Сказка в системе нравственного воспитания»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. В этике существует две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя , целеcообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:
- как дружба помогает победить зло ( « Зимовье»);
- как добрые и миролюбимые побеждают ( « Волк и семеро козлят» );
-что зло наказуемо ( « Кот, петух и лиса» ).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно; чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица(умница, рукодельница), для мальчиков –добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям( типа «Слушайся родителей»), « Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка « Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка « Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить- можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из ложной ситуации; сказки « Теремок», « Зимовье зверей», учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке « У страха глаза велики», хитрость- в сказках « Лиса и журавль», « Лисичка – сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (« Хаврошечка», « Мороз Иванович», « Царевна –лягушка»), мудрость восхваляется ( «Мужик и медведь», « Как мужик гусей делил», « Лиса и козёл»), забота о близком поощряется( « Бобовое зернышко»). Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. « Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из- за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания … приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца…Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии…Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы.
Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворять качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других (« Мороз Иванович»). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных.» В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку».(« Иван царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка .Они постепенно из внешних , формальных преобразуются во внутренние качества(самоконтроль, самонаказание).Это страшные сказки, или страшилки. Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6лет(не раньше).Взрослые иногда отрицательно относятся к страшилкам, но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных В страшных сказка силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей. Они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой бабушкой, отец- с тремя сыновьями, девочка-с мачехой. Поэтому с ними случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников пощады не бывает. Из всего следует моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка в системе нравственного воспитания
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...
Проект для детей младшего дошкольного возраста Тема: "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего возраста"
АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у ...
Проект по теме: "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Проект: долгосрочный, практико-ориентированный, групповой...
статья для педагогов и родителей "Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Статья предназначена для воспитателей и родителей. В пособии предоставлены занятия, консультации для родителей. Так же учитывается главная задача пособия – воспитание нравственных качеств (добро...
Презентация "Народная сказка в системе нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Среднесрочный проект в младшей группе....
"Русские народные сказки в системе нравственного воспитания детей"
Материал предназначен для воспитателей и родителей. В пособии предоставлены занятия, консультации для родителей. Также учитывается главная задача пособия-воспитание нравственного качеств(доброта, друж...
Сказка в системе нравственного воспитания.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...