Мастер класс « Развиваем речь, используя игры и упражнения»
методическая разработка (средняя группа)

Гумерова Лилия Ахметовна

         Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

         Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности , к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.или замкнутости, закомплексованности, мешая учиться, в полной мере раскрывать на что он способен

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения» Подготовила: воспитатель Л.А. Гумерова МКОУ «СОШ п. Муслюмово ж.д ст.»

         Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

         Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности , к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.или замкнутости, закомплексованности, мешая учиться, в полной мере раскрывать на что он способен

                 Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников,  не утратили своей актуальности и сегодня.  А поэтому педагогам, родителям  рекомендуется как можно чаще с дошкольниками  выполнять упражнения для мимической мускулатуры, артикуляционную и пальчиковую  гимнастику, использовать речевые игры. Вот об этих  упражнениях и пойдёт речь.

Мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому ,стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развитию подвижности мышц губ и щёк.  Сказки, роли на утренниках…»

Выполним несколько упражнений: *Надуй шарик. *Надувание обеих щёк одновременно.*Надувание щёк попеременно(перегоняем воздух из одной щеки в другую).*Попеременное надувание и втягивание щёк.*Поднимание и опускание бровей. *Попеременное поднимание уголков рта.

*Игра с педагогами «Эмоции».вызвать воспитателей и раздать картинки с эмоциями Воспитателям раздаю изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица-все остальные должны догадаться и назвать эмоцию(радость, грусть ,рассерженный вид, злость, испуг и т. д)

Артикуляционная гимнастика — основа правильного звукопроизношения. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно — важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Такая гимнастика проводится в группах детского сада — после общей зарядки, желательно -перед зеркалами. Дети выстраиваются перед зеркалами-педагог встаёт за их спинами .Все видят друг друга. Артикуляционная гимнастика длится от 5-8-10 минут (не более). Каждое упражнение выполняется не менее 8 раз. За прием предлагается 3-5 упражнений. Комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе он частично меняется: одно из упражнений, хорошо освоенное детьми заменяется новым. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы.  Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов. Предлагаю выполнить несколько упражнений. Попросить 4 воспитателя выити перед кубом с зеркалами

  1.  «ХОБОТОК»

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 сек.

  1. «ИГОЛОЧКА»

Цель.Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1-10.

  1. «ЖЕЛОБОК»

Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

  1. «ЧАШЕЧКА»

Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть,широкий кончик языка поднять,подтянуть его к верхним зубам(но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

  1. «ЛОШАДКА»

Цель.Учить растягивать подъязычную  связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание проводится с изменением темпа(медленно- быстрее- очень быстро).Выполнять 10-15 раз.

  1. «КАТАНИЕ  ШАРИКА»

Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения(как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта.Движения выполняются сначала по часовой стрелке(5-6 кругов); затем против часовой стрелки(5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

  1. «ФУТБОЛ»

Цель. См.упр.»КАТАНИЕ ШАРИКА»

Рот закрыт.Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики-«мяч в воротах».

  1. «КАЧЕЛИ»

Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка.

Рот широко открыт.Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять до 15 раз.

 Таким образом, артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.

Для полноценного формирования речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. Давно отмечена взаимосвязь между моторики и звукопроизношением, моторики и связной речи, моторики и лексико-грамматического строя речи, моторики и высших психических функций. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.

Также используем речевые игры помогают заметно активизировать лексику старшего дошкольника , увеличить скорость и точность подбора слов. Помимо расширения словарного запаса, такие упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребёнка. Данные игры и упражнения не утомляют, снимают напряжение органов речи и детям очень нравятся.

Очень рада, если педагоги используют в работе с детьми артикуляционную гимнастику, речевые игры, что несомненно большой плюс в речевом развитии детей.

 Речевые игры помогают заметно активизировать лексику старшего дошкольника , увеличить скорость и точность подбора слов. Помимо расширения словарного запаса, такие упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребёнка. Данные игры и упражнения не утомляют, снимают напряжение органов речи и детям очень нравятся.


 

1. Самомассаж                                      2.У оленя дом большой,он глядит в своё окно.
Вы готовы, глазки?                                 Зайка по лесу бежит-в дверь к нему стучит:
(Поглаживание век)                               -Тук-тук-дверь открой,там в лесу охотник злой!
Да!                                                               -Зайка,зайка,забегай-лапу мне давай!
Вы готовы ушки?                                    (слова сопровождаются движениями)
(Поглаживание ушей)
Да!                                                            3.Пальчик толстый и большой в лес за сливами пошёл.  
Вы готовы, ручки?                                    Указательный с порога указал ему дорогу.
(Поглаживание кистей рук)                   Средний пальчик не дремал-с ветки сливы он сбивал.
Да!                                                                Безымянный поедал.
Вы готовы, ножки?                                   А мизинчик-господинчик в землю косточки сажал.
(Поглаживание ног)                                  (слова сопровождаются движениями пальчиков).
Да!
Вы готовы? (Развести руки в стороны) Да!
  Переходим к речевым играм.

«Мяч в воздухе» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

А) Ход: дети становятся в круг. Один ребенок бросает мяч другому, называя любое слово. Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

 Б) «Звуки-братцы»

Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком Л, а другой со звуком ЛЬ, следующий – со звуком Л и т.д. (лапа-лиса, луна-лимон …)

 «Большущие слова» Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

у кошки – усы, а у тигра - ….(усищи)

у птички – глаза, у дракона - ….(глазищи)

у гномика – дом, а у великана …. (домище)

 «Измени слово» Цель: дифференциация звуков Л – Р

Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).

«Смысловые пары» Цели:-Развитие навыков словесно-логического мышление. -Закрепление обобщающих функций слов.

Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка,  корова - …, кораблик – причал, автобус -  …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …,  кондитер – пирожные,  художник -…,  волосы – заколочка, пальчик - …

«Забавные превращения» Назвать-в кого превращается обычный человек,если окажется: на переходе улицы…(пешеход), в театре…(зритель), на собственных именинах…(именинник), в школе…(школьник), на рынке…(покупатель), в седле…(наездник), в походе…(турист), на стадионе…(болельщик), на ринге…(боксёр,борец), за шахматной доской…(соперник).

 «Сочинитель»Цели: - Развитие  навыков  рифмовки слов.- Развитие слухового внимания и памяти.

Описание: Взрослый читает двустишие с пропущенным последним словом  и  просит ребенка подобрать слово в рифму.

Доски на гору везем,                                        Мама милой дочке Оле

Будем строить новый… (дом)                         Суп сварила из…(фасоли)

                                             

Здесь красивое местечко,                                Мы собирали васильки,  

Протекает  мимо… (речка)                               На головах у нас…(венки)

                                              Шел по лесу шустрый мишка,

                                              На него свалилась…(шишка)

                                                 

Как-то вечером две мышки,                             Сшил себе котёнок тапки,

Унесли у Пети…(книжки)                                  Чтоб зимой не мёрзли…(лапки)

                                                 

"Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.)

"Скажи наоборот"Цель: расширение словаря антонимов.

 Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а вы говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

МОКРЫЙ...СУХОЙ, ВЗЛЕТЕТЬ...ПРИЗЕМЛИТЬСЯ

ДРУГ … ВРАГ; ХОРОШО … ПЛОХО 

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО , ВЫСОКО … НИЗКО ,
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО 

БЫСТРО … МЕДЛЕННО,  ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ,   ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО,  ПРАВДА … ЛОЖЬ

 ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ,  ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ ,  БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ,  ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
 ,бежать-стоять.

 «Отгадай предмет по названию его частей».Старшим детям можно предложить 2 слова,младшим от3 до5 слов.

Кузов, кабина (грузовик) .

Ствол, сучья (дерево) .

Дно, крышка (кастрюля) .

Палуба, каюта, якорь, корма (корабль) .

Подъезд,  лестница, квартиры, чердак (дом) .

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет) .

Глаза, лоб, нос (лицо) .

Рукава, воротник, манжеты (рубашка) .

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова) .

Пол, стены, потолок (комната) .

Подоконник, рама, стекло (окно) .

 «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

стол, шкаф,( ковер), кресло, диван;

пальто, шапка, шарф,( сапоги), шляпа;

слива, яблоко,( помидор), абрикос, груша;

волк,( собака), рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, (олень), баран, свинья;

роза, тюльпан,( фасоль), василек, мак;

зима, (апрель), весна, осень, лето;

мама,( подруга), папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый,( глубокий);

храбрый,( звонкий), смелый, отважный;

желтый, красный, (сильный), зеленый;

слабый, ломкий,( долгий), хрупкий;

крепкий, (далекий), прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный,( злой), решительный;

глубокий, мелкий, высокий,( светлый), низкий.

думать, (ехать), размышлять, соображать;

 - «Лишнее» слово среди глаголов:

бросился, (слушал), ринулся, помчался;

приехал, прибыл,( убежал), прискакал;

пришел, явился, (смотрел);

выбежал,( вошел), вылетел, выскочил.

«Чистороговорки» Произнести последнее слово,затем всю чистоговорку.

А)Аша-аша-аша-вкусная каша. Ошки-ошки-ошки-доставайте ложки.

   Ашки-ашки-ашки-приносите чашки.Ашу-ашу-ашу-кушаем мы кашу.

Б)Ча-ча-ча-слышна песенка грача. Чу-чу-чу-я лечу,лечу,лечу.

  Ши-ши-ши-шуршат камыши. Жи-жи-жи-бегут ежи.

В)Ра-ра-ра-Кате спать …(пора). Ро-ро-ро-на полу стоит …(ведро)

    Ры-ры-ры-летят …(комары). Ри-ри-ри-на ветке …(снегири)

    Ор-ор-ор-подметали…(двор). Арь-арь-арь-на стене висит …(фонарь).

«Отвечайте,правда ли?»

Любит кошка на обед виноград и винегрет. Отвечайте,правда ли?

Закудахтал пёс Барбос и в гнезде яичко снёс.Отвечайте,правда ли?

Лапой хвать,зубами щёлк.Хищник-тигр и хищник-волк. Отвечайте-правда ли?

 Итак ,речевые игры помогают заметно активизировать лексику старшего дошкольника , увеличить скорость и точность подбора слов. Помимо расширения словарного запаса, такие упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребёнка. Данные игры и упражнения не утомляют, снимают напряжение органов речи и детям очень нравятся.

Очень рада, если педагоги используют в работе с детьми артикуляционную гимнастику, речевые игры, что несомненно большой плюс в речевом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"

Мастер-класс с родителями "Кинезиологические игры и упражнения для развития речи дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов «Театральные игры и упражнения в развитии речи дошкольника»

Цель: Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей группы). П...

Мастер-класс для воспитателей: «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ, ИСПОЛЬЗУЯ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков....

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения»

Мастер-класс для воспитателей на тему: « Развиваем речь, используя игры и упражнения»...

Творческий мастер-класс "Развиваем речь в игре"

Творческий мастер-класс "Развиваем речь в игре"...