Главные вкладки
Дополнительная образовательная программа по вокалу "ГолосОК"
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель данной программы – воспитание у детей певческой культуры, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, проявлении инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла в процессе пения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop._programma_golosok.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования администрации г. Красноярска
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 55 имени Героя Советского Союза М.А. Юшкова»
(МАОУ СШ № 55)
ул. Академика Павлова, д. 70, г. Красноярск, Красноярский край, 660122
Тел. (391) 235-50-13; e-mail: sch55@mailkrsk.ru; https://sh55-krasnoyarsk-r04.gosweb.gosuslugi.ru
ОКПО 55133099; ОГРН 1022401949558; ИНН 2461023606; КПП 246101001
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете МАОУ СШ № 55 протокол № от «____»_________2024 г | Директор МАОУ СШ № 55 от «___»__________2024 г |
Дополнительная образовательная программа
«ГолосОК»
(подготовительная группа)
Срок реализации: 1 год
Возраст: 6 – 7 лет
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель
Глушкова Екатерина Юрьевна
г. Красноярск
Актуальность
Музыка в нашей жизни занимает большое место. Ни один праздник, ни одно важное мероприятие, торжественное событие не обходится без неё. Общество не стоит на месте. Оно постоянно развивается, поэтому большое внимание уделяется разностороннему развитию дошкольников. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование потребности в духовной культуре.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле вокальная группа является средством художественно - творческого развития дошкольников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. В вокальном коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Планирование составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Цель данной программы – воспитание у детей певческой культуры, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, проявлении инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла в процессе пения.
Задачи программы:
- стимулировать развитие духовного потенциала и творческой активности;
- вызывать интерес к вокальной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников;
- организовать творческое взаимодействие в совместной вокальной деятельности детей и взрослых (выступление детей старших групп перед младшими);
- побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения);
- развивать и укреплять дыхательную систему, естественным образом тренировать мышцы гортани, голосовые связки;
- накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух
- приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.
Программа интегративна, поскольку вокальная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в МАОУ СШ №55, с одной стороны, и все занятия способствуют ее обогащению и развитию с другой.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.
Решение поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:
- Диагностика;
- Игровая развивающая работа;
- Вокальная деятельность;
- Просвещение и консультирование;
- Работа над номерами.
Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно – эстетической творчески развивающей среды.
В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:
1. основы вокальной культуры;
2. культура и техника речи;
3. участие в проведении праздников, досугов и развлечений.
В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности.
Программа осуществляет вокальное развитие детей 6 - 7 лет в процессе разнообразной художественной деятельности – танцевальной, художественно-речевой.
Программа может быть использована как в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:
- По музыкальному воспитанию
- По развитию речи;
- По физическому воспитанию.
Психолого – педагогическая характеристика возраста
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Режим работы
Занятия проводит музыкальный руководитель во второй половине дня, по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут.
К этой услуге планируется привлечение детей 6 – 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе не более 10 человек.
Учебный план состоит из 35 занятий, 2 из которых отводятся на мониторинг в сентябре 2 занятия на 1 рабочей неделе и в мае 2 занятия на 36 рабочей неделе и 33 занятий обучающего характера.
Расписание занятий
Четверг | 6 – 7 лет | 25 минут | 15.30 – 15.55 | Музыкальный зал |
Предполагаемые результаты:
1. Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
2. Наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах, фестивалях);
3. Обладать умением работать в коллективе:
4. Двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.
Для успешной реализации поставленных задач моя программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
1. Консультации по вопросам вокально – эстетического воспитания детей;
2. Домашние задания;
3. Совместные праздники, досуги и развлечения;
4. Дневник достижений ( фотографии, видео).
- Учебно-тематический план.
Групповая форма
№ п/п | Наименование разделов, тем. | Количество часов |
Всего | ||
1. | «Пение как вид искусства» 1. История певческой культуры. 2. Основы вокального искусства. 3.Сведения о строении голосового аппарата. 4.Процесс звукообразования. | 5 |
2. | «Музыкальные термины и понятия» 1. Термины вокального искусства. 2.Понятие о звуках. | 3 |
3. | «Развитие ритмического слуха» 1. Длительность. 2.Ритмические рисунки. | 4 |
4. | «Развитие певческих способностей» 1.Виды дыхания 2.Постановка голоса. 3.Дикция. | 6 |
5. | «Средства музыкальной выразительности» 1.Кульминация. 2.Динамика. 3.Темп. 4.Лад. 5.Форма построения песни. | 10 |
6. | «Концертная деятельность» 1.Сценические задачи. 2.Репетиционная работа. 3.Концертные выступления. | 6 |
ИТОГО: | 35 |
- Содержание изучаемого курса.
Раздел 1. Пение как вид искусства
Общее понятие о культуре певческого мастерства.
История певческой культуры.
Знакомство с музыкальными жанрами.
Прослушивание произведений различных жанров.
Ознакомление с основами вокального искусства.
Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Процесс звукообразования и звуковедения.
Раздел 2. Музыкальные термины и понятия.
Понятие о высоких и низких звуках.
Раздел 3. Развитие ритмического слуха.
Долгие и короткие звуки.
Ритмические упражнения. Определение длительностей.
Выполнение простых ритмических рисунков.
Раздел 4. Развитие певческих способностей.
Знакомство с различной манерой пения.
Роль дыхания в пении.
Знакомство с основными видами дыхания.
Постановка голоса. Певческая позиция.
Дикция. Артикуляция.
Формирование культуры исполнения произведений.
Раздел 5. Средства музыкальной выразительности.
Кульминация в музыкальных произведениях.
Раздел 6. Концертная деятельность.
Сценическое движение.
Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.
Подбор движений к разучиваемому произведению.
Нахождение образа.
Репетиционная работа.
Подготовка концертных номеров.
Концертные выступления
Формирование культуры исполнительской деятельности.
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Вокал – (ит. - воче) – голос.
Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Перспективный план вокального кружка “ГолосОК”
Вид деятельности | Программные задачи | Репертуар | Интеграция образовательных областей | Виды детской деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ | ||||
Восприятие музыки посредством слушания | Развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара. Уметь различать характер ( спокойный, задорный) | «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов. «Осень» Вивальди. Игры: Динь-дон, Петушок, Высоко-низко. Лесенка. Попевки:скок-скок-поскок, Андрей-воробей. «Журавушка» Зарицкой, «Осень» Парцхаладзе. Музыкальное приветствие в разных жанрах (марш, вальс). Спой свое имя. Как тебя зовут? | Познание, Социализация, Коммуникация, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Безопасность, Физическая культура | Коммуникатив ная,
Двигательная, Музыкально – художественная, Продуктивная, Познавательная, Игровая, Трудовая. |
Художественно – речевая деятельность | Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам. Правильно отвечать на вопросы по содержанию. | |||
Развитие певческих умений и навыков | Правильно брать дыхание перед началом песни, между фразами. Чувствовать движение мелодии вверх и вниз. Работать над легкостью звучания, протяжным пением, выразительностью. | |||
Песенное творчество | Продолжать развивать и стимулировать творческие проявления детей в песенных импровизациях. | |||
НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ | ||||
Восприятие музыки посредством слушания | Продолжать развивать музыкально-эстетическое восприятие произведений народного, классического и современного репертуара. | «Танец снежных хлопьев» П. Чайковский. «Зимой». Р. Шуберта. «Марш» Прокофьев Игры; попевки «Динь-дон», «У кота воркота» «Горошина» Карасевой. «Зимняя» Карасев «Что нам нравиться зимой?» Тиличеева Творческие задания импровизированного характера. Приветствия в разных жанрах. | Познание, Социализация, Коммуникация, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Безопасность, Физическая культура | Коммуникатив ная,
Двигательная, Музыкально – художественная, Продуктивная, Познавательная, Игровая, Трудовая. |
Художественно – речевая деятельность | Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Пополнять словарный запас. Совершенствовать навыки четкого произношения.. | |||
Развитие певческих умений и навыков | Слышать и точно передавать в пении посту-пенное движение, точно интонировать движение мелодии вверх и вниз и скачкообразное. Брать правильно дыхание после вступления между музыкальными фразами. Петь легко и выразительно. | |||
Песенное творчество | Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно в соответствии с характером песен. Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. | |||
ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ - МАРТ | ||||
Восприятие музыки посредством слушания | Развивать творческое воображение при слушании, исполнении ярких программных произведений. | «Дождик» Г. Свиридов. «Куры и петухи». К. Сен-Санс. «Музыкальная табакерка», «Сорока», «Баба Яга». А. Лядов. «Колдун» А. Лядов. «Танец маленьких лебедей». П. Чайковский. Дирижер. Спой свое имя. Здравствуй, гостья Зима» р. н м. «А воробьи чирикают» муз Елисеева. «Телефончик» муз. Вихаревой. «Песенка друзей» муз Герчик. | Познание, Социализация, Коммуникация, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Безопасность, Физическая культура | Коммуникатив ная,
Двигательная, Музыкально – художественная, Продуктивная, Познавательная, Игровая, Трудовая. |
Художественно – речевая деятельность | Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Назвать имя по ритмическому рисунку. Развивать у детей чувство ритма. Продолжать формирование звуковысотного слуха. | |||
Развитие певческих умений и навыков | Учить детей правильно пропевать интервалы и показывать их рукой, петь а капелла, с солистами. Петь спокойным, естественным голосом, слаженно, с динамическими оттенками. | |||
Песенное творчество | Совершенствовать внутренний слух, ладотональное чувство, умение применить свой первый опыт определения жанра музыкального произведения при собственном «сочинительстве». | |||
АПРЕЛЬ - МАЙ | ||||
Восприятие музыки посредством слушания | Продолжать развивать творческое воображение при слушании ярких программных произведений. Побуждать эмоционально отзываться на выразительность музыки, сравнивать различный характер музыки. | «Симфония № 40». Моцарт. «Гном», «Старый замок». М. Мусоргский. «Разноцветные кубики». Г. Левкодимов. «Скачем по лестнице» муз Тиличеевой. «Эхо» Тиличеевой. «Волшебный бал», «Волшебная страна», «Царь Кощей! Муз. Варламова. Песни о школе. | Познание, Социализация, Коммуникация, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Безопасность, Физическая культура | Коммуникатив ная,
Двигательная, Музыкально – художественная, Продуктивная, Познавательная, Игровая, Трудовая. |
Художественно – речевая деятельность | Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных и интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы. | |||
Развитие певческих умений и навыков | Следить за чистотой интонации. Продолжать учить петь легко, без форсированного звука, с четкой дикцией. Учить при пении правильно формировать гласные. Выработать привычку слушать себя и товарищей. | |||
Песенное творчество | Выученные песни петь хором, небольшим ансамблем, по одному. |
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хора. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.
- Методическое обеспечение программы
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
- Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога.
- Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
- Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
- В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке.
Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.
В конце года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Для образовательного процесса необходимы:
Наглядный материал:
- Таблицы;
- Портреты композиторов;
- Нотный стан;
- Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
- Консультации для родителей;
- Концерты, игровые праздники;
- Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
- Оформление стенда.
- Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
-беседа по пройденному материалу;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.«Хоровод веселый наш» выпуск №1, 2. учебное пособие. 2007 год.
2. Костина Э.П. Камертон. – м., Просвещение., 2004.
3. «Начинаем наш концерт» Блохина, Горбина. Москва 2001 год.
4. «Календарные музыкальные праздники для детей» Зарецкая. Москва. 2003г
5. «Музыкальные сценарии для детского сада». Москва, «Сфера» 2003 год.
6. «Музыка в детском саду», Составители: Н. Г. Барсукова, Н. Б. Вершинина, В. М. Суворова, Н. Г. Фролова. Волгоград: Учитель, 2011 – 191 с.
7. Девятова Т.Н. Звук – волшебник.- М., Линка – Пресс., 2006.
9. Аудиокассеты:
- «Звуки окружающего мира»
- «Классика детям»
- «Сказка в музыке»
- «Песни для детей»
10. Нот бук
13. Использование мультимедийного проектора.
Литература.
1.Новикова Г.Н. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
2. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. – Екатеринбург, 2001.
3. Костина Э.П. Камертон. – м., Просвещение., 2004.
4. Девятова Т.Н. Звук – волшебник.- М., Линка – Пресс., 2006.
5. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»
6. Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
7. Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.
8. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
9. В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
10. В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
11 .О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
12. Ю. Рауль «Певческий голос».
13. Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
14. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
15. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.
Диагностика качества освоения программы «ГолосОК»
Диагностика уровня развития певческих навыков детей разработана на основе методик Н.А. Ветлугиной (уровень музыкального развития детей, раздел «Пение»), О.П. Радыновой (развитие музыкально-слуховых представлений), К.В. Тарасовой (развитие звуковысотного слуха), М.Л. Лазарева (уровень развития дыхания), а также рекомендаций по развитию детского голоса, предложенных Т.М. Орловой и С.И. Бекиной.
Дата: сентябрь__начало учебного года
Дата:_май_ конец учебного года
№ | Ф.И.О. | Особенности голоса | Развитие дыхания | Чувство ритма | Интонация | Эмоционально-выразительное исполнение | Уровень | ||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1. | |||||||||||||
2. |
Низкий уровень овладения вокальными навыками -1 балл
Средний уровень овладения вокальными навыками - 2 балла
Высокий уровень овладения вокальными навыками - 3 балла
Все баллы суммируются при определении уровня развития
Критерии диагностики уровня развития певческих навыков для детей 6-7 лет
Особенности голоса:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Сила звука голоса слабая. Певческий диапазон в пределах 2-3х звуков. | Голос не очень сильный, но ребенок поет непродолжительное время громко. Диапазон в пределах возрастной нормы (Ре1 – СИ1) | Голос яркий, сильный. Широкий диапазон. |
Развитие дыхания:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Продолжительность дыхания менее 5сек Задержка дыхания менее 10 сек. | Продолжительность дыхания 5-10 сек. Задержка дыхания менее 10-15 сек. | Продолжительность дыхания более 10 сек. Задержка дыхания более 15 сек. |
Чувство ритма:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Неправильное воспроизведение ритмического рисунка мелодии. | Воспроизведение ритмического рисунка мелодии с ошибками. | Четкое воспроизведение ритмического рисунка мелодии. |
Интонация:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Неверно интонирует мелодию. | Недостаточно чистое интонирование мелодии. | Точность интонации, правильный подбор по слуху нетрудной мелодии. |
Эмоционально-выразительное исполнение:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Отсутствие внешних проявлений эмоциональности при восприятии предлагаемой песни. | Недостаточное проявление эмоций при исполнении песни. | Выразительное исполнение песни самостоятельно, соблюдает правила певческой дикции. |
Рецензия
На Дополнительную программу_вокальной группы “ГолосОК”
разработанной музыкальным руководителем Глушковой Екатериной Юрьевной
МАОУ СШ №55 г. Красноярск
В программе отражены:
- В пояснительной записке была отражена актуальность, новизна, отличительная особенность данной программы, а также психолого – педагогическая характеристика возраста.
- Структура и содержание предмета:
- Общая трудоемкость дисциплины в часах;
- Учебно - тематический план изучения данного предмета;
- Формы и виды контроля;
- Содержание изучаемого курса по разделам;
- Перспективный план на год.
- Образовательные технологии, указанные по видам учебной работы.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины содержит перечень основной литературы, дополнительной литературы, программного обеспечения.
4. Описаны предполагаемые результаты детских достижений за год.
Заключение:
Рецензируемая программа написана грамотно и логично структурирована, снабжена необходимым списком учебно-методической литературы. В список рекомендуемой литературы включены не только проверенные временем методические разработки и рекомендации, но и современные издания, отражающие инновационные методики в данной области.
Дата 6 сентября 2023 г. ____________________
личная подпись
Рецензия рассмотрена на педагогическом совете протокол №_1_ от__29 августа__20_23_
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программа 2017-2018 учебном году.
Методические пособия для детей по ПДД...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...