"Волшебный узелок"
рабочая программа (подготовительная группа)

Сарзанова Оксана Геннадьевна

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhok_makrame.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка «Волшебный узелок»

для детей 6-7 лет.

Воспитатель: Сарзанова О.Г.


Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

1.2. Цели и задачи реализации Программы……… …………………………………...3

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………………..……4

1.4. Учебный план………………………………………………………………………..4

1.5. Планируемые результаты освоения программы…….…………………………….4

II. Содержательный раздел

2.1. Перспективной план совместной образовательной деятельности………………5

2.2 Формы и режим совместной деятельности………………………………………..7

III. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы …………………………………………………8

3.2. Список литературы ……………………………………………………………………….8


  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Особенно слабо развиты сложно - координированные движения ведущей руки, то есть плохое умение держать ручку или карандаш в качестве, рабочего инструмента. Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь

Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

Узелковое плетение, или макраме, один из древних видов прикладного искусства. Техника макраме способствует развитию мелкой моторики. Помогает развить левую руку, как правую, так как в работе участвуют обе руки.  

Актуальность – дополнительное образование макраме дают широкую возможность для раскрытия творческой индивидуальности и фантазии детей, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, а также развивают познавательные процессы, усидчивость, аккуратность.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: создать условия для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя технику работы с нитками макраме;

Задачи: 

  • развития умений детей использовать различные приемы работы с нитками;
  • способствовать изучению приемов плетения в технике макраме;
  • развития умения предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки);
  • развития умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • развития мелкой моторики руки, общей умелости руки, координации движений руки и глаза;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает свойства используемого материала);
  • развития представлений о сенсорных эталонах  формы, величины, цвета;
  • развития условий для самовыражения и расширения социального опыта;
  • развития умения доводить начатое дело до конца;
  • развития творческого воображения, фантазии, сообразительности;
  • активизации и обогащения словаря детей, игрового опыта.

  1. Принципы и подходы

Программа основывается на следующих принципах:

  • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
  • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

1.4 Учебный план на 2024 - 2025

Кол-во занятий

в  неделю

Количество

недель

Всего занятий

Продолжительность

одного занятия

2

32

64

30мин.

  1. Планируемые результаты освоения программы.
  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать;
  • умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного;
  • ребенок владеет основными знаниями    узлов макраме, приемами плетения косичек;
  •  достаточно хорошо владеет приемами крепления нитей на основу;
  •  способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в умении составлять простейшие узоры из разных узлов;
  • активно взаимодействует со сверстниками взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

  1. Содержательный раздел
  1. Перспективной план совместной образовательной деятельности на 2024-2025

Содержание

Кол-во занятий

Октябрь

Вводное занятие. Инструктаж техники безопасности.  Ознакомление с целями и задачами кружка.

Азбука макраме. Из истории макраме.

Крепления нитей на подушке булавкой.

Основные узлы и приёмы узелкового плетения.

Техника плетения узлов. Одинарный левый плоский узел.

 Техника плетения узлов.  Одинарный правый плоский узел.

2

2

2

2

2

2

Ноябрь

Техника плетения узлов.  Простой двойной плоский узел.

 

Техника плетения узлов. Узел «Фриволите».

 Техника плетения «Геркулесов узел».

Выполнение цепочки из двойных плоских узлов.

2

2

2

2

Декабрь

Цепочка из простых узлов называется "Елочка"

 

Знакомство с репсовым узлом.  Выполнение репсовых узлов. 

Закрепление узлов.  

Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов.

4

2

3

2

 Январь

 Плетение Шахматка.

Плетение «Подставка под горячее»

3

2

Февраль

Выполнение работы «Брелок» 

Плетение «Браслет»

4

4

Март

 Плетение браслета, используя разные узлы.  

4

Апрель.

Плетение брелка "Стрекоза", используя разные узлы.

4

Май

Плетение трехлистного цветка диагональными узлами.

Плетение «Серьги»

Украшение для воспитателя

Подготовка изделий к выставке Выставка работ.

3

4

3

2

Одинарный  левый плоский узел.

Одинарный правый плоский узел.

 Двойной плоский узел.

фриволите Узел «Фриволите».

 Геркулесов узел.

Макраме базовые узлы. Продолжение, фото № 6 «Ёлочка»

 Репсовый узел.

 Шахматка

{$title} - обсуждение на форуме {$forumTitle} Браслет.

2.1. Формы и режим совместной деятельности.

Совместная деятельность проводится два раза в неделю, продолжительность совместной деятельности составляет 30 мин в день, в группе 11 человек. Кружок по программе посещают дети по желанию родителей. Основной формой работы с детьми является тематическая совместная деятельность. Совместная деятельность включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу. Теоретическая часть совместной деятельности при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занимает большую часть совместной деятельности и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

1.Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

2.Тематические выставки в ДОУ.

3.Составление альбома лучших работ.

Методы и приемы, используемые в образовательной деятельности:

1. Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Форма занятий фронтальная – тематическая совместная деятельность.

Структура занятий:

  1. Формирование положительной мотивации деятельности;
  2. Рассматривание образцов, обсуждение;
  3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
  4. Выбор материала;
  5. Самостоятельная работа детей;
  6. Анализ готовой работы.

3. Организационный раздел.

3. 1. Методическое обеспечение программы.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, доступна и безопасна. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

В группе имеются:

Технические средства обучения:

  • пеньковая веревка,
  • нить синтетическая, полумягкая подушка,
  • швейная булавка с головками для крепления,
  • ножницы, иголка швейная,
  • клей.

- Демонстрационный материал.

Список литературы

1.Соколовская М.М. Узелок на память. –М.: издательство «Прометей»,1990.

2. Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат, 1993.

3.Исполнева Ю.Ф. Секреты макраме.- М,: Астрель, 2002.

4. Коломейцева Т.П. Альбом по плетению макраме. – К.: ВIПОЛ, 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка "Волшебный узелок"

План кружка "Волшебный узелок"...

Конспект, открытого НОД по речевому развитию в младшей группе. Тема: «Волшебный узелок».

Конспект непосредственно образовательной деятельностти по речевому развитию. Данное занятие развивает у детей речь, память, мышление, расширяет словарный запас.Прививает любовь к устному народному тво...

Исследовательская работа "Узелок завяжется, узелок развяжется!"

Исследовательская работа "Узелок завяжется, узелок развяжется!"...

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Волшебный узелок» с использованием нетрадиционной техники рисования

Цель:• Познакомить детей с новой техникой рисования узелкового батика;• Учить детей правильно завязывать узелки на ткани;• Совершенствовать технику рисования красками;• Учить соста...

Мастер - класс макраме для начинающих "Волшебный узелок"

Доклад, мастер - класс для педагогов макраме для начинающих...