Интерактивные игрушки как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Опыт работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в вопросах развития мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные игрушки как средство развития мелкой моторики

  у детей раннего возраста

С целью организация оптимальных условий воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста наше дошкольное учреждение участвует в  инновационной площадке федерального государственного бюджетного научного учреждения «Института художественного образования и культурологии Российской академии наук» «Вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста». Одно из направлений работы площадки это создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста.

Создавая модель предметно-развивающей среды в группе, мы следовали рекомендациям программы Ирины Александровны Лыковой «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет, в которой одной из задач является организация условий для системного освоения детьми доступных видов активности.  И поэтому, организуя предметно-развивающую среду,  мы старались, что бы наших малышей, которые только впервые пришли в детский сад и группу «Жемчужинка» встречала не только яркая и добрая обстановка, но и развивающая среда, которая мотивирует детей на разные виды деятельности.

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает именно тактильно - сначала от прикосновений мамы, близких,  а затем самостоятельно, трогая все вокруг. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей.  Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его среды.  Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.   Поэтому коридоры нашего детского сада украшают цветы, соцветия которых на ощупь разные. Есть гладкие соцветия, есть лохматые, есть пупырчатые, есть шершавые. Так же мы считаем, что наши цветы не только для детей интересны и занимательны, но и очень полезны,  так как развивают память, восприятие, речь ребенка.

Наша главная задача, как у педагогов  развивать у детей любознательность, самостоятельность и инициативу уже с первых детей пребывания малыша в детском саду. С этой целью у нас на стенах весят бизиборды.  Это интерактивная игрушка для развития моторики, внимания, воображения и мышления ребенка по методике воспитания Монтессори. Дать малышу возможность самостоятельно изучить интересные бытовые объекты: щеколды и замки, розетки и вилки, выключатели, прищепки и все то, с чем каждый из нас сталкивается в жизни. В процессе игры с бизибордом дети получают новые знания. Совместно с родителями или педагогом они узнает названия цветов и форм, понятия мягкое-твёрдое, большое-маленькое, светлое-темное, длинное-короткое, много-мало и т.д. Обилие объектов для исследования различных функций, форм, фактур и цветов стимулирует быстрое развитие ребенка. Современная наука доказала пользу тактильных и визуальных стимулов на развитие мозга ребенка. Развитие мелкой моторики формирует нейронные связи в мозге, что ускоряет развитие речи, памяти, логики. Играя с бизибордом, малыш учится самостоятельно совершать те или иные действия снова и снова. Всё получается не гладко и не сразу, но это только подстегивает стремление научиться. Таким образом, ребенок обучается самостоятельности, усидчивости и концентрации внимания.

Наши бизиборды:

   -   безопасны (без мелких деталей, которые могут быть оторваны, без острых, царапающих поверхностей, без слепящих глаза светодиодных лампочек, с надежным, прочным креплением элементов);
     -  красивые, с  лаконичным дизайном.  И цветовая гамма позволяет сосредоточиться на функционале игровых функций. Игры нравятся нашим детям и украшает интерьер, и несомненно поднимает настроение;

- функциональные. Все наши бизиборты несут функциональную нагрузку. Выключатель зажигать свет, замочек закрывать дверку и т.д..
 - качественные. Игры  сделаны из качественных материалов и прошли оценку качества. Выбирая для детей бизиборты, мы так же обращаем внимание на используемые материалы, аккуратность исполнения, степень обработки деревянных поверхностей, наличие лакокрасочного покрытия. Качественная покраска выполняет не только декоративную функцию, но и защищает поверхность, делает изделие долговечным, пригодным для влажной уборки, не накапливающим пыль, а также практически исключает вероятность отщепления и появления заноз.

В соответствии с программой мы так же тщательно продумываем организацию пространства в группе таким образом, чтобы всегда можно было заинтересовать детей, и чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься той или иной деятельностью, и успешно адаптироваться к новым условиям жизни.

В нашей группе много разнообразных интерактивных игрушек, которые позволяют нам разговорить самых неразговорчивых, и привлечь к общению самых замкнутых ребят.

Так, например, современные книги, настольно-печатные игры, игровые наборы, современные материалы и оборудование. Играя с книжкой пальчиками, одновременно развиваем умения детей проговаривать звукоподражания, называть предметы и действия с ними, тем самым расширяется словарный запас, формируем слоговую структуру  слова. Можно включить и проговаривание чистоговорок и рифмовок. Таким образом, мы улучшаем звукопроизношение, делаем речь детей более четкой и внятной.

Оборудование по познавательно-исследовательской деятельности к примеру: «сортер»  во всех модификациях. Это полый куб (параллелепипед, другая фигура) с отверстиями в форме геометрических фигур, и прилагающийся набор этих фигурок. Всевозможные музыкальные игрушки, которые воспроизводят комбинации звуков в зависимости от того, на какую кнопку ты нажмешь. различные игрушки со звуковой и сигнальной имитацией-пожарная машина,  машина ДПС, вертолёт,  светофор, видео-регистратор,  говорящие куклы (они позволяют детям не только узнавать и развиваться в той или иной жизненной сфере, но и подчас формируют у них понятия различных ролевых отношений).  Все эти игрушки позволяют детям не только развиваться интелектуально, но и познавать мир во всём его многообразии и уникальности.

           Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под  интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие  дошкольников  друг с  другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...