Технология коммуникативного развития дошкольников «Азбука общения».
материал (подготовительная группа)

Конова Людмила Сергеевна

Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. В младшем возрасте общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Одной из важнейших идей технологии является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

Содержание предполагаемых разделов технологии предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия. Особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Азбука общения49.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коммуникативного развития дошкольников «Азбука общения».

Пояснительная записка.

Общение облагораживает и возвышает;

в обществе человек невольно, без всякого

притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.

Фейербах Л.

Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. В младшем возрасте общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Одной из важнейших идей технологии является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

Содержание предполагаемых разделов технологии предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия. Особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми.

Направленность:

Технология имеет социально – коммуникативную направленность и предназначена для детей, желающих научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и внутренний мир окружающих.

Актуальность:

В возрасте 4 -7 лет дети только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты. Именно на данном этапе детям необходимо дать представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками, окружающими людьми, раскрыть их нравственную сущность.

Новизна:

Заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия и принятия себя, взаимодействие с другими людьми и формирования нравственного сознания. В уже существующих технологиях не всегда учитываются все эти особенности.

Цель:

Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Задачи:

  1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
  3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) — средствами человеческого общения.
  5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
  7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  8. Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
  9. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
  10. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.

Возраст детей: 4 -7 лет.

Сроки реализации: 3 года

Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации данной технологии ребенок приобретает следующие навыки и умения:

-навыки эмпатии;

-умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;

-навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-навыки саморегуляции;

-умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств;

-навыки рефлексии.

Формы и методы организованной совместной деятельности:

В процессе реализации технологии используются различные формы деятельности:

традиционные, комбинированные и практические виды.

  1. Наблюдения.
  2. Рассматривание рисунков и фотографий.
  3. Свободное и тематическое рисование.
  4. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
  5. Этюды.
  6. Импровизация.
  7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  8. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
  9. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.
  10. Чтение художественных произведений.
  11. Рассказ педагога и рассказы детей.
  12. Сочинение историй.
  13. Беседы.
  14. Мини-конкурсы.

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно -иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный  – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-  поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Раздел

Тема

Цель деятельности

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.Тайны моего «Я» (формиро-

вание собственного «Я»)

1.1. Кто такой «Я» (мой автопортрет)

Уметь различать свои индивидуальные особенности (внешность, походка, пол).

Учиться передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики.

Учиться осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения.

1.2. Я сам (ощущение собственной значимости)

Актуализировать знания детей о положительных чертах характера.

Учить видеть особенности своего характера.

Учить подмечать особенности характера у других людей, формировать позитивное отношение к себе.

2. Как мы видим друг друга (формиро-вание потребнос-ти в общении со сверстниками)

2.1. Я и другой: мы разные (умение общаться)

Учить понимать, видеть, оценивать чувства  и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Формировать представление о другом человеке — ровеснике.

Развивать способность понимать других людей.

2.2. Дружба (давай никогда не ссориться)

Формировать у детей понятие «друг», «дружба»

Формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;

воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

3. Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)

3.1. Внешность (внешний облик мальчика и девочки)

Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек ,различать их по действиям .

Ознакомление детей с особенностями, нормами и правилами поведения в зависимости от пола. Актуализация стремления быть похожими на настоящих мужчин и женщин.

3.2. Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов)

Формировать понятие о положительных чертах характера  и поступках мальчиков и девочек

Расширять и закреплять представление о сходстве и различии детей, о психологических и физических характеристиках мальчиков и девочек

Прививать правила хорошего тона, понятия о чертах характера, которыми должны обладать девочка и мальчик.

4.Этот странный взрослый мир.

4.2. Дружная семья (взаимоотношения с родными)  

Показать значение семьи в жизни человека

 Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями

4.3. Мамы разные нужны, мамы всякие важны (уважение к старшим)

Воспитать у детей чувство глубокой любви к самому близкому и родному человеку-маме.

Оптимизация детско – родительских отношений.

5. Языки общения.

5.1. Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки)  

Познакомить детей с наличием и функциями их «умных помощников)

Уточнить и закрепить знания детей об органах слуха, зрения, обоняния. Продолжать познавать свой организм путем исследований

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни, бережному отношению к себе и окружающим людям

5.2. Язык жестов и движений.  

Закрепить у детей мимические и пантомимические движения.

Дать детям представление о различных способах и средствах коммуникации с   окружающими; о  важности и значительности органов чувств, эмоций, жестов и движений в процессе общения.

 

5.3. Язык чувств (наши эмоции).

Научить эмоционально выражать свои чувства от общения с окружающими людьми.

Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Задачи:

6. Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношени-ях формируется характер)

6.1. Что такое хорошо, что такое плохо (хорошие плохие поступки)

Уточнять, обобщать и расширять знания детей о хороших и плохих поступках.

Прививать детям желание делать только хорошие поступки.

Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, родных и близких, заботиться о них.

Учить самостоятельно оценивать поступки других людей.

 6.2. Давай никогда не ссориться (мое поведение в трудных ситуациях)

Дать представление о различных формах вежливого общения между людьми (детьми).

Развивать у детей чувства доброты, эмпатии и толерантности. Формировать умение находить приемы взаимопонимания.

 6.3. Дурные привычки (отношение к вредным привычкам)

Прививать детям положительные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера.

Выяснить роль привычек в повседневной жизни, помочь воспитанникам объективно взглянуть на свои привычки; выделить «вредную» привычку и рассмотреть ее влияние на человека.

7. Умение владеть собой (желаемое и возмож-ное)

7.1. Умей расслабиться

Обучение игровым приемам произвольного расслабления.

 

Овладение приемами контроля своего поведения в общении с окружающими людьми.

 

Формирование умения принятия верного решения в различных жизненных ситуациях.

 

 7.2. Будь внимателен (развитие внимательности)

Развитие у детей произвольного слухового и зрительного внимания.

Обучение умению сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на неё.

 7.3. Как поступить? (умей контролировать свои поступки)  

Научить контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми.

7.4. Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя» и «надо»)

Расширять у детей представления  о нравственных нормах ,  правилах  поведения и общения.

Формировать  умение управлять собой .

8. Культура общения (этикет)

8.1. Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность)  

Формировать представления о социально одобряемом поведении.

Воспитывать негативное отношение к порокам человечества, доброжелательные отношения к окружающим.

8.2. Давай поговорим (как слушать собеседника и вести себя во время разговора)

Закреплять навыки культурного поведения во время разговора

Воспитывать у детей умение общаться со знакомыми людьми.

Воспитывать у детей умение общаться с незнакомыми людьми.

8.3. За столом (правила хорошего тона)

Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.

Развивать интерес к культуре приема пищи.

Обобщить материал по культуре поведения за столом.

Воспитывать общую культуру.

 8.4 Как мы ходили в магазин (поведение и общение в общественных местах)

Выработка навыков культурного поведения в общественных местах)

 8.5 На улице (поведение и общение в транспорте)

Выработка навыков культурного поведения на улице и в транспорте

9.Мир познания (единство с природой)

9.1. Времена года (единение с природой, общение с внешним миром)

Развивать творческую фантазию, умение расслабиться.

Воспитывать любовь к природе.

Закрепить представление о понятии год, времена года, месяцы.

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

 9.2. Мой ласковый нежный зверь (общение с животными)

Формировать доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным, обучать умению понимать особенности поведения животных.

Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.

Развитие интереса детей к окружающему миру.

9.3. Мои  зеленые друзья (общение с растениями)

Научить детей узнавать овощи зрительно, на ощупь, на вкус. Дать представления откуда берутся растения. как посадить семена.

Способствовать становлению у детей ценностного отношения к растениям, как к зеленым друзьям.  - содействовать обогащению познавательного и эстетического восприятия детьми     своих «зелёных» «друзей.

Формирование основ экологической культуры.

Общее количество часов:

32

32

32

Раздел «Мир познания».

Дети узнают, чем человек отличается от животных и растений;

- научатся чувствовать природу, которая может определять наше настроение и поведение;

- научатся подражать характерным жестам, движениям, осанке, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.  

Дети получат навыки

- правильно определять времена года;

- уметь наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них;

- определять по позе, эмоциям настроение животных;

- уметь наблюдать за растениями и ухаживать за ними.

Эффективность. Полученные знания позволят подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, сформируют умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми.

Раздел «Языки общения».

Дети узнают, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, рот, нос, руки;

 - научатся эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а так же выражать собственные чувства;

- получат знания о возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.  

Дети получат навыки:

 - узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;

 - правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

 - по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;

 - соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

 Эффективность. Полученные знания дадут ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомят ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.

Раздел «Тайна моего «Я».

Дети должны уметь различать свои индивидуальные особенности (внешность, походка, пол);

- описывать свои желания и чувства;

- осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения; - передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики.  Дети получат навыки:

- понимания своего «Я», своей индивидуальности;

- умения радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению;

- понимания установки «нельзя» и «надо»;

- навыки самостоятельности.

Эффективность. Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я» и научиться оценивать свои поступки, а на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоции и чувства других детей и взрослых.

Раздел «Этот странный взрослый мир».

Дети усвоят основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми людьми;

- научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине);

- начнут формировать умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.  

Дети получат навыки:

- понимать основы взаимоотношений с родителями, другими родными и близкими людьми;

- проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.

 Эффективность. Полученные знания позволят воспитывать в ребенке добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогут научить ребенка ценить хорошие отношения и получать радость от общения с родными и близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.

 

Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо».  

Дети получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек;

- научатся различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений;

- научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.  

Дети получат навыки:

 - давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в различных жизненных ситуациях;

- находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки;

- выражать свою симпатию к добрым делам и поступкам;

 - обращать внимание и следить за своим внешним видом.

Эффективность. Полученные знания позволят ребенку получить представление о поступках и привычках людей, что даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.

 

Раздел «Умение владеть собой».

 Дети овладеют игровыми приемами произвольного расслабления;

 - научатся сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее;

- контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми;

 - принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

 - научатся осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера. Дети получат навыки:

 - сосредоточиваться и удерживать внимание в течение заданного времени;

 - оценивать и (при необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми;

- преодолевать отрицательные черты своего характера.

 

 Раздел «Культура общения».  

Дети овладеют приемами вежливого обращения с окружающими;

- научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, употребляя в речи «волшебные» слова;

- научатся культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.  Дети получат навыки:

 - правильно использовать вежливые слова в процессе общения;

 - общаться по телефону;

- самостоятельно и опрятно есть, соблюдая правила этикета.

Эффективность. Полученные знания позволят ребенку иметь представление о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом и взрослыми. Ребенок научится правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

Раздел «Безопасность».

  Дети соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;

- различают и называют специальные виды транспорта («скорая помощь», пожарная машина, милиция), объясняют их назначение;

- понимают значения сигналов светофора;

- узнают и называют дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пункт медицинской помощи» и некоторые другие;

- различают проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «зебра», перекресток; - имеют представление о том, как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке; -

знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).  

Дети имеют представления о внешнем и внутреннем строении человека;

- знают, что необходимо человеку для жизни;

- понимают, что такое «здоровый образ жизни», значение занятий физкультурой и спорта, личной гигиены;

- применяют знания дорожной грамоты в практических и игровых ситуациях;

-знают безопасный путь от дома к детскому саду и школе;

-ориентируются в окружающем пространстве.

Развивающая среда по социально-эмоциональному развитию

детей 4— 7 лет;

Куклы;

Зеркало;

Мягкие игрушки «Собачка», «Медведь», «Заяц»; «Волшебный мешочек»;

Колокольчик;

Мячи;

Коврики для релаксации;

Аудио-видео записи (CD) презентаций, детских песен, звуков природы; Оборудование для социально-игрового экспериментирования «Мини-лаборатория».

Игры:

 Оборудование для игр-разминок:  кольцо, лента, ориентиры (бумажные конусы, круги);

Игра «Облака»;

Игра «Кубик»;

Игровой материал для каждого ребенка «Маски эмоций»;

Эксперименты «Волшебные стаканчики», «Разноцветные стекляшки»;

 Игра «Фруктово-овощная».

 Игра «Светофор».

Игра «Хочу- нельзя».

Игры с прищепками: «Божья коровка замерзла», «Солнышко».

Игра «Рыбалка».

 Материалы для работы с плакатами «Как я преодолеваю трудности» и «Как я справляюсь со своим гневом»

Альбом «Угадай эмоции»

Наглядное пособие «Чувства и эмоции»

Маски: 1)лиса, 2)заяц, 3) ежик, 4) медведь, 5) волк

 Дидактическая игра «Стань другом природы!»

 Дидактическая игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Дидактическая игра «Кто где живет»

Дидактическая игра «Эмоции»

Дидактическая игра «Составь сказку»

Дидактическая игра «Подбери узор»

Дидактическая игра «Лепешка»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая игра «Мешочки гнева»

Дидактическая игра «Клубочки»

Дидактическая игра «Мешочки настроений»

Дидактическая игра «Подушка примирений»

Дидактическая игра «Коробочка примирения»

 Дидактическая игра «Зеркало»

Дидактическая игра «Зеркальные мышата»

Дидактическая игра «Домик-похвалилки»

Дидактическая игра «Я сегодня молодец»

Дидактическая игра «Парные коврики»

 Игра «Стаканчик для крика»

Игры для развития мелкой моторики «Пуговички»

 Дидактическая игра «Я такой же как…»

Дидактическая игра «Эмоциональное состояние»

Дидактическая игра «Хорошо или плохо»

Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций»

Работа с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Важным условием является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Очень важно, чтобы родители могли быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе воспитания, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Принципы взаимодействия педагога:

  • Доброжелательный стиль общения с родителями
  • Индивидуальный подход
  • Обоюдная открытость, предполагающая обмен мыслями, переживаниями
  • Сотрудничество, а не наставничество: педагог старается не поучать, а прислушиваться к противоположной точке зрения, проявляет терпимость к мнению другого человека

Перспективный план работы с родителями в рамках реализации технологии «Азбука общения» (средний возраст)

 

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 
  2. Родительское собрание «Цели и задачи воспитания и обучения детей 4-5 лет»
  3. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 
    4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста». 
    Октябрь 
  4. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». 
    2. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». 
    3. Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!». Рисунки родителей и детей. 
    4. Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
    Ноябрь 
  5. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». 
    2. Консультация «Главные направления в развитии речи детей дошкольного возраста». 
    3. «Мой папа»- праздник ко дню отца. 
    Декабрь
  6. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром». 
    2. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». 
    3. Новогодний утренник с участием родителей.

Январь 

  1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». 
    2. Памятка для родителей «Приглашаем к сотрудничеству». 
    3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». 
    4. Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира». 
    5. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?».

Февраль 

  1. Выставка детских рисунков  «Мой папа». 
    2. Анкетирование отцов и дедушек  «Каковы вы мужчины?». 
    3. Индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 
    4. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». 
    5. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье». 
    6. Праздник для пап к 23 февраля.

Март

  1. 4. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». 
    2.  Поделки родителей и детей «Наши увлечения». 
  2. Праздник «Для милых мам».

Апрель

  1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 
    2. Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».
    3. Родительское собрание «Развитие творческих способностей ребенка посредством предметного рисования».
    4. Памятка для родителей «Как измерить талант?». 
    5. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». 
    6. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка». 
    7. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни». 

 Май 

  1. Беседа о правильном поведении ребёнка за столом 
    2. Консультация «Увезите ребенка в даль светлую». 
    3. Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников». 
    4. Консультация «Как сделать путешествие в автомобиле интересным?
    5. Поиграйте с малышом!». 
    6. Консультация «Роль совместного летнего отдыха родителей и детей» 

Перспективный план работы с родителями в рамках реализации технологии «Азбука общения» (старший возраст)

 

Сентябрь

  1. Анкетирование родителей «По удовлетворенности родителей работой воспитателя и «МДОУ 4».

Октябрь 

  1. Консультация для родителей «Особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь 

3.Литературный вечер ко «Дню Матери»

Декабрь

4.Круглый стол «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Январь 

5.Квест «Путешествие по стране «Дружба»

Февраль 

  1. Интеллектуальное шоу для родителей «Устами младенца»

Март

  1. Развлечение «Мы с моею мамочкой лучшие друзья»

Апрель

  1. Рекомендации для родителей по эффективному общению с детьми

 Май 

  1. Развлечение для детей, подготовленное родителями «Праздник Непослушания»

Перспективный план работы с родителями в рамках реализации технологии «Азбука общения» (подготовительный  возраст)

 

Сентябрь

  1. Консультация для родителей «Возрастные особенности ребёнка 6-7 лет»
  2. Совместное оформление родительского уголка на осеннюю тему «Золотая осень»

Октябрь 

  1. Консультация «Эмоциональное благополучие детей»
  2. Привлечение родителей к подготовке осеннего утренника

Ноябрь 

  1. Консультация «Подвижная игра - как средство сплочения детского коллектива»
  2. Анкетирование родителей по теме «Какой вы родитель?»
  3. Акция «Помоги тем, кто рядом»

(Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц)

Декабрь

1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему «Здравствуй, гостья Зима!»

2 Подготовка к Новогоднему празднику (оформление группы и музыкального зала)

  1. Подготовка подарков на Новый год
  2. Папка – передвижка (Новогодние советы, приметы, развлечения, конкурсы и т.д.)«Скоро, скоро Новый год!»

Январь 

  1. Консультация «А вам пора в школу?»
  2. Памятка для родителей по теме «Навыки этикета, которыми могут овладеть дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)»

Февраль 

  1. Фотоколлаж на тему «Мы с папой»
  2. Консультация «Роль семьи в воспитании детей»
  3. Консультация «Формирование интереса у детей 6-7 года жизни к людям разных профессий»
  4. Консультация «Азбука дорожного движения»
  5. Родительское собрание «Защита прав и достоинств ребёнка»

Март

  1. Оформление родительского уголка на весеннюю тему

«Весна – Красна снова в гости к нам пришла»

  1. Фотоколлаж на тему «Моя мама»
  2. Подготовка к весеннему празднику 8 Марта
  3. Советы родителям «Детско-родительские отношения в современных семьях»
  4. Памятка для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем?» Семь правил для всех (В.Леви)»

 

Апрель

  1. Консультация «Формирование культуры трапезы»
  2. Консультация «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
  3. Папка – передвижка «Праздник – Светлая Пасха!»
  4. Родительское собрание «Итоги года»
  5. Фотовыставка «Вот как мы живём!»
  6. Консультация «Основы нравственных отношений в семье»

Май 

  1. Памятки для родителей «Рекомендации родителям будущих школьников»
  2. Папка-передвижка «15 мая - День Семьи»
  3. Подготовка к выпускному утреннику

Планируемые результаты освоения технологии

(средняя группа).

 Социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

 - эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

 - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложка, расческа, карандаш, зеркало...), умеет хорошо пользоваться ими;

- проявляет самостоятельность и инициативу в игре, познавательно-исследовательской деятельности;

 - владеет активной речью, включенной в общение, понимает речь взрослых; - может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и сверстникам;

 - знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях;

 -появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

-проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к чувствам других, сопереживает, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

 -проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

- проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

 

Уровни освоения технологии:

Низкий -

поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Речь развита слабо, ребёнок не различает эмоциональные состояния взрослых и сверстников.

Средний –

ребёнок имеет представление о правилах поведения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых, стремится к положительным формам поведения. Общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы, проявляет сочувствие, стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оцененных отрицательно, старается не повторять их.

 

 

 

Высокий –

проявляет умение понять ситуацию, эмоциональное состояние окружающих. Стремиться к самостоятельности, делает попытки оценивать действия и поступки с позиции известных правил.

Критерии диагностики разработаны на методике Шипицыной Л.М. «Азбука общения»

Планируемые результаты освоения технологии

(старшая, подготовительная группы).

 Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

 - овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 -обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- способен учитывать интересы и чувства других,  сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается самостоятельно разрешать конфликты;

- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 - хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;

 - может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и сверстникам;

 - знает названия окружающих предметов и игрушек;

 - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

- проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

Уровни освоения технологии: (методика диагностики)

  1. Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В.Захаров)

 

 Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.

Ключ:

 

для ребенка является указание на третий - четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я - образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый и второй  круг имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого заниженную самооценку.

 

2.Оценка уровня эмоционального развития и умения общаться проводится на основе наблюдения и ответов на вопросы, разработанные психологом Дж.Чейни:

1.Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?

  1. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  2. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  3. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

5..Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

  1. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  2. Способен ли ребенок слушать других,  не перебивая?

8.Может ли он интерпретировать картину, сформулировать главную мысль, проследить связи?

9.Задаёт ли он вопросы, касаемые чувств других людей и состояния природы?

За каждый ответ «почти всегда» насчитывается 4 балла, «иногда»-2 балла, «никогда»- 0 баллов.

Оценка результатов:36 баллов- высокий уровень,18 баллов -средний, менее 9 баллов- низкий.

 

  1. Методика «Мой круг общения»

Диагностическая беседа «Мой круг общения» разработана под руководством

Т. Ю. Андрущенко .Беседа дает возможность выявить характер переживаний ребенком взаимоотношений с окружающими его взрослыми и детьми. Соотнося картину внутренних переживаний ребенка с задачами развития в тот или иной период его жизни, психолог может определить меру благополучия складывающихся условий возрастного и личностного становления. Важной особенностью методики является то, что обследуемый круг общения ребенка выходит далеко за пределы семьи: семья предстает в неразрывной связи с другими сферами жизни ребенка ,в том числе и дошкольным учреждением.

 

4.Диагностика произвольности (умение слушать, понимать, выполнять требования, взаимодействовать по правилам, регулировать своё поведение).Для этого можно использовать методику «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный. 

Анализ результатов:

   Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.

   Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

  10-12 баллов - высокий; 6-9 баллов – средний;  0-5 баллов – низкий.

 

5.Методика «Дорисовывания» О.М.Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок. Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год. Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. 

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

 

Выводы по мониторингу(сравнительный анализ):

 

Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков детей ДОУ показывают, что материал усвоен всеми детьми в полном объеме и в основном на высоком уровне. На протяжении  3-х лет велась  большая практическая работа по усвоению норм и ценностей, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; сформировались навыки организованного поведения в д.саду, дома, на улице. Сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо, основ безопасного поведения в быту, в природе.

 

Выводы по использованию технологии: в результате использования данной технологии у детей развились  навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания. Начал развиваться  самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование доверия к собеседнику, творческих способностей и воображения в процессе игрового общения.

У  дошкольников сформировались  умения  и навыки  практического владения

выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)- средствами

человеческого общения.

Воспитался  интерес к окружающим людям, развились  чувства понимания и

потребности в общении.

Список литературы:

 

  1. Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной.
  2. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской. -М., 1989.
  3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. -- Ростов н/Д.: Феникс: Издательский центр «Школа развития», 2005.
  4. Шипицына Л.М. Азбука общения С- Петербург, Детство-экспресс 2003.

Автор: Конова Людмила Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."

Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

Использование образовательных технологий в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

Что такоесоциально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить....

Современные технологии социально - коммуникативного развития дошкольников.

Современные технологии социально - коммуникативного развития дошкольников....

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....

Методическая работа в МАДОУ по направлению "Игровые технологии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленный на всестороннее повы...

Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вош...

Информационно-коммуникативные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития т...