«Современные средства и методы работы с семьей»
консультация

Богутенок Е. С.

«Современные средства и методы работы с семьей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bytc.docx9.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные средства и методы работы с семьей»

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад - место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Поэтому нам хотелось быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.

В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах. К ним относятся:

•Родительские собрания.

•Родительские конференции.

•Дни открытых дверей.

•Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

•Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

•Индивидуальная консультация.

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм:

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта. Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

Психологический тренинг. В начале встречи попросить родителей заполнить анкету, сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание, высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

Конференция - итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель - обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению. Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа:

•Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

•Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).

•Разработать обращение к родителям.

Семинары-практикумы. Практическое занятие по какому-то вопросу.

Например, практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка». Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Задание родителям.

Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь? На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

Дни открытых дверей. Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Родительская почта и телефон доверия (оформляется самими родителями, в ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам); Любой член семьи имеет возможность в короткой записке обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Ящик для предложений (родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей).

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей.

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы: книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т.д.

Выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы);

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные), наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Использование разнообразных форм и методов работы с родителями даст определенный результат:

– родители станут активно участвовать в жизни детского сада,

– станут верными помощниками воспитателей.

Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно – образовательной среды.

Литература:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]

//

  1. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] // mi/50-1-0-105.
  2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

Приложение 1.

Оформление списка литературы:

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]

//

  1. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] // mi/50-1-0-105.
  2. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

Приложение 2.

Заявка на публикацию статьи

Ф.И.О. участника (полностью)

Цатурян Наталья Александровна.

Место работы

МАДОУ детский сад №22

станицы Ярославской

Должность

воспитатель

Название статьи

«Современные средства и методы работы с семьей»

Телефон автора

89530722627

Электронный адрес автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные формы и методы работы в ОО "Безопасность" по ПДД"

В презентации представлены формы и методы формирования культуры безопасного поведения на дороге и в транспорте....

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

Статья "Современные формы и методы работы с семьей"

Статья "Современные формы и методы работы с семьей"...

«Современные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников 5-6 лет по формированию основ финансовой грамотности»

Все современные родители наперебой спорят о том, во сколько лет нужно начинать обучать ребёнка читать, писать, учить второй язык и так далее. Но мало кто из них задумывается о том, во сколько лет начи...