ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»
методическая разработка (младшая группа)

Горбунова Татьяна Викторовна

Актуальность темы:

В настоящее время тема патриотического воспитания - актуальна. Основа патриотизма – это семья. Семья – это опора в жизни каждого ребенка. Это крепость, в которой можно получить безграничную и самую искреннюю любовь. Понятие «семья» и семейные ценности, которым уделяется  особое внимание в ФОП ДО[1] – имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Дошкольник должен осознать себя членом семьи - источнику любви, уважения, солидарности и привязанности, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням - это в крови у каждого нормального человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род-это родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо[2]».

Цель проекта: Формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя», генеалогическое древо;
  • Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
  • Вызвать интерес к совместной творческой деятельности.

Проблема проекта:  дети практически не называют членов своей семьи по именам и затрудняются в родственных связях.

Предполагаемый результат: дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи.

 



[1] Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/

 

[2] Familio — сохранить память о людях и делиться исследованиями  https://familio.org/?utm_source=ydmaster_010623&yclid=13628777907233226751

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_genealogicheskoe_drevo_mladshey_gruppy.docx736.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ»

Picture background

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки реализации  (февраль-май)

Участники проекта: обучающиеся  группы, родители, педагоги.

Образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие» «Физическое развитие»

Семья – любви великой царство,

В ней вера, праведность и сила.

Семья  - опора государства,

Страны моей, моей России!

( И. Р. Резник)[1]

Актуальность темы:

В настоящее время тема патриотического воспитания - актуальна. Основа патриотизма – это семья. Семья – это опора в жизни каждого ребенка. Это крепость, в которой можно получить безграничную и самую искреннюю любовь. Понятие «семья» и семейные ценности, которым уделяется  особое внимание в ФОП ДО[2] – имеют большое значение в становлении личности ребенка.

Дошкольник должен осознать себя членом семьи - источнику любви, уважения, солидарности и привязанности, без чего не может существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим корням - это в крови у каждого нормального человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род-это родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо[3]».

Цель проекта: Формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с понятиями «семья», «имя», генеалогическое древо;
  • Учить называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
  • Вызвать интерес к совместной творческой деятельности. 

Проблема проекта:  дети практически не называют членов своей семьи по именам и затрудняются в родственных связях.

Предполагаемый результат: дети должны получить представления о членах семьи, научиться устанавливать родственные связи.

Планирование по реализации проекта:

1 этап. Накопительный (информационный, подготовительный)

Мероприятия

Ответственные

Постановка проблемы:

         Что мы знаем?

  • Мы дети.
  • У нас есть родители.

Что хотим узнать?

  • Семья-это…
  • Кто мои родственники?
  • Что такое генеалогическое древо и как его создать?

Рассматривание иллюстраций, посвященных теме «Семья».

Учить устанавливать и обозначать родственные отношения в семье;

Формировать обобщающее понятие «Семья».

Вовлечь родителей в работу над проектом: составление генеалогического древа семьи.

Воспитатели группы родители

2 этап. Практический (организационный, реализация проекта)

«Познавательное развитие»

Мероприятия

Ответственные

  • Цикл бесед на темы:
  • «Почему меня так назвали?»
  • «Моя мама»
  • «Мой папа»
  • «Беседа о братьях и сестрах»
  • «О бабушках и дедушках»
  •  «Что такое генеалогическое древо?»

Рассматривание сюжетной картины «Семья»,  семейных фотографий, просмотр познавательных мультфильмов.

Беседа об именах детей (воспитывать интерес к собственному имени)

Беседа о братьях и сестрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; формировать понимание таких категорий, как старший, младший)

Подбор художественного слова, пословиц по теме проекта.

Подбор стихотворений об имени ребенка.

Создание дидактических игр своими руками: «С чем блин?», «Блины-половинки», «Профессии», «Матрешки», много функционального макета жилища «Наша дружная семья», утвари и костюмов для кукол и др.

«Социально-коммуникативное развитие»

Мероприятия

Ответственные

Беседа «Почему меня так назвали?» (дать представление детям о значении имени)

Беседа «Моя дружная семья» (закреплять представления детей о семье)

Беседа «Моя мама» (познакомить детей с трудом мамы; активизация словаря глаголами и именами прилагательными)

Беседа «Мой папа» (познакомить с профессией папы; активизация словаря глаголами и именами прилагательными)

Беседа о братьях и сестрах (продолжать учить устанавливать родственные связи в семье; формировать понимание таких категорий, как старший, младший)

Беседа с детьми о бабушках и дедушках (расширять словарь прилагательных: молодой – старый, добрый, веселый, красивая, добрая)

Беседа «Что такое генеалогическое древо?» (познакомить  обучающихся с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»)

«Речевое развитие»

Мероприятия (чтение)

Ответственные

стихотворения Е. Благинина «Посидим в тишине»

Воспитатели группы

рассказа Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка»

Воспитатели группы

сказок: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и

Воспитатели группы

братец Иванушка», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка».

Д/и «Назови ласково»

(учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)

Воспитатели группы

Д/и «Как тебя зовут?»

(продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных)

Воспитатели группы

Д/и «Отгадай, о ком я говорю»

(закреплять названия родственных отношений, расширять словарь прилагательных: молодой - старый, добрый, веселый, красивая, добрая.)

Д/и «Назови и покажи»

(закреплять названия родственных отношений, расширять глагольный словарь: убирает, стирает, готовит, вяжет, чинит, печет.)

«Социально-коммуникативное развитие»

Мероприятия

Ответственные

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери»», «Помощники», «Чаепитие», «Ребенок заболел», «Уборка» , «Ждем бабушку в гости»

Д/и «Чья это тень?», «Волшебный мешочек», «Чего не стало?», «Угадай, кто это?», «Одень куклу»

«Художественно-эстетическое развитие»

Мероприятия

Ответственные

Рисование «Древо», «Семья», «Домашние животные»

Воспитатели группы

Аппликация «Бусы для мамочки», «Мы разные листочки с разных древ!», «Открытка для мамы», поздравительный плакат для папы «С Днем Защитника Отечества», «Лакомство русской семьи - репка», «Бабушкин дом»

Лепка «Оладушки для дедушки и бабушки», «Угощенье для всей семьи»

Театр Би-ба-бо «Волк и козлята», фетровый театр «Колобок» и др.

«Физическое развитие»

Мероприятия

Ответственные

Пальчиковая игра «Моя семья» (развитие мелкой моторики)

Воспитатели группы

Пальчиковая игра «Ладушки»

Воспитатели группы

Физминутка «Кто живет у нас в квартире?»

Подвижные игры: «Курочка и цыплята», «Пес Барбос», малоподвижная игра «Древо»

3 этап. Заключительный (завершающий, результативный)

Мероприятия

Ответственные

Изготовление фигур членов семьи для оформления мини-огорода.

Консультация для родителей «Семья в воспитании ребенка»

Составление генеалогического древа (консультация для родителей по созданию генеалогического древа семьи)

Участие детей и родителей в семейном челлендже  (в сообществе МКДОУ Галкинский детский сад)

Родители воспитанников

Составление с детьми рассказов о членах семьи: «Моя семья»

Рассматривание генеалогического древа

Воспитатели, дети

Чтение пословиц, поговорок, стихов о семье, отгадывание загадок.

Воспитатели дети

Заключение

Проблема. Мы не предполагали, что работа над проектом  вызовет у многих детей большие затруднения (и не только в связи с возрастными особенностями, но и по другим причинам). На основе беседы  выяснили, что не все дети знают имена родителей и близких родственников, мало кто знает родственные связи, не осведомлены  в том вопросе, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

Вывод: в результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье. Познакомились с понятиями  семья, род, родственники, генеалогическое древо.

Так же в ходе проекта в совместной деятельности дети и родители приобрели навыки поиска и сбора информации и изготовления  генеалогического древа. Все это способствовало повышению интереса к истории происхождения своей семьи.  

Таким образом, цель и задачи проекта полностью реализованы.

Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2024. - 64с.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.-2е изд., испр. и доп. - Москва: Центр педагогического образования, 2023. - 208с.
  3. Как организовать проект с дошкольниками / авт.-сост. А.А. Сидорова. - Москва: ТЦ Сфера, 2022. - 128с.
  4. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов / авт.-сост. Т.В. Гулидова. - Волгоград: Учитель. - 135с.
  5. Проектная деятельность в практике обучения детей 3-7 лет / авт.-сост. Е. А. Румянцева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 159с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа на тему: «Генеалогическое древо»

Цель: познакомить  обучающихся с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»«поколение».

Задачи: 

-расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;

-активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов;

-воспитывать уважение к старшим членам семьи.

Предварительная работа: заучивание фамилии,  имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек; рассматривание семейных альбомов с фотографиями.

Организационный момент

Пальчиковая игра «Семья»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Объяснение темы 

- Как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

-Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

-Есть ли у вас братья, сёстры, бабушки и дедушки?

- Кто может быть членом семьи?    

- А кто это - родственники?

- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Основная часть

Физминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Вас могу пересчитать;

Папа, мама, брат, сестрёнка

Кошка Мурка, два котенка

Мой сверчок, щегол и я

Вот и вся моя семья!

Дети садятся на места. На мольберте модель генеалогического древа. Рассказ воспитателя.

- С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». Потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».

Рассматривание генеалогического древа

- Ребята, ваша семья как это древо, и каждый член семьи - листочек. Справа папа, слева мама, в серединке я как раз.

Сколько будет вместе нас? (Трое.)

-Послушайте слово «Семья» - «Семь Я».

-Кто ещё является членами Вашей семьи?

-А теперь давайте поиграем и вспомним всех членов семьи:

Дидактическая игра «Кто старше? Кто младше?»

Папа-дедушка (Дедушка старше, а папа младше)

Мама-бабушка

Дедушка-внук

Бабушка-внучка

Брат-сестрёнка

А теперь, дети, встаньте удобно на ковре.

Малоподвижная игра «Древо»

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело) 

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты) 

Наступает радостный момент, когда бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в растущее дерево.

-А сейчас я предлагаю вам рассказать о своём семейном дереве, которое вы изготовили вместе с родителями.

Рассказы детей о генеалогическом древе семьи

Сверху размещается портрет ребёнка и рядом фото родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас.

До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше.

-А у кого есть прабабушки и прадедушки?

По окончанию рассказов, дети берут свои деревья и садятся на ковёр.                                    

-Посмотрите, какие красивые древа у вас. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.

Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.

Рефлексия

-Дети, что вы нового узнали? Что понравилось?

Беседа на тему: «Моя дружная семья» 

Цель: закреплять представления детей о семье.

Задачи:

- формировать представление детей о трудовых обязанностях членов семьи;

- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

- воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Ход беседы:

В.: Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли,

Вам мы рады, как всегда.

Поздоровайтесь, друзья! (здороваются друг с другом, обращаясь по имени)

В: Рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики.

Словесная игра: «О ком я говорю?»

Кто вам варит кашу, супчик? (мама)

На машине кто везёт? (папа)

Кто игрушки покупает,

И в корзину их кладёт? (мама, папа)

Кто умоет утром рано,

В детский сад вас отведёт?

И конфеты покупает,

Вам в карманчик их кладёт? (мама)

Кто вас ласково целует?

Пироги кто вам печёт? (бабушка)

В доме кто всё чинит, ладит,

Гвозди забивает молотком? (папа)

Кто красивый шарфик свяжет,

Тёплые носочки, варежки, штаны? (бабушка)

С кем вы любите играть с разными игрушками? (брат, сестра)

А всех вместе как можно их назвать? Что это? (семья)

Пальчиковая игра «Семья»

Появляется Курочка

- Ко-ко-ко. Здравствуйте, ребята! (ответ детей)

Я шла мимо, услышала ваши голоса и вспомнила о своих цыплятках. Они такие же звонкие, веселые, вы так на них похожи. Сейчас они дома, вместе с папой Петушком. У нас очень дружная семья: я-мама Курица, папа-Петушок и наши детки-цыплятки.

- А у вас есть семья?

- Расскажите мне про вашу семью.

- С кем вы живете? Как зовут маму, папу? (ответы детей)

- Где мама работает? (на работе)

- А вы маму свою любите? (Да, любим)

– А за что вы маму любите? (Мама заботится о нас: покупает игрушки, готовит вкусный обед, стирает, убирает, читает книжки, шьет, любит нас)

– Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Моя мамочка добрая, заботливая, ласковая, красивая, любимая и т. д.)

– А вы папу своего любите? (Да, любим, конечно)

– А за что вы любите папу? Как он о вас заботится? (Папа катает на машине, учит ездить на велосипеде, играть в футбол, покупает игрушки, заботится о нас, защищает нас)

– Значит, папа у вас какой? (Папа хороший, смелый, умный, добрый, сильный)

– Ребята, а вы бабушку любите? Что умеет делать бабушка, давайте ее похвалим! (Моя бабушка самая добрая, она вяжет, печет пироги, варит вкусные компоты, гуляет со мной, забирает меня из садика, угощает сладостями, любит меня, заботится обо мне.)

– Ребята, а у кого есть дедушка? Он что умеет делать? (Дедушка чинит, мастерит, помогает бабушке, заботится обо всех.)

– Ребята, у многих из вас еще есть братья и сестры, старше или младше вас. Вы их любите? Чем занимается дома ваша сестра? (Моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.)

– А брат что делает? (Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.)

– Ребята, а вас любят в семье? (Да, любят.)

– А как вы догадались, что вас любят? (Меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)

– Ребята, а за что вас любят в семье? (Слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)

– Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

«Семья домашних животных»

Цель: формировать знания у обучающихся о том, что и у домашних животных есть детеныши, а вместе они-семья.

Задачи:

-познакомить детей с понятием «семья животных»;

-развивать артикуляционный аппарат, внимание, память;

-воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Организационный момент

Соберемся дети в круг –

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, а вы друг другу,

Чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

Основная часть

Отгадайте, кто пришел к нам в гости.

Загадка

Позову – и подойдет, на колени ляжет,

Если очень попрошу, сказку мне расскажет.

Мягенькая шерстка, круглые глазищи,

И расходятся от щек длинные усищи.

Трется ласково у ног, если кушать хочет,

Любит лапкой покатать бабушкин клубочек.

Убегают от нее серенькие мышки.

От кого они бегут, знаете, детишки? (Кошка)

«Правильно! Это кошка. У неё сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости семьи домашних животных. Как вы думаете, кто придет к кошечке в гости?»

(Дети рассматривают картину, желающие выходят к ней, показывают и называют животных).

Дыхательная гимнастика

«Итак, все животные поздравляют именинницу. Вспомним, какие звуки произносят животные».

Дети с восклицательной интонацией договаривают звукоподражания: «Собака загавкала – (гав-гав). Корова замычала – (му-му). Лошадь заржала – (иго-го). Коза замекала – (ме-ме). Овца заблеяла – (бе-е-е). А кошечка им в ответ замяукала – (мяу-мяу)».

- «Как всех этих животных можно назвать одним словом?”

- «Почему они так называются?»

- Дети: «Потому что они живут рядом с человеком, приносят ему пользу. А человек за ними ухаживает».

- «Молодцы! Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о домашних животных».

Пальчиковая гимнастика «Буренушка»

А сейчас приготовьте свои ручки, мы немного поиграем с пальчиками.

Дай молока, Бурёнушка,        Показать, как доят корову: вытянув вперед руки со сжатыми кулачками, попеременно опускать и поднимать их

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,        Сделать «мордочку» из пальчиков.

Малые ребятки.        

Дай им сливок ложечку,        Загибать пальчики на обеих руках начиная с больших, на каждое название молочного продукта

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье               Показать, как доят корову

Молоко коровье.        

Но коза возмутилась: «Ме – е - е. Я тоже даю молоко, да еще чудесный теплый пух. Я – самое нужное домашнее животное».

Овца заблеяла: «Бе – е - е. А я даю замечательную теплую шерсть. Я – самое нужное домашнее животное».

Лошадь, дослушав овцу, сказала: «Иго-го. А я вожу хозяина, помогаю ему выполнять всю тяжелую работу. Я – самое нужное домашнее животное».

Воспитатель: «В это время вышел хозяин и сказал: Все вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу. И все животные дружно закивали головами».

Физкультминутка «Кошка»

Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

«А сейчас мы с вами превратимся в кошечек. Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!»

Дети: (выполняют движения в соответствии с текстом).

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

Встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

Воспитатель: «Дети, у домашних животных тоже есть семья, детеныши». Я вам предлагаю их назвать.

Дидактическая игра «Назови детенышей»

У кошки - ……….. (котята)

У собаки - ………..(щенята)

У коровы - ……….(телята)

У козы - ……… …(козлята)

У овцы - …………(ягнята)

У лошади - ………(жеребята)

У свиньи - ……… (поросята)

Молодцы, дети!

Рефлексия

«Дети, что вы сегодня узнали нового?»

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Стихи о семье

***

Большая у меня семья,

Но главный в ней,

Конечно, Я!

***

Бабушка и дедушка,

Мамочка и папочка,

Две сестрёнки старшие

И котёнок-лапочка.

И ещё, конечно, я.

Очень дружная семья!

***

У меня есть семья –

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живём,

Песни громко мы поём.

Никому не разрешу

Обижать семью свою.

***

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо голубое –

Это всё моё, родное,

Это родина моя,

Всех люблю на свете я!

Бабушка и дедушка

Надо бабушку любить,

Надо с дедушкой дружить.

Только вместе всей семьёй

Можно долго нам прожить.

С ними можно поиграть

Или книжку почитать,

И от них, когда захочешь,

Можно новое узнать.

***

На фотографию смотрю

И с гордостью вам говорю:

«Знакомьтесь, вот моя семья.

Здесь папа, мама, кот и я.

Без них прожить никак нельзя,

Моя семья-мои друзья

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пальчиковые игры

«Моя семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

«Оладушки»

Когда мама месит тесто,

Всем так интересно

(одна рука сжата в кулачок, как будто держит кастрюльку, другой делаем движения, словно месим).

Ладушки, ладушки! (дружно хлопаем в ладоши).

Что пекли? Оладушки.

(одной рукой как будто держим сковородку, другой словно льем на нее тесто).

Раз – оладушек для папы.

(как бы раскладываем оладушки по воображаемым тарелкам).

Два – оладушек для мамы.

Три — … . Четыре — … . (называем имена членов семьи).

А Миша-дружок

Получает пирожок! (сцепляем кисти рук)

Очень вкусно!

«Большая стирка»

С мамой мы белье стирали,

В речке вместе полоскали. (Ребенок трет один кулачок о другой. Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья).

Выжали, повесили.

(Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья).

То-то стало весело

(Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.)!

«Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детишкам раздавала.

(Ребенок хлопает в ладоши, ладони при этом следует держать горизонтально, меняя постоянно их положение: сначала сверху правая ладонь, потом – левая. Ребенок держит правую ладонь горизонтально и стучит по ней собранными щепотью пальцами правой руки).

Маше – два,

(Ребенок вытягивает перед собой обе руки. Ребенок показывает указательные пальцы на обеих руках. И т. д.).

И Саше – два, Ванне – два, и Тане – два.

Всем детишкам раздала.

Ладушки, ладушки,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки.

(Дети хлопают в ладоши.)

«Мамины помощники»

Всех помощников опять

Надо быстро сосчитать:

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал,

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки!

«Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Ход игры.

Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы. Затем дети играют с куклой самостоятельно. Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Цель: учить детей принимать на себя роль мамы и папы.

Задачи: учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на кукол).

Воспитатель машет палочкой и говорит: «Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму (папу)». Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать. Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости»

Цель: закреплять знания о культуре поведения в случае, когда приходят гости.

Задачи: воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.

Ход игры.

Воспитатель: Милые дети вы прекрасней всех на свете. Таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть. Можно я буду ваша мама? А кем будете вы? Мы все будем одной большой семьей.

(Звонит телефон)

Воспитатель: Алло! Здравствуй мама. Ты сегодня приедешь к нам в гости. Мы будем тебя с нетерпением ждать. Ребята, у меня для вас радостная новость. Звонила бабушка, она едет к нам в гости. А как мы встречаем гостей?

Воспитатель: Правильно. Убираем дом, накрываем стол, надеваем красивую одежду.

Давайте все вместе наведем порядок в нашем доме. Лера – что ты будешь делать в доме? Я прошу тебя протереть пыль. Богдан, Давид – а вы что можете сделать.

Дети:

(Задействуем всех детей. Глажу одежду. Звучит музыка.)

Воспитатель: Дети, какие вы у меня хорошие помощники. Как

у нас дома стало чисто, свежо и красиво.

Девочки, давайте накроем стол красивой скатертью. Кто мне

поможет расставить салфетницы, чайную посуду.

Что сначала поставим на стол? Что поставим на блюдца? Что

положим с правой стороны?  

(Расставляем на столе конфетницу, фрукты, печенье, молочник, сахарницу)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то стучится в дверь! Я пойду посмотрю. Маленьким детям одним нельзя подходить и открывать дверь нельзя, это может быть опасно.

(Открываю дверь. Заходит бабушка)

Бабушка: Здравствуйте, мои любимые внучата, здравствуй доченька! Вот и доехала я до вас.

Воспитатель: Бабушка, проходи в дом. Присаживайся, отдохни с дальней дороги. И мы вместе с тобой посидим.

(Дети садятся на стульчики)

Бабушка: Внучатки мои, я приехала к вам с гостинцами. (В корзинке лежат груши, яблоки, пирожки, варенье).

Воспитатель: Ариша, положи пирожки на блюдце и поставь на стол.

Воспитатель: Я подогрею чайник. В чайнике вода очень горячая. И нести его надо очень аккуратно, чтобы никого не обжечь. Я налью чай в чашки.

Воспитатель: Бабушка, проходи к столу с внучатами и садитесь пить чай. У нас все готово. Дети, не забудьте вымыть ручки.

(Моют руки, вытирают, и садятся за стол)

Воспитатель: Берите угощение, чашки с чаем. Чай горячий, не спешите, не толкайтесь.

(Сидят за столом и пьют чай)

Бабушка: Дорогие мои, мне у вас очень понравилось. Вы были гостеприимными хозяевами. Я приглашаю вас к себе в гости. Приезжайте. А сейчас мне пора домой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Консультация для родителей

«Как составить генеалогическое  древо?»

https://cdn.culture.ru/images/5a48c2f9-7430-578f-a44f-7eb7b876ee7a

Очень важно, чтобы первую беседу о семье провели с ребенком его родные. Пусть он узнает, кто кому кем доводится, как каждый в семье заботится о других.

Рекомендуемые задания взрослый может выполнить вместе с ребенком:

  • Нарисуй себя, брата (сестру). Напиши свое имя, имя брата (сестры), имена папы и мамы под их изображением. Соедини линиями символы занятий и обязанности с теми членами семьи, которые их выполняют.
  • Ответьте на вопросы
  • Мне она тетя, а моей маме (сестра).
  • Моему папе он папа, а мне (дед).
  • Моему папе она жена, а мне (мама).
  • Папе он родной брат, а мне (дядя).

 Дети с удовольствием слушают рассказы о своих предках. Доставьте ребенку эту радость. Расскажите ему о жизни ваших родителей, рассмотрите вместе с ним семейный архив.

Приведенные ниже задания помогут вашему ребенку с интересом отнестись к своей родословной:

  • Вместе с родителями рассмотри фотографии в семейном альбоме. Расспроси родителей о тех людях, которые запечатлены рядом с ними: кто они? Как их звали? Чем они занимались?
  • Вместе с родителями посчитай, сколько братьев и сестер у каждого из них.
  • У твоих родителей тоже были родители, которые их любили и воспитывали так же, как и тебя, твои родители. Кто они тебе?
  • Родственники – близкие люди. Они поддерживают друг друга и делят все радости и горести. Поэтому если кто-то из родственников поступает плохо, то люди осуждают не только этого человека, но и всех его близких. Нужно стремиться совершать хорошие поступки и заботиться о добром имени своей семьи, своего рода.
  • Попробуйте вместе с ребенком составить генеалогическое древо своей семьи. Начните с ребенка. Впишите его имя в будущее генеалогическое древо.
  • Не откладывайте на завтра то, что можно узнать об истории семьи, особенно если эту информацию хранят люди преклонного возраста. Вместе с представителями старшего поколения заполните все возможные ветви древа вашего рода.
  • Нужно помнить, что родословная отвечает на вопросы «кто?», «где?», «когда?», «в каких родственных отношения состоял?». Родословная, в которую записываются и мужчины, и женщины, называется смешанной восходящей. Родословная, где в восходящих поколениях записываются только прямые предки – называются мужской восходящей.
  • С самого начала работы над родословной в рабочую тетрадь заносить все интересные фрагменты из истории своей семьи, семейные легенды, поучительные истории и просто забавные факты.
  • Ищите информацию в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет и журналов.
  • В родословное древо вносите только точные имена, точную информацию. Приблизительные данные помещайте в рабочей тетради. Запись неточной информации должна сопровождаться знаком вопроса.
  • Если вы обнаружили, что какие-либо документы хранятся вне дома или находятся под угрозой исчезновения, любыми путями поспешите их спасти. Место для хранения должно быть надежным.
  • Относитесь ко всем найденным где-либо документам так, будто они касаются вашего рода.
  • Берегите все старые бумаги, которые у вас есть. Время само определит их ценность.
  • Никогда не беритесь сами реставрировать найденный документ. Это должен делать только специалист.

 Если вы всерьез увлечетесь генеалогией, то для продолжения исследований вам потребуются архивные изыскания.

Источники информации, для построения генеалогического древа.

1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.

2.Источники документальной информации

3.Выбор генеалогического древа детьми и родителями.

Консультация для родителей

«Семья в воспитании ребенка»

https://klike.net/uploads/posts/2023-01/1674025467_3-26.jpg

Воспитание ребенка начинается с его рождения. Каким он вырастет, в значительной степени зависит от его родителей.

Для  маленького ребёнка семья – это целый мир, в  котором он живет. Он действует,  делает  открытия, учится  любить, ненавидеть,  радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые  могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное   влияние. Вследствие этого ребёнок растёт  либо доброжелательным,  общительным,  - либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Любовь  создает чувство  защищенности, душевного   комфорта.  При этом ребёнок  активнее  постигает мир, легко  овладевает  знаниями. У  него  свободнее  раскрывается  дарования,  он увереннее  определяет свою  дорогу  в  жизни, выбирает  друзей.  

Истинная  родительская  любовь  учит  ребёнка:  культуре  чувств, пониманию  добра, формирует чувство  долга, отзывчивости, помогает   понять  главный  моральный  принцип: человек  человеку  друг и брат.

Поэтому членам семьи стоит задумываться не  только о  выборе стратегии  воспитания, но и о том, чтобы этой стратегии придерживались  все  взрослые,  ведь  одновременное  воздействие разных  воспитательных  стратегий ухудшает  итоговый  результат.  

Не  менее  важно и то, что видит ребенок  внутри  семьи. Независимо  от того, насколько  правильные  слова  используются  в  процессе воспитания, ребёнок в  первую очередь будет копировать действия и модели  поведения  родителей  или  других значимых  взрослых.

Роль  семьи в воспитании   детей  заключается  также  в  формировании  ощущения   безопасности  со  стороны  окружающего мира.  В неблагоприятных  условиях, наоборот,  формируется  чувство недоверия к  людям. В будущем  оно  может привести  к возникновению  сложностей в  общении, взаимодействии, отношениях. Мир  будет  восприниматься, как  враждебный объект.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.  

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Семейное  воспитание  играет  очень  большую  роль  в  формировании  личности  ребёнка  и  его  всестороннем  развитии. Семья, без  сомненья, главенствует  в  вопросах  воспитания  подрастающего  поколения.

Успешное воспитание ребёнка может происходить только в гармоничном взаимодействии материнского и отцовского начал, ибо истинное родительство выражается в соуправлении отца и матери процессом воспитания созидательной самостоятельности своего ребенка.

В нашем ДОУ созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка.

Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают множество педагогических работников (воспитатели, музыкальный руководитель,  педагог-психолог, логопед), совместная работа которых обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными  участниками  воспитательно-образовательного процесса.

Для того, чтобы правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, в  нашем  ДОУ проводятся  опросы, анкетирование, личные  беседы, консультации и т.д.

Использование разнообразных форм работы способствует положительным результатам:  родители проявляют  интерес  к  жизни группы, становятся активными участниками мероприятий, полученные знания применяют в своей семье.

               Роль  семьи  в  воспитании  детей  огромно!  В семье ребёнок находится     большую часть своей жизни, что человеку семья привьёт в детские годы, останется с ним на всю последующую жизнь. То есть основы личности человека закладываются именно в семье. Именно поэтому в раннем возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность.

Детский  сад и семья  при качественном сотрудничестве друг с другом  помогают раскрывать способности и возможности детей.


[1] Резник, Илья Рахмиэлевич — Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Резник,_Илья_Рахмиэлевич

[2] Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ.РУ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/

[3] Familio — сохранить память о людях и делиться исследованиями  https://familio.org/?utm_source=ydmaster_010623&yclid=13628777907233226751


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Генеалогическое древо моей семьи"

Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям....

Социальный проект "Генеалогическое древо моей семьи"

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья –...

Проект «Генеалогическое древо моей семьи»

1.Актуальность проектаСодержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителя...

Проект: «Генеалогическое древо моей семьи»

Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителя...

Педагогический проект "Генеалогическое древо моей семьи"

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к возрождению семьи как социального института, где ребенок проходит этапы первичной с...

Краткосрочный проект: «Генеалогическое древо моей семьи»

В проекте участвовали родители и дети подготовительной группы....