Презентация для родителей (законных преставителей) "В семье растет ребенок-инвалид"
материал

Познавательный материал для ознакомления с особенностями воспитания детей , имеющих статус ребенок-инвалид

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_seme_rastet_rebenok-invalid.pptx384.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В СЕМЬЕ РАСТЕТ РЕБЕНОК-ИНВАЛИД м униципальное авто номное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 346» Подготовила учитель-дефектолог: 1-й кв.категории Сигитова М. П. Новосибирск, 2024 г.

Слайд 2

В проблеме «ребенок-инвалид» существует два плана : семья ребенка-инвалида, как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Слайд 3

Психологические особенности личности детей-инвалидов С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Слайд 4

Рано или поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития «особых» детей присоединяется дефект воспитания. В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее . Рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для семьи, и реакция на это известие может быть различной: от депрессии, до тенденций к отказу от ребенка. Для матери уже в роддоме весть о рождении больного ребенка является большим стрессом. Уже именно там ей необходима "скорая" помощь, задачей которой является психотерапевтическая и просветительская работа с матерью, членами семьи (особенно с отцом) и первые советы-рекомендации - к кому обратиться.

Слайд 5

Стадии приспособления семьи к появлению ребенка инвалида: стадия шока, агрессии, отказа от осознания факта. Родители ищут виновного в трагедии, обвиняя друг друга или врачей, иногда агрессию направляют на новорожденного, в семье растет эмоциональное напряжение; стадия скорби за здоровым ребенком, которого нет. Родители начинают осознавать свою ответственность, однако чувствуют себя беспомощными в вопросах ухода, воспитания ребенка, обращаются к специалистам; стадия адаптации: родители «приняли» ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье есть ребенок-инвалид. У взрослых уменьшается чувство сострадания, скорби, усиливается интерес к окружающему миру, событий. Безусловно, для большинства семей адаптация является условным, ведь они продолжают жить в условиях стресса, взросления ребенка приносит новые проблемы и т.д.

Слайд 6

Большим стрессом для здоровых детей является появление в семье ребенка с недостатками. У старших сестер и младших братьев существует повышенный риск психосоциальных расстройств (у старших сестер - необходимость ухода за ребенком, у младших братьев - отсутствие внимания со стороны родителей). Последствия такого стресса проявляются в более позднем детском и подростковом возрасте . Включенность отца в воспитание ребенка-инвалида , значительно влияет на его психологическое самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях .

Слайд 7

Педагогические особенности детей-инвалидов Воспитание и обучение входят в состав педагогической деятельности. Направленное обучение ребенка с целью дать ему трудовые навыки и общие представления о жизни, которые должны помочь найти в ней свое место, и называется воспитанием. Частые ошибки, допускаемые родителями в воспитании и обучении ребенка-инвалида : Долго находятся в состоянии психологического шока, связанного с рождением ребенка с отклонениями в развитии; Не могут внутренне согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечим; Пройдя за первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации; Не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта); Упускают наиболее драгоценное для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Таким образом, семья является самой инстанцией, в которой ребенок получает обратную связь от других людей по отношению к собственной личности и учится воспринимать себя глазами окружающих

Слайд 8

В зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания, семьи, имеющие детей с особыми потребностями, дифференцируются на четыре группы: стиль воспитания - гиперопека , что со временем может измениться гиперпротекции (фобия утраты ребенка ); холодные" отношения с ребенком, гипопротекция , снижение эмоциональных контактов . стиль сотрудничества, конструктивные и ответственные отношения с ребенком , родители осознали проблему, верят в успех, знают все сильные стороны личности ребенка, развивают его самостоятельность. репрессивный стиль семейного общения ; авторитарная родительская позиция; пессимизм, ограничения прав ребенка; постоянные требования соблюдения определенных правил, а при отказе - возможны и физические наказания.

Слайд 9

Есть несколько простых способов особенно полезных при занятиях по овладению первичными навыками с детьми, отстающими в развитии Общие рекомендации по оказанию ребенку помощи в развитии : 1.Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается 2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того , как заговорит . 3.Помогая ребенку осваивать новый навык , мягко и осторожно направляйте его движения своими руками. 4.Используйте зеркало , чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками. 5 .Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру. 6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться , стараясь достать то, что он хочет. 7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру. 8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления , игрушки и т. д. 9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя . Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. 10 .Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — «золотое правило реабилитации».

Слайд 10

В России фактически по сегодняшний день существует три различных варианта образования детей-инвалидов : 1.Специальные интернаты, дома-интернаты, специальные школы, отрывающие детей от семьи и от общения со здоровыми сверстниками; 2.Общеобразовательные школы, в которых дети с ограниченными возможностями испытывают физические и психологические трудности, приводящие к отставанию в учебе и к психотравмам ; 3.Обучение на дому, слабо развитое и некачественное из-за некомпетентности педагогов и нерегулярного посещения ими детей-инвалидов.

Слайд 11

Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье возможно только в том случае, если родителям, особенно матери, удается сохранить душевное равновесие в условиях повышенной стрессогенности . Только такая семья становится активным помощником своему ребенку, формируя перспективное реабилитационное пространство.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (законных представителей) «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отноше...

Семья с ребенком инвалидом

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями...

Памятка для родителей по перечню документов для приема ребенка - инвалида в детский сад

Памятка для родителей по перечню документов для приема ребенка - инвалида  в детский сад...

Консультация для родителей младшей группы " В семье растет одарённый ребёнок"

Консультация для родителей детей младшей группы «В семье растёт одарённый ребёнок»с элементами здоровьесберегающих технологий Цель:-  повышение педагогической...