Мастер-класс для педагогов " Народные игры".
консультация
в данном мастер-классе даются советы как приобщить дошкольников к народной культуре через народные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов
« НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
МАДОУ № 316 Г. КРАСНОЯРСКА
КОЗЛОВСКАЯ И. А.
Веселые подвижные игры- это наше детство. Кто не помнит неизменных жмурок, пряток, догонялок? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? На эти вопросы нельзя найти точного ответа. Русские народные игры имеют многовековую иторию.
Они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение,вбирая в себя лучшие национальные традиции. В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществ еи, как подчёркивают многие учёные( В. М. Межцев, М. С. Коган, В. Поперный), повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны , народа, нации, к корням культуры, к древним преданиям, повериям. Задача современного человека- сохранить , использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями, В истории всё бывает один раз, поэтому задача современников использовать накопленный предыдущими поколениями опыт. Для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека,
Русская культура очень богата играми: самовыражения Скоморохов, Гусляров, Петушиные бои, Лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, подвижные забавы и есть форма поведения человека, Поэтому народные игры в детском саду являются не отъемлимой частью физического и эстетического воспитания детей. У них формируется заинтересованное . Уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся положительная основа для развития патриотических чувств.
Народными мы называем как собственно игры. Так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элемент театрального. Циркового, танцевального , музыкального и поэтического искусства. Народная игра- отражение образа жизни , традиций , обычаев. Это часть народной педагогики. Которая обеспечивает всестороннее развитие и приобщение ребёнка к культуре своего народа. Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения, формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Характер игр зависел от географической среды обитания: у кочевников- забавы с элементами верховой езды, у племён, живших у водоёмов- с плаванием , греблей.
Народные игры развивают ловкость, силу, моторику, тренируют координацию движений, реакцию, воспитывают навыки общения. Игры вызывают активность мысли, расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире. Кроме того — совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Ушинский считал народные игры материалом наиболее благоприятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть все необходимые средства для формирования человека- гражданина своей страны. Какие же цели мы ставим , знакомя дошкольников с народными играми?
Цель: приобщение дошкольников к народной культуре через народные игры.
Задачи:
-развивать интерес детей к устному народному творчеству,
-знакомить с народными праздниками, воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции,
-способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей,
-воспитывать нравственные качества: честность , дружелюбие. Взаимовыручку,
-совершенствовать двигательные навыки. Умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игры.
Дошкольники с радостью играют в народные игры. На музыкальных занятиях разучиваются народные игры с пением. Они увлекают и оказывают успокаивающее действие даже на большинство гиперактивных детей. Помогают раскрыться « зажатым» и неуверенным в себе детям. С помощью народных мелодий можно снять негатив, страхи боязнь, раскрыть чувства,эмоции. Мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически. Доставляет радость, развивает патриотические чувства. Создание благоприятной творческой атмосферы : народная музыка. Костюмы, атрибуты, шапочки зверей- всё это в игре настраивает на создание изображаемого образа. Русские народные игры с пением могут использоваться не только на музыкальных занятиях. Но и органично входить в жизнь группы. Внося народную игру в повседневную деятельность детей . Воспитатель обогащает и насыщает жизнь ребёнка новыми красками. Исполнение игр на занятиях, физкульт-минутках, в процессе самостоятельной деятельности, на прогулке обогащает деятельность детей. Игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях. Например, чтобы закрепить представления о б оттенках и цветах, с детьми можно поиграть в игру «Краски»( монах приходит за красками).
В играх могут встретиться непонятные слова. Воспитатель разъясняет текст, детям становится понятно происходящее действие. Текст заучивает не зубрёжкой, а так, чтобы детям представлялось всё последовательно, в картинках , как бы движущимся на экране. Такого рода заучивание заставляет переживать песню, а не автоматически повторять слова. Ещё лучше, если воспитатель сумеет внушить симпатию к тем существам, о которых поют или кого изображают. Рекомендовано давать словесные установки, изобразительного характера: « Вот идёт неуклюжий медведь», « Бежит хитрая плутовка», « Рыскает злой, голодный волк». Для того, чтобы ребёнок пытался раскрыть изобразительный характер персонажа.
При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы.
-Возраст играющих. для малышей следует брать простые игры, усложняя их засчёт введения новых элементов и более сложных правил.
-Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале. Группе, на воздухе. Если в помещении, его необходимо тщательно убрать и проветрить.
-Количество участников игры. Не обязательно проводить игру сразу со всей группой. Можно разделить на мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей.
-наличие инвентаря для игр. Он должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве. При объяснении правил игры педагог должен встать так , чтобы он видел всех и все видели его. Лучше встать в круг. Объяснение- краткое , понятное, сопровождается показом отдельных элементов или всего действа. Оно повторяется всеми или несколькими детьми. Чтобы дети самостоятельно играли, их надо научить, показать 2-3 варианта игры. А затем они уже сами выберут вариант игры. Воспитатель в ходе игры следит за точностью движений, которые соответствуют правилам. За дозировкой физической нагрузки. Даёт краткие указания , поддерживает положительное настроение и взаимоотношения играющих . Его задача научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Песня, слово и движение органически связаны в народных играх. Игре предшествует игровой зачин- считалка. Она как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, подобна присказке.
Внимание у дошкольников развито слабо. Народные игры позволяются справиться с этой проблемой т. к. в них присутствует стихотворный текст., который направляет внимание детей , напоминает правила.
Народные игры подразделяются:
-Игры, отражающие отношения человека и природы.
Во многих из них лесные хищники: медведь, лиса, волк- главные лица .Для игр изготавливают шапочки, маски зверей ( Гуси- лебеди, Пчёлы, У медведя во бору, Волк и утки, Иван косарь и звери).
Игры по религиозно-культовым мотивам:
Домовые, русалки, Баба-Яга, Водяной , Люлька, Пахари и жнецы, Дедушка-рожок.
Игры, отражающие повседневные занятия наших предков:
охота, рыбалка, промыслы, бытовые сцены. Диалоги, приговорки в играх могли быть длинными и забавными. Менять по ходу фразы не запрещалось. ( Бояре, Невод, Удочка,Птицелов, Охотники и утки).
Игры на находчивость и быстроту, координацию.:
Составляющие этих игр- бег, прыжки, азарт соревнования соперничества. Сильных , ловких уважали во все времена.( 12 палочек, Салки, Золотые ворота, Жмурки, 7 камушков, Горелки).
Военные игры:
Игра в войну представляет собой состязание 2 команд. На Руси военные игры были любимым развлечением мальчиков.( Кулачный бой, лапта, Снежки, Палочный бой, Казаки- разбойники, Всадники и кони).
Темы народных игр можно сгруппировать в 5 календарных блоков:
Конец лета, С Покрова до Рождества, Святки и Масленица, Великий пост, Пасха и Троица.
Народный этикет в детских играх представлен формулами приветствия и прощания. Нормами взаимодействия между старшими и младшими, девушками и юношами, нормами поведения в семье и обществе.
Играть в народные игры с детьми необходимо не только в детском саду, но и дома. Эти игры просты и доступны, не требуют специально отведённого времени. Родители могут играть с ребёнком по дороге в детскй сад, во время прогулки, путешествия в поезде, поездки в машине. ( Узнай на ощюпь, Король в плену, Чепуха, Молчанка)
Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение- доставят детям удовольствие, радость, а не будут учебными занятиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
Конспект мастер-класса на тему: "Русские народные игры "Распотешься, разыграйся русская душа""
Всем известно что ФГОС ДО ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа. Фольклор несёт в себе ...
Мастер – класс для воспитателей "Русские народные игры, их значение в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников"
В ходе данного мероприятия педагоги повышают знания о значении русских народных игр в жизни дошкольников....
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»....
Мастер-класс для родителей "Русские народные игры и их классификация"
Мастер-класс для родителей "Русские народные игры и их классификация"...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...