Консультация для воспитателей " Познавательное развитие речи"
консультация (старшая группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_poznovatelno_rechervoe_razvitie.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
«Развитие познавательно-речевой деятельности дошкольников»
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает:
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода;
-Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
-Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;
-Опытническая деятельность;
-Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;
-Совместные игры - фантазирования;
-Совместная деятельность в уголке книги ( беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Основные задачи познавательно - речевой деятельности:
-Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
-Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
-Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
-Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно - речевой деятельности.
-Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:
-Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
-Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско - поисковая деятельность.
-Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:
Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми, мы должны помнить, что дети, проводящие большую часть времени в детском саду, общаясь с нами, учатся у нас многому, в том числе и культуре речи, воспринимают нашу речь, как образец. Поэтому мы стараемся говорить, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.
Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и представлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака - это вата, потому что они белые, звезды - это лампочки, потому что они светятся. Ведь, наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная наша задача, чтобы ребенок получил четкие, в соответствии с возвратом, представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, из которых они сделаны, где, кем, для чего используются.
Развитие любознательности.
Мы должны поддерживать любознательность ребенка, организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
Сенсорное воспитание.
Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
Игра.
Одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Виды игр, действующие на познавательно - речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать ее, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие - это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникает.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка .Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьей и детским садом.
В нашей группе созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, что обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей ответственными участниками образовательного процесса.
К примеру «Информационный стенд» -дает родителям полную информацию об интересных событиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада Содержит объявления о собраниях ,праздниках др.мероприятиях, просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада.
«Стенд творчества» - оформляется творческими работами детей, воспитателей, родителей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями, материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей.
Оформление «Домашней игротеки» для родителей.
Цель: убедить родителей, что расширение кругозора и развитие речи ребенка не требуют каких-то специально организованных занятий, предусматривающих особую подготовку ,материальные вложения, специально отведенное время.
Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Родителям предлагаем не упускать малейшего повода, что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения; сопереживать услышанное).
Вот что мы предлагаем родителям:
Развиваем познавательно - речевую сферу на кухне.
Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам «Семья», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Здесь можно рассказать сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо готовите, какие действия при этом совершаете.
Назвать свойства ( цвет, форму, размер, вкус) продуктов( горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый т.д.),задать ребенку соответствующие вопросы («Попробуй какой получился салат?», «Что мы еще можем положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Обязательно называть свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывать ребенку, что и как делаете. Ребенок должен повторять слова. Поручить ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.
Если ребенок еще мал и неловок, пусть занимается рядом своей игрушечной посудой и продуктами, копирует слова и действия: готовит еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает о том, что он делает.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как « Четвертый лишний», «Чего не стало?» , «Что поменялось местами?», «Что изменилось», «Победи пару», «Кому что подходит», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
-Отличное занятие для тренировки мелкой моторики - вместе лепить фигурки из теста. Рецепт теста легкий: вода, мука, соль, немного растительного масла. Тесто должно быть соленым, в таком случае малыш не пожелает его пробовать. Полученные фигурки можно раскрашивать, украшать пуговицами, крупой, макаронами и т.п.
-Нанизываем.
Подготовить разные макароны с дырочкой внутри. Это могут быть трубочки, колечки и даже цветочки. Предложить малышу сделать бусы, нанизав макароны на плотную нитку. Для удобства на конец нитки можно привязать спичку или небольшую палочку, чтобы удобнее было вставлять ее в макароны, или используйте обыкновенный шнурок для ботинок.
Можно кормить червячка: червячок - это шнурок, а макароны еда. Нанизываем, и червячок становиться толстым и сытым.
-Украшать вместе с карапузом стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей.
Развитее познавательно-речевой сферы в ванной.
Купания в ванной - это отличный и интересный способ завершения дня.
Все, что нужно делать - предложить интересные задания и эксперименты, а так же время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросить его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?».
В играх с водой малыш освоит, что значит «полный» и «пустой», «объем», «глубина», «плотность материала» и т.п.
Для игр с водой пригодятся губки разных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть ( игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камушки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
Все игры с ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положить пластиковый контейнер на воду. Положить в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружать вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объяснить ребенку, почему он пошел ко дну.
Игры с губками: показать ребенку, как можно набирать в губку воду и выжимать ее в баночку со шкалой миллилитров. На баночке выделить маркером какое-нибудь одно деление, например, мл. попросить ребенка наполнить баночку до уровня этой отметки. Затем перелить это количество в стакан. Обсудить с малышом, что, оказывается, он налил в баночку ровно полстакана воды. Отметить фломастером на стакане уровень воды. Теперь спросить малыша: «Как ты думаешь, если я наклоню стакан, так, будто я собираюсь вылить из него воду, как будет выглядеть вода в нем?». Попросить его нарисовать линию, где предположительно будет вода. Затем наклонить стакан и наблюдать вместе с ребенком, где на самом деле оказалась вода. Попросить его отметить линию там, где он ее увидел, затем догадаться, как будет выглядеть вода, когда стакан будет вновь прямо поставлен на стол. Ни в коем случае не объяснять малышу происходящего, если он думает, что вода будет выглядеть как прежде.
Кажется, что это - очень простое упражнение и, что ребенок будет отвечать правильно, ведь он смотрел на стакан с жидкостью много раз. Но одно дело смотреть, а другое видеть Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
Еще одну интересную игру можно провести с двумя контейнерами разной формы. Один должен быть широким и с низкими стенками, второй, наоборот, узким и с высокими стенками. Дайте малышу ту же мерную баночку, налейте в нее покрашенную воду до выделенной отметки. Попросите малыша вылить воду из баночки сначала в один контейнер, а затем в другой. Спросите его: « Как ты думаешь, в высоком контейнере больше или меньше воды, чем было в низком? Почему ее там стало больше, ты туда налил больше?» не объясняйте ребенку, что количество осталось прежним, каким и было в мерной баночке. Ребенок должен экспериментировать и приходить к правильному ответу самостоятельно! Попробуйте эту же игру через несколько месяцев и оцените результаты.
Игра с мыльной пеной.
Рисовать можно на ванной, на стенах не только забавные рожицы, но и закреплять с ребенком недавно пройденный материал: буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. Еще можно поиграть в мыльный баскетбол. Возьмите мыльные «мячики» в ладошку в мишень ( миску, ковш).
Игры из мочалок.
Возьмите небольшие мочалки или махровые салфетки разных цветов, вырежьте их в форме рыбок, цветочков, мячиков. Предложить малышу во время купания помыть ноги красной рыбкой, а нос зеленым мячиком, ушко красной рыбкой. Таким образом, малыш будет учить названия частей тела и цвета.
Купаем игрушки.
Дети очень любят купаться со своими игрушками. Для этого подойдут резиновые или те игрушки, которые без дырочек, чтобы внутрь не попадала вода. Пусть ребенок их тоже намылит, помоет.
Можно сажать их на мочалке - кораблики и плыть к «неизведанным берегам».
Попади в мишень.
После того, как ребенок порисует пеной, предложите ему смыть рисунки водяным пистолетом или пластмассовой бутылочкой. Пусть он целится в мыльную мишень, чтобы поразить ее. Можно еще предложите малышу расставить легкие пластмассовые игрушки - кубики, маленьких зверюшек или бумажные чашечки на краю ванны у стены. Смысл стрельбы заключается в том, чтобы, уронив первый предмет, передвинут остальные от одного угла ванны к другому или просто сбросить их в воду.
Тонет или плывет.
Предложить малышу выкупать в ванне несколько игрушек и разделить их на плавающие и тонущие. Если малышу понравилось играть с плавающими игрушками, позвольте ему выбрать несколько предметов на кухне, которые можно взять в ванну и там их «рассортировать». Посоветуйте ему отгадать, какие из них будут плавать, а какие нет; потом это, конечно, необходимо проверить.
Пускаем кораблики.
Сделать вместе с малышом кораблик из бумаги. Пустить их плавать по воде. Подуйте на него. Можно посоревноваться с малышом, чей кораблик быстрее доплывет до другого берега.
Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.
Прогулки на улице, безусловно, полезны для ребенка. Попрыгать на свежем воздухе значительно интереснее, чем сидеть дома в четырех стенах. К тому же, гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг, напрямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит малыша характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно.
Необходимо разговаривать с ребенком больше, где бы ни гуляли. Называть все, что видите вокруг. Обращать внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался, на кого/что посмотрел. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните почему все так происходит .Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он « выдаст» все, что услышал однажды.
В это время ребенку можно прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», « Осень», « Зима», « Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.
Предложения родителям. О чем рассказывать?:
Вот вы вышли из подъезда. Первое, что вы заметили, это погода.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, града и т.д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», « Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», « Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Вчера прошел дождь, гляньте какие лужи вокруг. Опишите их, какие они: большие или маленькие, глубокие, мокрые, грязные, круглые. В лужах купаются птицы: большие, серые, белые голуби с розовыми лапками и синеватыми шеями, или маленькие, коричневые, шустрые воробьи. Рядом на кустике сидят яркие, маленькие, желтобрюхие синички. Чем больше эпитетов вы используете в описании того или иного существа или предмета, тем лучше. Именно лексика с эмоциональным окрасом (синонимы, антонимы, эпитеты) и слова с различным суффиксами и приставками развивают эмоциональную сторону ребенка.
На площадке.
Детская площадка - отличное место и для развлечений, и для знаний. Столько всего интересного можно узнать. Вот малыш поднял палочку, какая она? Длинная или короткая, тоненькая, с веточками или без, с листочками, шершавая или гладкая. А сколько турников и качелей вокруг. Они все разной геометрической формы, различных цветов и по-разному работают. Идите ковыряться в песочнице, обратите внимание, какой песок: влажный или сухой, желтый или белый, чистый или с камешками, рассыпается или слепливается. В песке можно найти и ракушки, и камешки, и травку. Рассмотрите вместе найденный «клад», охарактеризуйте его, обратите внимание на детали. Таким образом, развивается внимание и концентрация на чем-то конкретном. Подвижные игры с предметами ( с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарем) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребенка, а именно объема, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
Сюжетно - ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдем клад», «Магазин», « Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Участие в сезонных играх и забавах сформирует представления об особенностях данного времени года, поможет развить дилогическую речь.
Возле дороги.
Вот вы у дороги, сколько здесь всего интересного, движущегося, но опасного. Обязательно напомните ребенку, что дорога - не место для игр, и переходить ее нужно только в сопровождении взрослых. Посмотрите, какие машины вокруг: большие и маленькие, разных цветов, шумные и тихие, мотоциклы, велосипеды и спецтехника. Почему то именно она особо привлекает малышей. Может, потому что отличается от другого транспорта, издает много шума. Расскажите о видах транспорта, чем они отличаются, из каких частей устроены, что или кого перевозят. Легковые машины тоже очень разные по форме, цвету, маркам. Их можно сравнивать, считать, рассматривать. Это очень увлекательно.
Животные.
Вы не задумывались, почему кроха называет животных «мяу» или «гав»? Потому что он запоминает звуки, которые она издают. Расширьте представление ребенка о той же собачке или котике, опишите какая она: гладко- или короткошерстная, большая или маленькая, какого окраса, какой породы, где живет, кто хозяин.
Маленькие дети очень любят наблюдать за птицами. Чтобы их рассмотреть поближе возьмите с собой кусочек хлеба или зерна. Дети обожают кормить птиц. Так их можно лучше рассмотреть, понаблюдать за их повадками, и в конце концов попробовать догнать.
Положительные эмоции и яркие впечатления - один из лучших стимулов побуждение малыша к речи. Ему так хочется поделится с вами об увиденном, и в этом ему помогут слова. Ничего страшного, если поначалу эти слова будут невнятными и понятными только ему. Вскоре он запомнит, как их произносит мама или пап и постарается сказать так же. Постепенно ваш монолог перерастает в диалог, и вы еще удивитесь, какие меткие высказывания « толкает» ваше чадо.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ СФЕРЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
ИГРЫ В ВАННОЙ КОМНАТЕ.
Цель - экспериментирование с предметами, которые плавают или тонут в воде: мочалки, губки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики.
-игры с переливанием, закрепляя свойства воды: прозрачная, льется, растекается, нет запаха, формы.
-пальчиковая гимнастика в воде.
-водный оркестр ”Звуки воды”.
ИГРЫ В МАГАЗИНЕ.
Цель - учить понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи (почему хлеб продается в упаковке?)
-высказывать предположение, искать аргументы: почему конфеты дорогие?
-соотносить свойства продуктов: что лучше положить вниз - яйца или макароны?
-закрепить навыки порядкового, количественного счета: сколько сделали покупок? что купили первым?
-тренировать память, сравнивать, различать запахи, узнавать свойства и качества.
ИГРЫ В ГОСТИННОЙ.
Цель - учить высказывать оценочные суждения” Я считаю, что...’”
-развивать умение заботиться о нуждах других людей: как можно помочь маме? Чем порадуем бабушку?
-понять основы гостеприимства и придерживаться их: что нужно приготовить для гостей? Чем будем угощать?
ИГРЫ НА КУХНЕ.
Цель - учить понимать действия предстоящих изменений - яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются.
-учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объеме? Зачем большая кастрюля?
-развивать мелкую моторику, силу кистей рук.
-элементарно планировать свою деятельность: что делать с грязными тарелками? С чего начинать мыть посуду?
-осознавать рациональность действий: что лежит в пакете, не заглядывая?
-усвоить названия предметов посуды: чайная, столовая.
-понимать указания, действовать в соответствии с ними: перебери фасоль, положи справа на полку.
-словесные игры на кухне.
ВОЛШЕБНАЯ РАСЧЕСКА.
-экспериментирование с расческой, мелкими кусочками бумаги и воздушными шарами. Наблюдение за явлением электризации.
-извлечение звука из зубчиков расчески.
-рисование извилистых дорожек по зубьям расчески.
ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД.
-знакомство с геометрическими формами, цветом - назови все круглые(или красные) предметы, которые встретятся по дороге.
-упражнять в количественном счете - считать шаги, ступеньки, этажи в домах.
-двигательные навыки - пройти как лисичка, попрыгать как зайка, прошагать как медведь, пробежать как олень.
-обучение грамоте - найди букву среди вывесок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...
Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»
развитие речи...
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук"...
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО»
laquo;Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС ДО» Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со...
Консультация для воспитателей «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь».
Консультация для воспитателей об особенностях развития речи в разных возрастных группах....
Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в сфере ФГОС ДО»
Нововведения в системе дошкольного образования...