Консультация для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в сфере ФГОС ДО»
консультация

Нововведения в системе дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_fgos_do.docx76.38 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118284/pub_5bab6c0d707c9e00aaf8efad_5bab7753d898fb00b2d3bf3a/scale_1200                                                                                              https://sanitardez.ru/img/783ff3741f3822b409ff2d1b4e50c96b.png

Московская область

Одинцовский городской округ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад № 31

Консультация для воспитателей:

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в сфере ФГОС ДО»

                                                                                                Составила:

                                                                                              Самборская С.А.

                                                                                                 воспитатель

п. Барвиха,

2020г.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

- о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Всем нам хорошо известна Пирамида познания. Это-восприятие, память, мышление и воображение.

В Государственном образовательном стандарте обозначены целевые ориентиры, к которым мы с Вами должны подвести наших воспитанников.

• Любознательность.

• Уверенность в своих силах.

• Положительное отношение к себе и другим.

• Инициативность и самостоятельность.

• Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

• Способность ребенка к фантазии, творчеству, воображению.

• Способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

В каждый возрастной период дошкольного детства решаются свои образовательные задачи.

• В младшем возрасте педагоги поддерживают детское любопытство, развивают интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

• В среднем - развивают целенаправленное восприятие, и поощряют самостоятельное обследование окружающих предметов.

• В старшем возрасте развивается интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» довольно таки объемное.

• Развитие сенсорной культуры

• Ребенок открывает мир природы

• Первые шаги в математике.

• Исследования и эксперименты

• Формирование первичных представлений о себе и других людях

• Формирование с пяти лет первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мира

Вместе с тем при организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей.

Для реализации программы по познавательному развитию используются различные способы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в разных возрастных группах.

• В младшем возрасте это деятельность под руководством взрослого, пример поведения.

• В среднем – сотрудничество со взрослыми в практических делах и активное стремление к познавательному, интеллектуальному общению.

• В старшем же возрасте проявляется самостоятельная и разнообразная деятельность по интересам, поддерживается проявление индивидуальности и ощущения взросления в детях.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, как эволюционный процесс, происходит  несколько стадий.

К стадиям познавательного развития относится: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1. К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. Данная характеристика свойственна детям раннего возраста.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста можно определить как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально воспринятого. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Из чего сделаны облака?», «Почему деревья качаются?», «Как достать до неба?». Для развития 16 детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а также паузы для раздумывания); постоянное притяжение к этому объекту.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

 – использование проектирования.

1. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В качестве примеров можно провести следующие эксперименты: «Есть ли у воды вкус?»; «Испаряется ли вода?»; «Куда делись чернила?».

2. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности. Примерами познавательных задач могут быть следующие: «Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? и т.д.; «Живая природа: могут ли  растения расти без света (влаги, тепла)? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему осенью у зайца меняется цвет шерсти? Зачем черепахе панцирь? Почему изменяется жизнь зверей зимой? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость.

3. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В практике работы детского сада проектную деятельность целесообразно организовывать с привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда возможно проработать в ДОО. В качестве примеров проектной деятельности с целью познавательного развития можно использовать следующие мероприятия: индивидуальные и групповые проекты «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Домашние питомцы», «Времена года», «Достопримечательности родного города».

Для развития познавательной активности детей, педагоги нашего ДОУ используют различные формы работы.

Традиционные:

  • ООД
  • Это досуги и развлечения
  • Дидактические игры
  • Викторины
  • Конструирование
  • Подвижные игры
  • Экскурсии

Особенно хотелось бы отметить о необходимости переноса «Центра тяжести» с ООД на другие формы организации образовательной деятельности.

Помимо традиционных в ДОУ используются и интерактивные формы работы:

1.«Школа исследователей»

2.Проектная деятельность

3.Коллекционирование

Почему коллекционирование?

Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску,           во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.

Коллекции можно использовать в различных видах деятельности:

- познавательной

- трудовой

- художественной деятельности.

Использование информационно- коммуникативных технологий

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

И, конечно же, это портфолио дошкольника

4. Режиссерские игры

5. Интегративная деятельность

Дети старшего возраста самостоятельно изготавливают игровое оборудование, затем используют его в подвижных играх

6. Коллективное дело

7. Не маловажной формой во все времена была и остается совместная деятельность педагогов и родителей.

Задача педагога – сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.

       Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного  возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Учитывая вышеизложенное, возникает вопрос – а что же дает введение стандарта педагогу? Нововведения в системе дошкольного образования предоставляет

• Возможность педагогам проявить творчество

• Личностное развитие и самосовершенствование

• Рост самооценки

• Удовлетворение результатами

• Интерес к работе

И как результат - Педагог должен стать мастером своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей "Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера".

Знакомство педагогов с эффективными методами и развивающими технологиями в работе с детьми по познавательному развитию (реализация задач ОО "Познавательное развтие" ФГОС ДО....

Педагогический совет: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»

Данный материал включает в себя конспект проведения педагогического совета с целью  совершенствования навыков и умений воспитателей в подборе и использовании   инновационных форм р...

Консультация для родителей «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

quot; Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"...

Педагогический совет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО»

Цель: повысить творческую активность педагогов, создать условия для  личностной и профессиональной самореализации.Задачи:-  Совершенствование навыков и умений воспитателей в подборе и исполь...