Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)

Актуальность использования нейроигр в педагогике. Рекомендации по использованию нейроигр. Картотека игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_neyroigr.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

Современные дети с ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. В младенчестве у них уже можно наблюдать различные задержки и искажения психомоторного развития. Дети не вовремя садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Или пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Для них остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений.

Наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью у   данной категории детей есть и речевые нарушения.

Речь – это высшая психическая функция, инструмент мышления и основное средство общения, она тесно связана с другими психическими функциями.

Существует много современных методик в системе образования.  Педагогам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.

Нейропсихологические технологии – инновационная технология в коррекционном процессе.

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой.. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Всем нам известно, что мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется.

Оба полушария начинают работать без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия.

Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.

Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР

Упражнения необходимо выполнять по утрам перед образовательной деятельностью. Обстановка должна быть спокойной. Основным требованием при выполнении нейроупражнений является точность выполнения специальных движений и приемов.

Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания  следует усложнять, увеличивать в объеме; можно повышать и их темп. Кроме того, для достижения положительного результата важна последовательность выполнения нейроупражнений. Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.

Картотека нейропсихологических игр и упражнений.

Игра: «Разложи предметы»

Цель: учить ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов.

Возраст: от 5 лет.

Материал: можно использовать любые предметы .

Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами:

  • Положи карандаш на тетрадь.
  • Положи тетрадь на карандаш.
  • Положи карандаш между ластиком и тетрадью.
  • Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком.
  • Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
  • Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.

Положи карандаш справа от тетради и ластика».

Игра «Цветные карточки»

Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться

Инструкция: У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: Жёлтая — шаг вперёд, зелёная —шаг назад, синяя — влево, красная — вправо. Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.

Игра «Hoc — пол — потолок»

Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности

Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Цель: развитие пространственных представлений и снятие импульсивности.

Возраст: 5 – 7 лет.

Ход упражнения: Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребенка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый.

Игра ««Повтори»

Цель: Развитие концентрации внимания.

Возраст: от 5 лет.

Ход        игры:        Попросите        ребенка        совершить        одновременно        одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.

Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.

         Игра «Остановись» Цель: развитие внимания Возраст: 4-7 лет

Ход игры: Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся)

Упражнение «Межполушарное рисование»

Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.

Материал: ламинированные карточки и маркеры.

Методика преподавания: Психолог раздает детям многоразовые ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.

Нейропсихологические игры с мячом

  1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит:

«Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.

  1. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
  2. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
  • кидает его и сразу ловит;
  • кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
  1. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты

– только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.

  1. Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
  2. Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
  3. Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисный мячи.
  4. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
  5. Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
  6. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
  7. Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
  8. Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
  9. Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
  10. Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
  11. Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
  12. Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытаются сбить их мячиком (большим, средним, теннисным). Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
  13. Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
  14. Ребенок бросает о стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
  15. На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее

Важно!!! Ребенка необходимо хвалить и радоваться за него при каждом удачном выполнении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование  в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования  помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...

Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей,  позволяющие насытить дополнительное обр...

Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.

quot; Использование нейропсихологических  методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....

Нейропсихологические игры и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлым нарушение речи.

Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....

"Использование POP IT в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"

В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки анти стрессы. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop It («Поп Ит&r...

«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....