Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)
Актуальность использования нейроигр в педагогике. Рекомендации по использованию нейроигр. Картотека игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyroigr.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Современные дети с ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координаций. В младенчестве у них уже можно наблюдать различные задержки и искажения психомоторного развития. Дети не вовремя садятся или встают; ползают спиной и бегают на носочках. Или пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья). Обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном месте. Такие дети задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами). Для них остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Часто родители и педагоги замечают, что при любом занятии ребенок напрягается всем телом и совершает много ненужных движений.
Наряду с проблемой координации, общей и мелкой моторикой, восприятием, вниманием, памятью у данной категории детей есть и речевые нарушения.
Речь – это высшая психическая функция, инструмент мышления и основное средство общения, она тесно связана с другими психическими функциями.
Существует много современных методик в системе образования. Педагогам нужно идти в ногу с современными практиками и результатами научных исследований.
Нейропсихологические технологии – инновационная технология в коррекционном процессе.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой.. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Всем нам известно, что мозг состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется.
Оба полушария начинают работать без связи. Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушением межполушарного взаимодействия.
Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР
Упражнения необходимо выполнять по утрам перед образовательной деятельностью. Обстановка должна быть спокойной. Основным требованием при выполнении нейроупражнений является точность выполнения специальных движений и приемов.
Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания следует усложнять, увеличивать в объеме; можно повышать и их темп. Кроме того, для достижения положительного результата важна последовательность выполнения нейроупражнений. Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку детей, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.
Картотека нейропсихологических игр и упражнений.
Игра: «Разложи предметы»
Цель: учить ориентироваться в пространстве не только относительно себя, но и относительно других объектов.
Возраст: от 5 лет.
Материал: можно использовать любые предметы .
Инструкция: «Представь, что ты работаешь помощником продавца. Чтобы покупатели лучше видели товар, попробуй разложить его разными способами:
- Положи карандаш на тетрадь.
- Положи тетрадь на карандаш.
- Положи карандаш между ластиком и тетрадью.
- Положи карандаш так, чтобы он одновременно оказался под тетрадью и ластиком.
- Положи ластик ближе к карандашу, чем к тетради.
- Положи тетрадь слева от карандаша, но справа от ластика.
Положи карандаш справа от тетради и ластика».
Игра «Цветные карточки»
Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться
Инструкция: У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: ≪Жёлтая — шаг вперёд, зелёная —шаг назад, синяя — влево, красная — вправо≫. Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.
Игра «Hoc — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Цель: развитие пространственных представлений и снятие импульсивности.
Возраст: 5 – 7 лет.
Ход упражнения: Ребенку дается рисунок в перевернутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребенка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребенку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевернутый.
Игра ««Повтори»
Цель: Развитие концентрации внимания.
Возраст: от 5 лет.
Ход игры: Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать.
Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С.
Игра «Остановись» Цель: развитие внимания Возраст: 4-7 лет
Ход игры: Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся)
Упражнение «Межполушарное рисование»
Цель: развитие двух полушарий головного мозга и активизации познавательных процессов.
Материал: ламинированные карточки и маркеры.
Методика преподавания: Психолог раздает детям многоразовые ламинированные карточки и маркеры. Детям необходимо обвести один и тот же предмет одновременно двумя руками.
Нейропсихологические игры с мячом
- Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит:
«Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч обратно.
- Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
- Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
- кидает его и сразу ловит;
- кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
- Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 метров друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты
– только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
- Ребенок и взрослый выполняют все предыдущие упражнения с мячом средних размеров.
- Ребенок и взрослый кидают друг другу и ловят двумя руками теннисный мяч.
- Ребенок и взрослый катают мячи друг другу по полу, одновременно направляя навстречу друг другу в руки большой и теннисный мячи.
- Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши – поймал).
- Ребенок перекидывает из правой руки в левую руку теннисный мяч.
- Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
- Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а взрослый или другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки меняются местами поочередно.
- Взрослый и ребенок кидают другу и ловят теннисный мяч одной рукой.
- Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.
- Ребенок бросает об стену теннисный мяч и ловит его одной рукой.
- Ребенок кидает мяч об стену и, когда мяч отлетает от стены, прыгает через него.
- Взрослый помещает перед ребенком мишень, которую надо сбить. Например, на табуретку ставятся два предмета, еще несколько предметов расставляются рядом на полу. Ребенок отходит от табуретки на 8-10 шагов и пытаются сбить их мячиком (большим, средним, теннисным). Взрослый ставит перед ребенком горизонтальную мишень (корзину, ведро, таз). Задача ребенка – попасть в эту мишень мячом (большим, средним, теннисным).
- Ребенок должен наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно пальцами правой и левой руки, катить его вокруг стоп (описывая восьмерку – вправо, влево).
- Ребенок бросает о стену теннисный мяч и ловит его поочередно правой и левой руками.
- На полу рисуется полоса (или кладется веревка). Ребенок встает в начало этой полосы и двигается вперед, чеканя мяч об пол то справа от линии, то слева от нее
Важно!!! Ребенка необходимо хвалить и радоваться за него при каждом удачном выполнении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приемов рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Использование в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных приёмов рисования помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, ме...
Перечень упражнений с использованием методики А.И.Бурениной для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Данная программа определена использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить дополнительное обр...
Статья " Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда.
quot; Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя логопеда....
Нейропсихологические игры и приёмы в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и тяжёлым нарушение речи.
Для гармоничного развития ребёнка,очень важно,чтобы у него были задействованы оба полушария головного мозга,без резкого преобладания одного над другим..Дошкольный возраст-наиболее благоприятный для мо...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»
Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....
"Использование POP IT в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста"
В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки анти стрессы. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop It («Поп Ит&r...
«Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя – логопеда»
Использование нейропсилогических методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда....