Развивающая предметно -пространственная среда в ДОО
статья

Сергеева Ольга Владимировна

В материале раскрыты принципы, методы и способы организации развивающей среды в соответствии с ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_v_doo.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда и инфраструктура дошкольной образовательной организации

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) ДОО направлена на создание условий разностороннего развития детей раннего и дошкольного возрастов. Такой подход предполагает гибкость среды, отсутствие жесткого зонирования, наличие возможностей для оперативной трансформации пространства, в соответствии со стоящими образовательными задачами, уровнем развития детей, их игровыми замыслами. При конструировании РППС группы важно избегать визуальной и фактической перегруженности пространства, для этого необходимо пересмотреть наполнение и пространственное расположение мебели, игрушек и игрового оборудования. Желательно подбирать легкую модульную мебель, ориентированную на детей дошкольного возраста, которая позволяет быстро компоновать ее в различных вариациях.
Педагог может убрать игровое оборудование и игрушки, которые уже не пользуются у детей популярностью, чтобы можно было через некоторое время ввести их в среду. Часть игрушек и оборудования можно оставить в открытом доступе, часть может быть убрана в контейнеры или пространства для хранения, имеющиеся в мебели. Можно дополнить среду материалами, не имеющими конкретной игровой направленности, условно нейтральными: отрезками тканей, природными материалами. Такие материалы стимулируют развитие мышления, воображения, разнообразят деятельность детей.
Важно, чтобы наполнение среды не препятствовало передвижению детей, не создавало конфликтных ситуаций из-за пространства, а наоборот – способствовало разнообразной деятельности и общению. Для удобства зонирования среды в группах могут быть использованы легкие передвижные ширмы, мягкие модули (крупные геометрические фигуры разной формы, выполненные из мягкого наполнителя и обтянутые искусственной кожей различных цветов). Они отвечают критерию нейтральности и могут быть использованы для различных видов деятельности детей: игровой, двигательной, познавательной.
Цифровая и медиа среда становится неотъемлемой частью жизни детей. Современная образовательная среда ДОО предполагает, в том числе, включение цифровых и медиа технологий, различных электронных средств обучения (далее – ЭСО) – интерактивной доски, интерактивной панели, персонального компьютера, планшета, ноутбука. Применение ЭСО в образовательной практике регулируется нормативными документами, согласно которым ЭСО не применяются в работе с детьми до достижения ими пяти лет. Начиная с пяти лет, они могут применяться, но время их использования строго регламентируется. Так, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей пяти- семи лет больше пяти-семи минут.
В образовательной деятельности ДОО могут применяться:
— демонстрация мультимедийных презентаций;
— игры в дополненной реальности (интерактивные столы, интерактивный пол);
— просмотр отрывков из мультипликационных фильмов;
— Создание вместе с детьми собственных мультипликационных фильмов с использованием мультстудии;
— использование цифровых изображений для оформления игровых замыслов;
— применение развивающих компьютерных игр;
— создание цифровых фотоколлажей из жизни группы или ДОО, семьи и другие.
Так, мультипликационный фильм или презентация могут разнообразить содержание образовательной деятельности, увлечь детей новой темой или раскрыть ее ближе к опыту детей. При наличии экрана и проектора появляется возможность более полного «погружения» в игровой сюжет, создание визуальной атмосферы в проектной деятельности, во время досугов и праздников. Игры в дополненной реальности помогают детям закреплять информацию и при этом позволяют избежать повышенной статической нагрузки. Работа с мультстудией активно развивает познание и творческую активность детей.
В режиме дня деятельность с применением цифровых и компьютерных технологий может быть организована как в первую, так и во вторую половину дня. Место в режиме дня определяется целесообразностью, задачами и возрастными особенностями детей. Так, следует избегать применения данных технологий перед дневным сном.
Применение цифровых и медиа ресурсов требует соблюдения принципа безопасности относительно их содержания и экранного времени, а также статической нагрузки на детей. Важно при отборе или разработке цифрового контента ориентироваться на возрастные особенности детей. Например, мультимедийные презентации и развивающие компьютерные игры не должны содержать текстовой информации, поскольку освоение письменных форм речи происходит уже в начальной школе.
Цифровые технологии могут быть активно включены в процесс взаимодействия педагогов и родителей. Как организовывать развивающую среду для проведения в группах проектной деятельности?
Проектная деятельность сегодня активно используется педагогами ДО в образовательной практике. Организация образовательного процесса с помощью проектной деятельности не требует глобальной трансформации дошкольной группы. В проектной деятельности присутствует часть, связанная с ознакомлением и погружением детей в тему проекта и часть, связанная с творческой переработкой детьми материалов проекта. Для ознакомления с тематикой проекта можно постепенно дополнить РППС группы необходимыми предметами, изображениями, детской литературой, связанными с темой проекта. В ходе проектной деятельности возможна организация мини-музеев в группе, выставка продуктов детской деятельности или фотовыставка по теме проекта.
Ошибки, которые встречаются при организации развивающей предметно-пространственной среды
Избыток игрушек, игрового оборудования и материалов. При переизбыточности среды детям сложно ориентироваться в среде, выстраивать длительные разнообразные игры, интерес к игрушкам и игровому оборудованию быстро снижается и утрачивается. Пространство не должно превращаться в место хранения игрушек. Целесообразнее с достаточной периодичность заменять игрушки, к которым у детей снизился интерес, которые долго не используются детьми в играх и другой деятельности.
Излишняя стабильность среды. Важно, чтобы среда в группе могла изменяться и трансформироваться вслед за интересами и замыслами детей в игровой и самостоятельной деятельности. Трансформируемость среде можно задать, используя легкие передвижные или переносные конструкции, с помощью которых дети могут создавать пространство для игры в удобном месте: платформы на колесах, небольшие подиумы на колесах, переносные уголки ряженья с пластиковой основой, легкие ширмы, игровые модули.
Недостаточное внимание ближайшей зоне развития детей и отсутствие учета биологического возраста. В группе вместе находятся дети, у которых биологический и паспортный возраста могут различаться – опережать или отставать друг от друга. Поэтому важно предусмотреть такую организацию РППС, при которой игрушки и оборудование будут ориентированы на детей как с опережающим, так и с запаздывающим развитием. Кроме того, часть РППС важно ориентировать на ближайшую зону развития детей.
Особенности конструирования развивающей предметно- пространственной среды в разновозрастных группах
В разновозрастной группе ДОО сосуществуют разнообразные системы социального взаимодействия: «ребенок – взрослый», «ребенок – сверстник», «ребенок – младший ребенок», «ребенок – старший ребенок». Именно с этим и связана специфика конструирования РППС. Педагог, организовывая РППС и образовательный процесс в разновозрастной группе, должен предусмотреть такую среду, в которой каждый ребенок сможет найти для себя интересную деятельность, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.
При организации среды важно ориентироваться на возрастные особенности развития детей и сензитивные периоды в их развитии. Среда разновозрастной группы должна в полной мере удовлетворять потребности детей в движении, общении, познании. Она организуется таким образом, чтобы у ребенка присутствовал самостоятельный выбор – с кем, как, где, во что именно играть. Игры, игровое оборудование, пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, вариативны и давать возможность комбинировать их между собой. В группе мебель и оборудование должны быть установлены таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий.
РППС разновозрастной группы изменяется в зависимости от возрастных особенностей детей, Программы и других условий реализации образовательной деятельности.
Федеральная программа не устанавливает жестких требований к организации пространства в ДОО, оставляя за каждой конкретной ДОО право проектирования такой РППС, которая бы в полной мере обеспечивала возможность освоения Программы, достижения целевых результатов, учета индивидуальных особенностей и интересов обучающихся, специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. При этом все оснащение и оборудование ДОО должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Программы, безопасности и надежности, возрастным особенностям обучающихся, учитывать воспитывающий характер обучения детей в ДОО и условия обеспечения развития детей в различных видах деятельности и образовательных областях. На что необходимо обратить внимание при оснащении РППС ДОО?
РППС ДОО – часть образовательной среды, она во многом определят результативность достижения целевых ориентиров развития детей в условиях ДОО. Она должна быть яркой, интересной, живой, разнообразной, растущей и изменяющейся вместе с ребенком. Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра, именно поэтому среда должна способствовать развитию детских игровых умений. РППС должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной и прочих в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Обучающиеся ДОО и их родители, наравне с педагогами – полноправные участники образовательных отношений. Именно поэтому их мнение должно учитываться при решении различных вопросов организации образовательного процесса ДОО, в том числе и в вопросах организации РППС. С целью выявления предпочтений детей и мнения родителей в части насыщения пространства ДОО могут быть использованы такие методы сбора информации, как наблюдение за деятельностью детей, опрос (беседа, анкетирование) родителей. На основании анализа полученной информации конструируется среда, соответствующая интересам воспитанников. Именно организация развивающей среды ДОО с опорой на увлечения и предпочтения детей способствует их всестороннему развитию, построению гармоничных, доверительных отношений между педагогом, ребенком и его родителями.
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации Программ. Данный документ содержит описание инфраструктуры ДОО, критерии ее формирования, перечни материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО дифференцированных по возрастам и различным помещениям ДОО
.
«Инвариантная» и «вариативная» часть инфраструктуры ДОО
Инвариантная часть инфраструктуры ДОО – оборудование и учебно- методические материалы, рекомендованные для реализации обязательной части образовательной программы ДОО.
Вариативная часть инфраструктуры ДОО – оборудование и учебно-методические материалы, рекомендованные для реализации части, реализуемой участниками образовательных отношений образовательной программы ДОО.
Инфраструктурный лист помещения ДОО составляется на основе анализа:
целей, задач, результатов освоения Программы для конкретного возрастного этапа;
возрастных психофизиологических особенностей;
индивидуальных потребностей обучающихся;
социокультурной ситуации;
запросов родителей;
имеющегося педагогического опыта;
ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических).
При этом целесообразно использовать примерные перечни оборудования и средств обучения, представленные в Приложении 6 Рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов. В инфраструктурный лист включаются позиции инвариантной части (их аналоги), которыми следует доукомплектовать групповое помещение. Данный документ может быть расширен позициями вариативной части Перечня или дополнен другими, необходимыми с точки зрения достижения результатов освоения Программы, наименованиями.
После проведения закупки, включения приобретенных наименований в состав имеющейся РППС, использования их в процессе взаимодействия с детьми, принимается решение о внесении дальнейших изменений в инфраструктуру и комплектацию учебно-методических материалов в течение года, с учетом Программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
РППС должна отвечать возрастным особенностям воспитанников, обеспечивать зону их ближайшего развития, стимулировать их познавательную инициативность. В этой связи целесообразно периодическая смена игр, игрушек, оборудования, их актуализации в зависимости от темпов развития детей, изменениях их интересов, возникновения новых образовательных потребностей, поломок и порчи оборудования.
Материалы для организации самостоятельной творческой деятельности должны пополняться по мере необходимости, быть в количестве, достаточном для реализации творческой инициативы каждого обучающегося.
К играм и игрушкам в ДОО, как и к прочим компонентам РППС, предъявляется ряд требований.
Должны использоваться только сертифицированные игрушки, все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам, и правилам пожарной безопасности.
Игрушки и прочие компоненты РППС должны обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и их психологического комфорта.
Игрушки должны соответствовать возрастным особенностям детей, стимулировать их активную познавательно-исследовательскую, игровую деятельность, любознательность, мотивировать к участию в подвижных и сюжетно-ролевых играх, соревнованиях, обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения.
Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных образовательных программ дошкольного образования и федеральных образовательных программ начального общего образования.
Учебно-методические комплекты (далее – УМК) могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию Программы и созданные в соответствии с ГОСТ. В УМК включаются пособия для организации образовательного процесса для всех возрастных групп обучающихся (от двух месяцев до восьми лет) по всем образовательным областям, предусмотренным ФГОС ДО, пособия по педагогической диагностике, рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в ДОО и другие.
В ДОО должен быть издан локальный акт, содержащий перечень учебных изданий, использующихся для реализации Программы, определенный организацией.
УМК могут быть дополнены развивающими дидактическими пособиями для детей – рабочими тетрадями, альбомами, раздаточным материалом. При этом целесообразно учитывать также предпочтения и интересы детей, опыт педагогов и запросы родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...