Народные праздники в жизни детского сада
консультация
Так уж сложилось, что придя на работу в детский сад «Солнышко» мне досталась в наследство народная культура. И я продолжила ей заниматься.
В основном я использую программу Маханевой М.Д. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Перед собой я поставила такую цель как: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Моя работа началась с самообразования. Ознакомилась со специальной литературой о музыкальном и устном фольклоре. Составила картотеку народных игр. Подобрала иллюстрации по темам: «Народные праздники», «Русские народные инструменты», «Русский народный костюм», «Любимые потешки». Оформила Музыкально-дидактические игры: «Собери музыкальный инструмент», «Сколько нас поет», «Веселый паровоз», «Теремок», «Ворон». Разработала план проведения народных праздников и досугов в детском саду. Для организации народных праздников подбирала музыкальный материал. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми народные песни, знакомимся с движениями русской пляски (хороводным, топающим, переменным шагом, ковырялочка, присядка и др). После того как дети усвоили эти движения, стала включать их в пляски «Кадриль», «Танец с платками», «Валенки», и другие.
Стараюсь, чтобы на занятии в любом виде деятельности звучала русская народная мелодия.
Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, потешки с движениями. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Очень быстро и легко дети запоминают текст русских народных песен, с большим удовольствием поют их: «А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать. Весь этот материал в дальнейшем используется на праздниках.
С начало я начинала работу с традиционных праздников в которые включала элементы русского народного фольклора. Постепенно подошла к тому, что была готова проводить русские народные праздники.
К проведению каждого праздника мы стараемся подойти творчески. Например к празднику «Осенины», где проводилась ярмарка дети с воспитателем делали матрешек, которыми украсили свою группу.
Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Дети с родителями готовят костюмы, маски, атрибуты. Праздник мы проводим на улице в виде квеста с заданиями. Не обойтись без игр и хороводов. И в конце праздника по традиции блины с чаем из самовара.
Пасха – где дети знакомятся с различными приметами обычаями. Например если коснуться до человека веточкой вербы и что то ему пожелать это обязательно сбудется. Если на пасху солнышко «играет» быть хорошему урожаю. Знакомятся дети с народнами играми: бой яйцами, катание с горок, у кого дольше прокрутиться. И в конце праздника по традиции и взрослые и дети обмениваются яйцами. И конечно идут в группу пить чай с куличами.
Еще один праздник который мы проводим ежегодно это Колядки – дети знакомятся с атрибутами и персонажами обряда колядования; Узнают об истории праздника.
Разучиваем святочные песни, колядки, игры и хороводы; Так же дети разучивают колядки дома с родителями, готовят костюмы.
Воспитатель вместе с детьми изготавливают атрибуты обряда колядования – звезду, месяц. На празднике дети не только поют и играют, но и узнают как в старину гадали. И принимают участие в гадании.
«Гадание с горшком»
Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется плохое пусть останется.
(Полотенце - далеко расстилается ждёт тебя дорога, путешествие.
Булка – в твоём доме достаток будет, благополучие.
Колечко - сейте муки, пеките пироги к тебе гости будут.
Лента - лента – к богатству и прибыли.
Пуговица - жить тебе в большой семье счастливой жизнью!
Прутик - а это к веселью, к новой игре.)
«Гадание на бобах (крупе)»
Гадание на бобах - это гадание на исполнение желания.
Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их четное количество - желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.
«Гадание с тарелками»
У меня несколько тарелок, и в них: хлеб, чеснок, сахар, соль, кольцо и монета. Затем, все присутствующие закрывают глаза, и каждый выбирает себе тарелку. У кого окажется тарелка с хлебом - это к достатку, с сахаром- к веселому время препровождению, соль - к ссоре, чеснок - к слезам, монета - к богатству.
Праздник проходит в музыкальном зале приходят разные герои это может быть хозяйка с хозяином, домовой, колядовщики… По завершению праздника дети подготовительной группы ходят по детскому саду и колядуют.
Жаворонки –как и любой народный праздник он проходит с пением, хороводами, играми. На этом празднике дети узнают о приметах. Почему этот деть называется днем равноденствия (день становиться равен ночи)
Почему именно жаворонками закликали весну. А потом мы с детьми из теста лепим жаворонков и несем на кухню чтобы нам их испекли. А вечером во время полдника дети угощаются своими жаворонками.
Еще мы проводим «Посиделки на покров», праздник «Русской березки» или «Троица».
Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию. Фольклорные праздники это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Солнышко»
«Народные праздники в жизни
детского сада»
Добрый день, уважаемые коллеги. Так уж сложилось, что придя на работу в детский сад «Солнышко» мне досталась в наследство народная культура. И я продолжила ей заниматься.
В основном я использую программу Маханевой М.Д. «Знакомство детей с русским народным творчеством».
Перед собой я поставила такую цель как: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Моя работа началась с самообразования. Ознакомилась со специальной литературой о музыкальном и устном фольклоре. Составила картотеку народных игр. Подобрала иллюстрации по темам: «Народные праздники», «Русские народные инструменты», «Русский народный костюм», «Любимые потешки». Оформила Музыкально-дидактические игры: «Собери музыкальный инструмент», «Сколько нас поет», «Веселый паровоз», «Теремок», «Ворон». Разработала план проведения народных праздников и досугов в детском саду. Для организации народных праздников подбирала музыкальный материал. На музыкальных занятиях разучиваем с детьми народные песни, знакомимся с движениями русской пляски (хороводным, топающим, переменным шагом, ковырялочка, присядка и др). После того как дети усвоили эти движения, стала включать их в пляски «Кадриль», «Танец с платками», «Валенки», и другие.
Стараюсь, чтобы на занятии в любом виде деятельности звучала русская народная мелодия.
Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, потешки с движениями. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Очень быстро и легко дети запоминают текст русских народных песен, с большим удовольствием поют их: «А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще и тем, что их можно инсценировать. Весь этот материал в дальнейшем используется на праздниках.
С начало я начинала работу с традиционных праздников в которые включала элементы русского народного фольклора. Постепенно подошла к тому, что была готова проводить русские народные праздники.
К проведению каждого праздника мы стараемся подойти творчески. Например к празднику «Осенины», где проводилась ярмарка дети с воспитателем делали матрешек, которыми украсили свою группу.
Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Дети с родителями готовят костюмы, маски, атрибуты. Праздник мы проводим на улице в виде квеста с заданиями. Не обойтись без игр и хороводов. И в конце праздника по традиции блины с чаем из самовара.
Пасха – где дети знакомятся с различными приметами обычаями. Например если коснуться до человека веточкой вербы и что то ему пожелать это обязательно сбудется. Если на пасху солнышко «играет» быть хорошему урожаю. Знакомятся дети с народнами играми: бой яйцами, катание с горок, у кого дольше прокрутиться. И в конце праздника по традиции и взрослые и дети обмениваются яйцами. И конечно идут в группу пить чай с куличами.
Еще один праздник который мы проводим ежегодно это Колядки – дети знакомятся с атрибутами и персонажами обряда колядования; Узнают об истории праздника.
Разучиваем святочные песни, колядки, игры и хороводы; Так же дети разучивают колядки дома с родителями, готовят костюмы.
Воспитатель вместе с детьми изготавливают атрибуты обряда колядования – звезду, месяц. На празднике дети не только поют и играют, но и узнают как в старину гадали. И принимают участие в гадании.
«Гадание с горшком»
Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется плохое пусть останется.
(Полотенце - далеко расстилается ждёт тебя дорога, путешествие.
Булка – в твоём доме достаток будет, благополучие.
Колечко - сейте муки, пеките пироги к тебе гости будут.
Лента - лента – к богатству и прибыли.
Пуговица - жить тебе в большой семье счастливой жизнью!
Прутик - а это к веселью, к новой игре.)
«Гадание на бобах (крупе)»
Гадание на бобах - это гадание на исполнение желания.
Вам нужно сесть с баночкой крупы или бобов, загадать желание и произнести его вслух. Вытащите из баночки горстку крупы, и еще раз загадав желание вслух, рассыпьте ее по столу. Сосчитайте количество крупинок, если их четное количество - желание сбудется, если нечетное, к сожалению, нет.
«Гадание с тарелками»
У меня несколько тарелок, и в них: хлеб, чеснок, сахар, соль, кольцо и монета. Затем, все присутствующие закрывают глаза, и каждый выбирает себе тарелку. У кого окажется тарелка с хлебом - это к достатку, с сахаром- к веселому время препровождению, соль - к ссоре, чеснок - к слезам, монета - к богатству.
Праздник проходит в музыкальном зале приходят разные герои это может быть хозяйка с хозяином, домовой, колядовщики… По завершению праздника дети подготовительной группы ходят по детскому саду и колядуют.
Жаворонки –как и любой народный праздник он проходит с пением, хороводами, играми. На этом празднике дети узнают о приметах. Почему этот деть называется днем равноденствия (день становиться равен ночи)
Почему именно жаворонками закликали весну. А потом мы с детьми из теста лепим жаворонков и несем на кухню чтобы нам их испекли. А вечером во время полдника дети угощаются своими жаворонками.
Еще мы проводим «Посиделки на покров», праздник «Русской березки» или «Троица».
Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры человека. Через фольклорные праздники дети могут развиваться, могут проявлять свои умения, фантазию. Фольклорные праздники это прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная игра в повседневной жизни детского сада
Из опыта работы музыкального руководителя. Консультация для воспитателей или теоретическая часть семинара - практикума. Русские народные игры....
Сценарий выпускного праздника: "Один день из жизни детского сада"
Увлекательный сценарий праздничного утренника, посвящённого выпуску детей в школу....
Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.
В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника....
Консультация для воспитателей: "Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".
Консультация:"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада". План: 1. Значение на...
Народные игры, потешки, праздники в жизни детского сада.
Фольклор в жизни детского сада....
Сценарий выпускного праздника в детском саду. "Один день из жизни детского сада!"
Выпускники детского сада проживают еще один веселый день в любимом детском саду. Весело играют, делают зарядку, поют, танцуют! И конечно же, в конце праздника получают долгожданные дипломы об окончани...