Народные игры, потешки, праздники в жизни детского сада.
статья

Иванова-Лазарева Олеся Викторовна

Фольклор в жизни детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_zhizni_detskogo_sada.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры, потешки,

праздники в жизни детского сада.

        У каждого народа есть своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

        Долгое время народное искусство не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Поэтому дети в современной семье не знакомятся с народным искусством,  а зачастую и родители не знакомы с национальной культурой.

         Детский фольклор необходим в воспитании ребёнка, так как он отражает в песнях играх, сказках, потешках деятельность людей многих поколений. А это позволяет им познакомиться с образцами норм поведения, отношений, языковой художественной и музыкальной культуры.

        Через фольклор мы передаём знания о нашей Родине, её истоках, традициях народа, его культуры, тем самым привлекая любовь к Родине. Никакая техника, телевидение, СМИ не заменят живого русского языка, живого участия.

        На материалах народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность музыкальной и поэтической речи, а также способность различать красоту и богатство русского языка.

         Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается. Русские народные песни легко инсценируются.

Самую большую группу русского народного детского фольклора составляют игровые жанры детского фольклора, что очень привлекательно для детей и позволяет воплощать игровое обучение, а также преследовать главную цель знакомство и погружение ребёнка в народные традиции.

Благодаря народному творчеству ребенок легче входит  в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами своего народа.

        Работа ведётся по следующим  направлениям:

  • Исполнение потешек в повседневной жизни и использование их в музыкальной деятельности. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно–познавательной деятельности и в образовательной музыкальной деятельности. Например, перед выполнением каких-либо музыкально – ритмических движений читаем подходящую потешку, тем самым настраиваясь на исполнение движения, сосредотачиваем внимание ребёнка, пополняем словарный запас и знакомим с народным творчеством. (Потешка «Еду, еду, к бабе, к деду…» исполняется перед выполнением ритмического движения «прямой галоп». Детям очень нравится такое «предисловие» к ритмическим заданиям, и они с большой охотой готовы его выполнять снова и снова).

  • Включение народных игр. Разучиваем и играем в народные игры с музыкальным сопровождением и без него в свободное время, во время досугов, утренников, на прогулках, народные игры используются в «физминутках», включаем их в образовательную деятельность. («Гори, гори ясно», «У медведя во бору», «Плетень», «Ворон», «Золотые ворота» и т. д.  По наблюдениям педагогического коллектива, дети старшего дошкольного возраста даже самостоятельно включают знакомые народные игры в свой игровой досуг.  Игры дают возможность сделать процесс воспитания для детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способность в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. На материале фольклора с помощью игры дети учатся разнообразным выразительным движениям. (Показывают, как неуклюже ходит медведь, крадётся лиса, и т.д.) Свой показ дети сопровождают выразительной пантомимой, яркой мимикой и жестами. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры,  игры,  в основе    которых лежит сюжет -  а это и есть народные игры. В них дети самореализовываются, показывают себя.

  • Включение в музыкальную деятельность народного фольклора. Народный фольклор является неотъемлемой частью детского репертуара.  В музыкальной деятельности небылицы, поговорки потешки используются для ритмодекламации, музыкально-творческой деятельности – когда движения, речь и мелодия объединяются в единое действие под руководством ритма.

Большой интерес для детей представляют музыкальные инструменты, а особенно народные – трещотки, свистульки и другие народные перкуссионные инструменты. Мы их используем для озвучивая потешек, небылиц, поговорок … А также сопровождаем исполнение народных песен, частушек, закличек, колядок. Они очень лёгкие для детей в музицировании так как мелодии короткие, как формулы (Нужно отметить, что народные инструменты очень привлекательны и доступны для детей, дети с большим удовольствием исполняют свои партии).

Исполнение народных песен самое интересное и увлекательное, так как почти каждая песня имеет сюжет, её легко инсценировать, театрализовать, существует множество хороводных песен – а это сопровождение движением, что для детей не менее увлекательно. Мелодия народной песни очень удобная и легко запоминается.

  • Инсценировка народных, песен, сказок.  Свой опыт в играх и песнях, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используются с детьми инсценировки разных видов.

  • Включение родителей в образовательный процесс. В своей практике я стараюсь, насколько это, возможно, постоянно вовлекать родителей в образовательный процесс. Родители самостоятельно готовят с детьми потешки, небылицы пословицы, поговорки, частушки для использования их в образовательной деятельности. Мной устраивались небольшие внутрисадовые конкурсы – конкурс «Частушечка», конкурс «Лучшая небылица», к которым дети с родителями самостоятельно готовились. Проводила для детей совместно с родителями литературную гостинную «Веснянка» с включением фольклорного материала. Также родители принимали участие в инсценировании народных сказкок для своих детей, как кукольной, так и той в которой сами были персонажами сказки.  

  • Проведение тематических развлечений, праздников. Конечно, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний изначально отведено детскому фольклорному празднику. Праздник создаёт у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формирует праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.                    

        Я проводила совместно с воспитателями тематические осенние посиделки «Кузьминки», весенний праздник «Веснянка», «Колядки», «Масленицу», также проводились совместные тематические занятия.                          

         Хочется отметить фольклорный праздник «Масленица». Праздник длился  3 дня. Готовясь к празднику проводились тематические беседы с детьми и родителями. С детьми разучивались песни, игры, хороводы, сценки. Родители активно принимали участие в подготовке праздника, организовали катание на лошади,  изготовили чучело, приготовили угощения, учили с детьми потешки, частушки, поговорки, небылицы о масленице. В первый день (вторник) «Заигрыш» дети на улице играли в игры, катались на лошади. Во второй день (среда) «Лакомка» ребята пели песни, частушки, рассказывали, небылицы, пословицы, поговорки и конечно же угощались вкусными блинами. Третий день (четверг) «Разгуляй» - прошел праздник для всех групп детского сада. Дети играли в игры, смотрели кукольный спектакль и выступления своих сверстников.

Делая вывод из своего опыта работы, я могу отметить, что детский народный фольклор очень близок и интересен даже современным детям, а народные традиции увлекают не только детей, но и их родителей. А, мы, педагоги, должны помочь детям приобщаясь к фольклору становиться добрее, набираться ума-разума, понимать шутку, юмор, радоваться, а заодно с помощью детского фольклора приобщать детей к русской национальной культуре, что очень важно на сегодняшний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная игра в повседневной жизни детского сада

Из опыта работы музыкального руководителя. Консультация для воспитателей или теоретическая часть семинара - практикума. Русские народные игры....

Консультация. Русская народная игра в повседневной жизни детского сада.

В консультации предоставлен материал о значении русских народных игр в жизни дошкольника....

Роль народной игры в развитии ребенка вне детского сада

Все свободное время дети играют. Родителям по силам увлечь детей народными играми. О роли русских народных игр говорится в этой консультации....

Консультация для воспитателей: "Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".

Консультация:"Русская народная игра в повседневной жизни детского сада".                План:   1. Значение на...

Консультация для педагогов «Народные игры в эколого — оздоровительных мероприятиях детского сада».

Отличным средством эколого – оздоровительной работы с дошкольниками являются русские народные подвижные игры. Подвижная игра как деятельность, отвечающая возрастным потребностям дошкольников, рассмат...

Русские народные игры для праздников в детском саду

Русские народные игры для праздников в детском саду в группах разного возраста...

Народные праздники в жизни детского сада

Так уж сложилось, что придя на работу в детский сад «Солнышко» мне досталась в наследство народная культура. И я продолжила ей заниматься.В основном я использую программу Маханевой М.Д. &l...