Исследовательская деятельность в ДОУ
материал
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_2024.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в ДОУ
Основным ориентиром в интеллектуальном развитии дошкольников является ФГОС ДО, для достижения которого необходимо обогатить ребенка знаниями, стимулирующими его интерес к познанию, пробудить желание к самостоятельной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, являются более осознанными и прочными. Опыт ребенка накапливается и усваивается в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы взаимопонимания и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Дошкольники могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Однако такое познание осуществляется детьми в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Существуют следующие методы и приемы организации исследовательской деятельности, используемые в практике дошкольного образования:
- наблюдения;
- опыты (экспериментирование);
- классификация;
- cравнение;
- анализ;
- моделирование и др.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Результатом исследовательской деятельности является приобретенный опыт видения предметов и явлений. У ребенка развивается внимание, зрительная и слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.
Детское экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Этапы детского экспериментирования:
- мотивация;
- выявление проблемы;
- выдвижение гипотезы о способах решения проблемы;
- постановка цели;
- разработка плана проведения эксперимента;
- поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
- реализация плана эксперимента;
- оформление результатов;
- формулировка выводов;
- рефлексия.
Приемы, которые используются в процессе экспериментирования:
- демонстрационные опыты;
- лабораторные работы,;
- реальные и виртуальные;
- эвристические беседы;
- дидактические игры;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- использование художественного слова;
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.
Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...