Функциональная грамотность как фактор преемственности между детским садом и школой.
презентация
На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира. Функциональная грамотность — это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_kak_faktor_priemstvennosti_mezhdu_detskim_sadom_i_shkoloy.pptx | 585.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организационно-методическое сопровождение Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность - способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач. Существует несколько классификаций ФГ по видам, например: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление Почему уделяется внимание: а) ученики часто не умеют применять полученные на уроках знания для решения жизненных задач, не используют знания в системе; б) Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 (Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования)
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно- деятельностного подхода , обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования , а также в течение жизни. ФГОС и функциональная грамотность
Анализ типов заданий и умений Читательская грамотность Виды чтения: с общим пониманием (о чем этот текст), с пониманием запрошенной информации (найти ответ на конкретный вопрос. Ответ в виде слова, цифры…), полное понимание (способен интерпретировать информацию, ответить «почему»)
Умения функциональной грамотности Выбрать/придумать заголовок к тексту Выбрать/придумать заголовки к абзацам Сопоставить информацию Выстроить в правильной последовательности Сравнивать совокупность признаков Анализировать графики, схемы, рисунки и объяснять их значение Аргументировать свое мнение
Функциональная грамотность Умения для жизни Умение увидеть предмет в событиях из жизни В каких жизненных ситуациях пригодится Ваш предмет? Приводим примеры из обычной жизни (например, рассчитать стоимость товара со скидкой в магазине – математика)
Примеры заданий. Какие продукты можно хранить без холодильника, а какие надо убрать как можно скорее ? Какую одежду надо взять с собой для поездки на Север? Экспериментирование. Например , в опытно-экспериментальной деятельности о свойствах воды, когда мы показываем детям как соль растворяется в воде, необходимо от практического опыта перейти к вопросам, к мысленному эксперименту («Растворяется ли песок в воде, бензин?», «Что будет если помыть машину в речке?» и др.), тем самым мы подводим детей к глубокой взаимосвязи полученных знаний с реальной жизнью, с теми ситуациями, которые в этой реальной жизни встречаются, в данном случае - к экологическим проблемам. Естественно-научная грамотность ЗАДАЧИ: Организация познавательно-исследовательской деятельности (предоставляется возможность самостоятельно проводить простейшие опыты по различным темам ). Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний . - Умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами. - Умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
Примеры заданий. Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний а) проблемное обучение. Задача : Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь ? б) «Путешествие по карте». Детям предлагается по три карточки, на одной из которой изображен памятник культуры другой страны (например, Московский Кремль, Эйфелева башня, Статуя Свободы). Ребенок должен убрать то, чего в России нет. в) Триз (теория решения изобретательских задач) «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» г) … Естественно-научная грамотность и познавательное развитие
Примеры заданий. Задание: с емья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? Задание: к ак можно определить время, если нет часов ? проблемно-поисковые ситуации «Что будет если …?», сюжетно-ролевые, режиссерские игры, коммуникативные игры, детское словотворчество, игры-экспериментирования и игры-путешествия, театрализованные игры, коллекционирование, метод проектов, беседы воспитателя и детей с элементами игры . Функциональная грамотность и социально коммуникативное развитие
Мама попросила тебя помочь сходить в магазин и разрешила на сдачу купить что-то для себя. Посмотри на список покупок и на витрину магазина. Что ты купишь себе на сдачу? Ты хочешь купить букет цветов в подарок маме. У тебя есть ____. Цветы стоят: розы ___, тюльпаны ___, нарциссы ____. Твоя мама любит розы, но она любит и другие цветы, если букет большой. Какие цветы и сколько ты купишь для своего букета? …? Математическая грамотность
В сказке «Репка» семь персонажей. Сколько раз нужно произнести слово «тянут» в предложении «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут…»? В сказке «Теремок» животные строят теремок. Сколько животных участвует в строительстве, если известно, что сначала пришли мышка и лягушка, потом заяц, потом лиса, потом волк, а потом медведь? Составьте план сказки «Колобок», используя цифры для обозначения частей плана. Математическая грамотность и речевое развитие
В ходе продуктивной деятельности по изобразительной деятельности, конструированию, создавая образы предметов, явлений, событий мы вызываем у детей их ассоциации с геометрическими фигурами, опираемся на знания и представления детей о величине, форме предметов, закрепляем моделирование геометрических фигур, способствуем умению анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей, закрепляем счет, ориентировку в пространстве (ближе, дальше), ориентировку на листе бумаги (вправо, влево, ближе, дальше), во времени (времена года, части суток), закрепляем понятия сначала, потом, учим чувству времени, умению регулировать деятельность в соответствии со временем и т.д.), развиваем способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы и т. д .). В ходе действий с художественными материалами (красками, глиной, пластилином, бумагой, природным материалами и т.д.) у детей формируются и обогащаются первичные представления о их свойствах. Можно использовать разнообразные дидактические игры, игровые задания. Например : купить на ___ руб. материалов для рисования, например, пейзажа. В результате выполнения задания дети делают свой выбор из представленных возможностей, у них появляется представление о сравнительной стоимости и т.д . Функциональная грамотность и художественно -эстетическое развитие
Формирование речевой активности дошкольников подвижные игры с текстами защита индивидуальных проектов разрезные карточки. Формирование финансовой и математической грамотности о риентировка в пространстве о риентировка на местности. Формирование естественнонаучных представлений и спользование ИКТ технологий л эпбуки э кспериментальная деятельность( «Газировка») Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования у частие в кроссах, лыжня России, олимпиадах и т.п. с дача норм ГТО. Функциональная грамотность и физическое развитие
задания на выявление причинно-следственных связей формулирование выводов выявление недостатков и преимуществ составление плана действий сопоставление и объединение информации из разных источников сокращение текста (убрать лишние слова) поиск аналогий, межпредметных связей нахождение оценочных суждений и фактов Какие задания еще могут быть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой
Преемственность между детским садом и школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Школьное обучение никогда не ...
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...
Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...
Преемственность между детским садом и школой
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...
План работы по преемственности между детским садом и школой
Продолжать работу по преемственности детского сада и школы....
Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе. преемственность между детским садом и школой"
В материале представлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Подробно разбираются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети перед поступленеим в школу и объясняется,...