Доклад на тему: «Игровая деятельность в формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста»
материал

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.odt21.43 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya_2.ppt223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа № 1 г. Немана»

Доклад

на тему:

«Игровая деятельность в формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Рыльская Н.В.

Неман 2022


«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».В.А.Сухомлинский.

Освоение детьми геометрических фигур осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.

Когда ребенок начинает различать геометрические фигуры? Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что такой возможностью обладают дети 3–4 месяцев .

Уже во второй младшей группе детей учат распознавать и правильно называть геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник. Дети данной возрастной группы еще не готовы усваивать эталоны формы, у них возникают представления на уровне игровых действий, поэтому следует знакомить их с несколькими фигурами путем сравнения предметов по форме, установлению сходства или отличия и при этом не требовать от них обязательного запоминания названий. Важно, чтобы дети замечали особенности: такая, похожая, не такая. Сначала малыши выполняют действия, накладывая один предмет на другой или тесно прикладывая один к другому. Постепенно от внешних практических приемов сравнения дети переходят к сравнению на глаз. Это дает им возможность сравнивать по внешним признакам и такие предметы, которые нельзя наложить один на другой или приложить один к другому (например, мяч, куб) .

Рассмотрим особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей третьего года жизни. К 3-м годам дети усваивают названия форм: круглый мяч, круглая тарелка. Они могут ориентироваться в окружающем пространстве с учетом двух свойств - формы и величины или формы и цвета. Дети еще не знают свойств геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника. Фигуры воспринимаются как игрушки, чтобы строить дом, поезд и т. д. Поэтому в числе предметов для игр обязательно должны быть геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дети узнают название и свойства этих форм, обследуя их контур осязательно-двигательным и зрительным путем. Важно научить детей видеть форму предметов и элементарно группировать их на округлые и угольные .

Формирование представлений о геометрических фигурах детей 3-4 лет основано на сенсорном восприятии формы предметов и геометрических фигур. Фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно. Поэтому, дети четвертого года жизни учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами изучения этих фигур с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками .

Изучение детьми формы предмета включает такие действия: показ геометрической фигуры, обследование с помощью конкретных практических (обводятся по контуру) действий; сравнение фигур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме. Для наиболее эффективной работы следует выделять особенности геометрических фигур попарно: круг и квадрат, квадрат и куб, шар и куб. Модели нужно брать разные по цвету и размеру, чтобы легче было воспринимать их на ощупь, находить по образцу, а также правильно называть их отличительные признаки .

Важно закреплять особенности геометрических фигур во время рисования, лепки, аппликации. Дети этого возраста при проведении соответствующей целенаправленной работы могут анализировать сложные формы. Так, они создают орнамент из цветных геометрических фигур. При этом анализируют рисунок, выделяют в нем отдельные геометрические фигуры, обследуют их по контуру и отображают.

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей пятого года жизни в игровых упражнениях позволяет научить их видеть множество и его подмножества, выделенные по разным признакам.

Используя геометрическую мозаику, рекомендуется обратить внимание детей на то, что из двух треугольников можно выложить квадрат, а из других двух – прямоугольник и так далее. Основная задача состоит в том, чтобы познакомить детей с основными свойствами фигур.

Раскладывая фигуры и называя их формы, количество, размер и цвет, дети закрепляют и обобщают приобретенные знания.

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей шестого года жизни должно быть посвящено формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

Дети старшей группы узнают о том, что геометрические фигуры можно, условно, разделить на две группы:

1. плоские (круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник);

2. объемные (шар, куб, цилиндр).

Методика формирования геометрических знаний принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным. Широко используется методический прием - измерение условной меркой.

Дошкольники учатся обследовать форму, выделять характерные особенности, находить сходство и отличие предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами. При этом нужно придерживаться определенной последовательности: сначала выделять общие контуры и основную часть, потом определять форму, пространственное положение. Также следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры.

У детей седьмого года жизни предусматривается углубление представлений о геометрических фигурах как эталонах формы предметов. Они выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, конструируют. В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей. Основной прием - обследование. Нужно научить дошкольников как можно внимательнее обследовать характерные особенности формы.

Во время занятий широко используются накладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Дети вырезают плоские геометрические фигуры, объемные - лепят из пластилина, глины. Эта работа тесно связана с обучением элементам письма: обведение клеток, рисование кружочков, овалов, проведение прямых и наклонных линий.

Во время занятий во всех возрастных группах используется деятельностный подход, знание не дается в готовом виде, а постигается дошкольниками путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Большое значение для обобщения знаний о фигурах имеют упражнения на группировку, классификацию (по форме и по другим признакам) и на упорядочение по размерам.

В процессе формирования представлений о новых фигурах нужно придерживаться следующей последовательности:

а) наложение или приложение фигур; этот прием позволяет воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;

б) обследование фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры, словесное описание фигур;

в) разнообразные действия с фигурами (дети пробуют прокатить модели фигур, положить, поставить в разных положениях); это позволяет выявить характерные свойства;

г) игры и упражнения для закрепления умений распознавать и называть фигуры;

д) упражнения на упорядочение фигур в порядке увеличения или уменьшения размеров, упражнения на группировку и классификацию по разным признакам.

В дошкольном возрасте дети решают элементарные задачи на составление фигур из других фигур и на их разбиение. Например, из квадрата и треугольника строят домик или рассказывают, какие фигуры взяли для того, чтобы построить кораблик. Решение задач способствует закреплению, углублению знаний о геометрических фигурах, а также развитию пространственных представлений и мышления детей.

Систематически должны проводиться в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из пластилина, палочек, бумаги, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур. В ходе выполнения таких заданий происходит формирование представлений о геометрических фигурах. Это могут быть задания на:

построение геометрических фигур;

разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;

формирование умения читать геометрические чертежи и др.

3) продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая использование дидактических игр, развивающих игр и 30 математических развлечений.

Дошкольники также должны получить представления о связях и отношениях между геометрическими фигурами и понятиями. Формирование представлений о геометрических фигурах осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве. Процесс восприятия детьми старшего дошкольного возраста величины и форм предметов заключается в установлении связей между свойствами и формой фигур. Процесс восприятия детьми геометрических фигур проходит через следующие 3 этапа:

- Первый этап – дети младшего дошкольного возраста воспринимают геометрические фигуры как целое, она не умеют выделять в ней отдельные элементы, не замечают сходства и различия между фигурами.

- Второй этапе – дети среднего дошкольного возраста проводят анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливают отношения между ними, в результате – выявляются свойства геометрических форм.

  • Третий этап – старший дошкольный возраст, дети в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.

Таким образом, у детей формируются первые представления о геометрических фигурах, знания детей постепенно расширяются, углубляются .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игровая деятельность в формировании геометрических представлений у детей дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Рыльская Н.В.

Слайд 2

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский .

Слайд 3

Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано , уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов.

Слайд 4

Во второй младшей группе детей учат распознавать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Слайд 5

К 3 годам дети усваивают названия форм. Они могут оиентироваться в окружающем пространстве с учётом свойств : формы или величины, или формы и цвета. Фигуры воспринимаются как игрушки, чтобы строить дом, поезд и т.д.

Слайд 6

пользуясь приёмами изучения тактильно- двигательного и зрительного анализаторов. Дети 4 года жизни учатся различать шар, куб, квадрат, круг,

Слайд 7

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей 5 года жизни в иговых упражне- ниях позволяет научить их видеть множество и подмножества, выделенные по разным признакам.

Слайд 8

Дети старшей группы узнают о том, что геометрические фигуры можно разделить на 2 группы: 1. плоские( круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырёхугольник); 2.обьёмные ( шар, куб, цилиндр).

Слайд 9

Методика формирования геометрических прдставлений не изменяется. Широко используется методический приём- измерение условной меркой.

Слайд 10

У детей 7 года жизни предусматривается углубление о геометрических фигурах как эталонах формы предметов. Они выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, конструируют.

Слайд 11

«Расскажи –и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Конфуций Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).

В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал  с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста

консультация для воспитателей "Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста"...

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Статья "Использование игровой технологии в формировании пространственных представлений у детей дошкольного возраста"...

Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

При использовании дидактических игр ребёнок учится правильным приёмам обследования формы предметов и развивается способность выявлять простейшие свойства геометрических фигур....

Тема "Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста"

Тема работы "Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста". В статье освещены значение, роль,методы и приемы  по формированию геометрических представлений у де...