Развитие детей дошкольного возраста
методическая разработка

Азаматова Айгуль Рахимьяновна

Развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detey_doshkolnogo_vozrosta.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей дошкольного возраста

Роль дошкольного образования в развитии ребёнка огромна. В дошкольном возрасте происходит формирование личности и развитие индивидуальных способностей ребёнка, закладываются основы характера и ценностные установки. Детство - это период, когда ребёнок познаёт мир и себя в нём, экспериментирует, делает свои первые открытия. Поэтому дошкольное детство является уникальной порой, когда создаётся база для формирования у детей основ культуры, позитивного отношения к миру и самому себе, а также формируется чувство ответственности за себя и других.

В дошкольных образовательных организациях дети находятся в коллективе своих сверстников, они учатся общаться, играть и взаимодействовать друг с другом. Таким образом, под руководством воспитателя осуществляется их социальное развитие.

В детском саду проводятся занятия по пяти образовательным областям: по познавательному, социально-коммуникативному, физическому, речевому, художественно-эстетическому развитию.

В детских садах создаются условия для всестороннего развития детей: оборудованы игровые комнаты с различными дидактическими играми, пособиями, имеются спальни, столы для занятий, музыкальный зал, физкультурный зал, имеется спортивный участок, где можно заниматься физкультурой на свежем воздухе.

Развитие детей дошкольного возраста включает в себя множество аспектов, необходимых для гармоничного роста и формирования личности. В этом периоде закладывается фундамент для будущего обучения, социальной адаптации и эмоционального интеллекта. Важно, чтобы дети имели возможность развивать не только когнитивные навыки, но и физическую активность, креативность, а также навыки общения.

Одна из ключевых составляющих этого процесса — игра. Через игру дети осваивают окружающий мир, учатся взаимодействовать с другими, решать задачи и проявлять инициативу. Разнообразные игровые культурные практики, такие как сюжетно-ролевые игры, конструирование и эксперименты, способствуют развитию воображения и критического мышления.

Социальное взаимодействие также играет важную роль в дошкольном возрасте. Дети учатся работать в группе, уважать мнение других, делиться ресурсами и принимать решения совместно. Это формирует у них чувство принадлежности и ответственность за своих товарищей.

Наконец, эмоциональное развитие невозможно без поддержки со стороны взрослых. Четкое понимание эмоций, их выражение и осознание своих чувств позволяют ребенку развивать эмоциональный интеллект, что в будущем поможет ему строить здоровые отношения и справляться со стрессовыми ситуациями.

Благодаря дошкольному образованию обеспечивается развитие детей, формирование у них познавательных интересов, мыслительных процессов, фантазии и творчества. Для этого в детском саду проводятся занятия художественно-эстетического содержания, в ходе которых дети получают возможность проявлять творческие способности в рисовании, лепке, конструировании, аппликации.

Благодаря занятиям физической культурой дети получают полноценное развитие своих двигательных качеств. В детском саду создается оптимальный двигательный режим.

Педагоги целенаправленно формируют в детях ценности здоровья, стремятся к сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Формируя у детей привычку здорового образа жизни, воспитатели организуют подвижные игры в течении дня,  проводят физкультминутки во время образовательной деятельности. В детском саду проводятся различные спортивные праздники, дни здоровья, в ходе которых у детей формируется привычка здорового образа жизни. Педагог должен обеспечить оптимальный двигательный режим, он следит за тем, чтобы малоподвижные дети тоже включались в подвижные игры.

Задача педагога состоит в том, чтобы донести через активные формы работы (игровые умения, проявление заботы, физкультурно – оздоровительную деятельность, с помощью слова формирование положительной оценки) знания, выработать у дошкольников уверенность в себе и в своих возможностях, перспективы успешного жизнепроживания, заложить основы ЗОЖ.

В детских садах используется личностно-ориентированное обучение, когда учитываются индивидуальные и личностные особенности детей. Каждый воспитатель стремится  к развитию личности ребенка, раскрытию его возможностей, талантов, способствуя становлению самосознания, самореализации.

Находясь рядом с детьми, педагог создает условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками: собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям; привлекая внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого.

Задача воспитателя – помочь детям жить в окружающем мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Воспитатель должен осознать и реализовать содержание образования в интересной для ребенка форме и применить адекватные методы. Поэтому воспитатель организует для детей регулярное чтение сказок, рассказов, стихотворений. Под руководством педагога дети играют в театрализованные игры, учатся пересказывать сказки. Таким образом, осуществляется их подготовка к обучению в школе.

Воспитатель должен быть гуманным по отношению к детям, уважать их чувства, не диктовать, а искать вместе с детьми. Поэтому очень часто проводятся занятия по экспериментированию, по наблюдению за объектами живой и неживой природы. Развивая познавательные процессы, воспитатель закладывает основы для творческой думающей личности. Для этого используются следующие методы и приемы: во-первых, активное вовлечение детей в процесс обучения через диалог и обсуждение. Вопросы, которые заставляют детей размышлять и анализировать, способствуют развитию критического мышления и повышают интерес к познанию. Важным аспектом является и создание атмосферы доверия, где каждый ребенок может свободно высказывать свои идеи и мнения.

Во-вторых, применение игровых методик помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и интерактивным. Игры, направленные на решение проблем и выполнение задач, развивают не только познавательные способности, но и умение работать в коллективе, принимать решения и управлять эмоциями. Это, в свою очередь, формирует навыки, которые будут полезны в дальнейшей жизни.

В-третьих, использование визуальных и практических методов обучения позволяет учить детей не только теории, но и практическому применению знаний. Эксперименты, трудовая деятельность и проекты способствуют глубокому пониманию материала и развивают творческое мышление, что является ключевым элементом формирования богатой и креативной личности.

В детском саду должно быть весело, интересно, познавательно. Для этого педагоги используют различные образовательные технологии: проектную деятельность, утренний круг, экспериментирование, нетрадиционное рисование и т.д.

Итак, разработка образовательных технологий и их внедрение в педагогический процесс являются обязательным условием развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Новикова Г.П. Проблемы внедрения инновационных образовательных технологий в педагогический процесс дошкольных образовательных организаций в условиях вариативности образования  / Г.П. Новикова, М.В. Лазарева // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. – URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 05.09.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...