АОП (ИОМ) для ребенка с ЗПР
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей
Разработано ППк МБДОУ№15 «Ромашка» Протокол №_______ «___» ___________2023г. | Согласовано: _________________________ «___» ________________2023г. | Утверждаю: Заведующая МБДОУ №15 «Ромашка» ____________ Е.А. Топоева «___» _______________2023г. |
Адаптированная образовательная программа на
воспитанника разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
на 2023 – 2024 уч. год
1.1. Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа (далее – АОП, ИОМ) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». АОП определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
АОП спроектирована на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
- Постановления Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.
АОП создана с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитана на детей с ТНР, не усваивающих образовательную программу МБДОУ № 15 «Ромашка». В АОПе определяются специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.
1.1.1.Цели и задачи реализации АОП (ИОМ)
Целью АОП является - построение системы работы для детей с ЗПР в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию АОП (ИОМ)
В основе реализации ИОМ лежат следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;
- принцип признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Значимые для разработки и реализации АОП характеристики.
Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Мать (ФИО, образование, место работы) Отец (ФИО, образование, место работы) | Заключение ТПМПК | Заключения специалистов: |
Неравномерная недостаточность познавательной деятельности. Уровень обучаемости снижен. ОНР II – III с ДК. |
Характеристика
В МБДОУ №15 «Ромашка» Роберт поступил из д/с «Золушка». Воспитанник посещает данную группу детского сада «Ромашка» с сентября 2023 года. Болеет не часто, детский сад посещает охотно, с желанием. Отношение со сверстниками складываются дружеские. Мама уделяет должное внимание внешнему виду и одежде ребенка, всегда интересуется, чем ребенок занимался в течение дня. Из сада забирают вовремя.
Воспитанник мало контактен, сам не всегда проявляет инициативу в общении с взрослыми, не активен, малообщительный. В игре активен со сверстниками, но не со всеми выбирает себе партнера, в игре не является лидером. Отношения с взрослыми складываются неоднозначно, так, как ребёнок в основном молчит с малознакомыми взрослыми. Не нуждается в постоянном контроле и многократном повторении требований взрослого.
Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, «стесняется» отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха не всегда вызывает у ребенка положительные эмоции, на замечания огорчается, бывает до слёз. Темп работы медленный. На занятиях сидит спокойно, не мешает детям. У воспитанника отсутствует активность, любознательность, самостоятельность, ждёт подсказок и помощи взрослого. Работает на занятии без интереса, невнимательно и часто работы не имеют логического завершения.
Роберт плохо владеет устной речью. Речь невнятная, словарный запас активного и пассивного словаря не соответствует возрастной норме. Имеет затруднения при употреблении обозначающие предметы и явления, не использует в речи сложные предложения, не использует интонацию, как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности. Не может рассказывает о собственных наблюдениях, переживаниях, о собственной практической деятельности. Испытывает трудности при классификации и обобщает предметы и их признаки. Не всегда понимает и правильно употребляет предлоги (на, над, под, за, между, перед). Понимает и называет слова, противоположные по значению. Не составляет описательные рассказы по предметам, испытывает трудности в пересказе сказок и рассказов. Имеет трудности при составлении творческих рассказов. Не устанавливает и не объясняет причинно-следственные связи. Испытывает трудности в повторении предложении из трёх и четырёх слов, заучивание стихотворения.
Испытывает трудности в пространственном и временном ориентировании. Состояние погоды, явлений природы не всегда различает и правильно их называет, не всегда правильно называет времена года их отличительные признаки.
Затрудняется и выделить строение растения, не распознаёт растения ближайшего окружения. Выделяет общие существенные признаки растений, животных и насекомых. Знает и умеет рассказать об окружающих его постройках (дом, д/сад, магазин и т.д.) имеет трудности в правильно называет транспортные средства и классифицирует их по видам. Знает и называет членов семьи. Не может правильно классифицирует предметы домашнего обихода
Испытывает трудности при установлении причинно-следственных связей, наблюдаемых явлений и событий.
Владеет прямым счётом в пределах 10, обратным нет. Не всегда соотносит число с количеством предметов. Испытывает трудности в составе чисел из отдельных единиц. Сравнивает предметов. Не всегда осмысливает и выполняет несложные арифметические действия. Не умеет составлять задачи, записывать решение, не имеет трудности в уравнивании групп предметов (по форме, по размер, по количеству). Не ориентируется на листе бумаги, в пространстве и во времени. Не называет дни недели, путается в определении: вчера, сегодня, завтра. Знает части суток, и их последовательность
Не умеет воспринимать и понимать прочитанный текст и отвечать на вопросы по содержанию текста Роберту сложно оценить поступки героев, узнать героев по отрывкам знакомых произведений. Затрудняется называть автора произведений.
Испытывает трудности при самостоятельном придумывании разных сюжетных игр. Создаёт необходимую предметно-игровую среду (когда играет в конструктор). Подвижные игры в самостоятельной деятельности не использует. Самостоятельно не испытывает желание участвует в эстафетах соревнованиях. Играет в выборочные (где чувствует успешность) дидактические игры, правила игры иногда перестраивает под себя. Умет договариваться со сверстниками.
Навыками самообслуживания владеет. Ест выборочно. Не имеет трудности с засыпанием, сон спокойный, продолжительный.
Мелкая моторика рук и физическое развитие недостаточно развиты и не соответствуют возрастным нормам ребёнка.
Цель индивидуального образовательного маршрута: | Создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования ребёнка в соответствии с его возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями, психолого-педагогической и коррекционно-развивающей поддержки, позитивной абилитации и социализации. |
Задачи индивидуального образовательного маршрута: | Осуществлять индивидуальную психолого-педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям ребёнка. |
Формы реализации: | Индивидуальные (групповые) занятия, ООД в группе с дифференцированым подходом к ребёнку с ОВЗ, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы и т.д. |
Формы работы с родителями: | Консультации, практикумы, собеседования. Обучение родителей технологиям сопровождения ребенка с ТНР. Совместное пребывание ребенка и родителей на индивидуальных консультациях, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники. |
Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая специалистами консилиума:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ФЭМП
Учителя-дефектологи Топоева Е.А., Соколинская З.Ш.
Форма работы: подгрупповая, индивидуальная
Цель: Формирование элементарных математических представлений. уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности. Активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.
Выявленные проблемы | Задачи |
Познавательная пассивность, несформированность произвольной деятельности и самоконтроля. Трудности в развитии пространственных представлений, Инертность нервных процессов, трудность формирования тонких дифференцировок, недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восприятия, а также его фрагментарность, замедленность и не дифференцированность, трудности актуализации представлений, узнавания предметов в необычном положении, различения фигуры и фона, целого и части, слабость аналитико-синтетической функции мышления и недоразвитие функции речи. | Соотнесение числа и количества предметов. Сравнение предметов. Формирование понятий «сверху», «снизу» «высокий -низкий», «выше - ниже», одинаковые по высоте, «спереди»,«сзади» («перед», «за, «между»), «левое», «правое», «один», «много», «мало», «несколько», «длинный» -«короткий», «длиннее» -«короче», «одинаковые по длине». «далеко», «близко» («около», «рядом»), «внутри», «снаружи», «столько же», «одинаково», «поровну», «вчера», «сегодня»,«завтра», «раньше»,«позже». «толстый» - «тонкий*, «толще* -«тоньше*, «одинаковые по толщине», «пара». Знакомство с образованием и составом чисел Учить счету в прямом и обратном порядке сравнению множеств. Знакомить с частями суток, их последовательностью. |
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Не достаточно сформирована ориентировка в пространстве и собственном теле (право, лево) | - учить определять правую и левую руку, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах, рисунке, столе, листе бумаги | Д/и: «Положи в правом верхнем углу, в нижнем левом, посередине, между…», «Муха полетела влево, вправо…», «Назови, что нарисовано», «Найди, где спрятался…». Графический диктант, графические задания, игры «Воскобовича» (Игровизор) и др. | Выполнение домашних заданий по ознакомлению с окружающим миром; Закреплять познавательный интерес к окружающему миру; Беседовать с ребенком по лексическим темам недели; Закреплять навыки ориентации в пространстве, по средством рекомендованных дидактических игр; Закреплять навыки ориентации во времени. Закреплять представления ребенка о цвете и форме во время свободных игр, прогулок. |
Не достаточно развита ориентировка во времени (плохо знает части суток, дни недели, времена года) | - учить называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра; -. закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года. | Д/и: «Что раньше», «Дни недели», «Что раньше», «Времена года», «Части суток», «Чем отличается день от ночи», игры с прищепками Познавательные беседы, мультипликационные материалы (развивающие мультфильмы, презентации); наглядные материалы (плакаты, картины). | |
Не достаточно сформированы представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях | - закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях | Беседы: «Мой папа, моя мама»; «Моя семья»; «Отдыхаем всей семьей»; «Что делают наши мамы и папы»; «Младшие и старшие члены семьи» Д/и: «Кто для кого?»; «Найди сходства и различия». | |
Слабо сформированы представления о цвете, форме, величине | - закреплять знания о цвете (зеленый, фиолетовый, розовый, серый, оранжевый), форме (прямоугольник, овал), величине (длинный-короткий, высокий-низкий и т.д.) | Д/и: «Цветная шнуровочка», «Найди пару», «Найди предметы в комнате квадратной формы, треугольной формы и т. д.», «Найди предметы в комнате красного, синего и т. д. цвета» «Опиши предмет по форме, по цвету», «Найди друзей для фигуры», | |
Слабо владеет обобщающими понятиями по лексическим темам | - закреплять умение использовать обобщающие понятия по всем лексическим темам (посуда, одежда, обувь, головной убор и т.д.) | Д/и: «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Перечисли 5-6 предметов мебели, одежды и т.д.» Познавательные беседы, мультипликационные материалы (развивающие мультфильмы, презентации); наглядные материалы (плакаты, картины). |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Учитель-логопед: Марьясова Н. П.
Цель: Постановка, автоматизация, дифференциация поставленных звуков и закрепление их в спонтанной речи. Формирование грамматического строя речи. Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие просодической стороны речи. Развитие связной речи и навыков речевого общения.
Формы работы: индивидуальная, подгрупповая
Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
I этап– подготовительный.
II этап– формирование произносительных умений и навыков.
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
Развитие словаря
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной речи
Профилактика дисграфии | Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые) Конкурсы, викторины, развлечения, праздники. Показ упражнений, Наглядные пособия Альбомы Дидактические игры Компьютерные программы Игрушки рабочие тетради Аудиозаписи Музыкальные и шумовые игрушки Оборудование для развития мелкой и общей моторики. Словесные инструкции Объяснения. Вопросы Беседа. Рассказ. Пересказ Стихи, загадки, пословицы, поговорки. Формирование речевых навыков с использованием специальных упражнений и игр. «Отгадай, что звучит» «Разговор шепотом» «Угадай, кто говорит» «Услышишь-хлопни» «Где позвонили?» «Скажи, что ты слышишь» «Тихо-громко» «Продавец-покупатель» (крупы) «Жмурки с колокольчиком, с голосом» «Солнце или дождик» «Чей голосок» «Сказка о веселом язычке» «Гимнастика артикуляционная» «Забей гол Дракоше» «Волшебные бабочки» «Сдуй листочек, снежинку» «Задуй свечу» «Фейерверк» «Загони мяч в ворота» «Лесенка» «Звуковые дорожки» «Часы» «Громко-тихо» «Послушай повтори» «Бусы» «Собери картинку» «Улитка» «Ромашка» «Поезд» «Поймай на удочку» «Загадки» «Яблонька» «Забей мяч в ворота» «Чудесный мешочек» «Собери бусы» « Волшебная иголочка» «Пальчики здороваются» «Скажи наоборот» «Рассели картинки по домам» «Тучи и капельки» «Раздели слова на слоги» «Найди самое длинное и самое короткое слово» «Дополни слово» «Измени слова» «Цепочки слов» «Найди место звука в слове» «Подбери схему к слову, предложению» «Найди пару» «Камень-вата» «Один-много» «Какой, какая, какое?» «Чей, чья, чье?» «Назови ласково» и тд. | Совместные игры на развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия, дыхания Выполнение домашних заданий по закреплению правильного звукопроизношения, по формированию лексико-грамматического строя, связной речи, звукобуквенного анализа и синтеза. Читать книги и обсуждать прочитанное. Если ребенок пересказывает содержание сказки (рассказа), составляет рассказ по картинке, допуская речевые ошибки, не перебивайте ребенка, укажите на ошибки после того, как ребенок закончит высказывание. Консультация невролога. |
Воспитатели Тулпарова Н.П., Марьясова Н.П.
Цель: развитие речи у детей, закрепление и автоматизирование поставленных звуков.
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Рекомендации для родителей |
выявленные проблемы учителем – логопедом | По рекомендациям учителя - логопеда | ||
Словарный запас. Плохо подбирает антонимы и анонимы к слову, образовывает относительные и притяжательные прилагательные. | Учить использовать в речи антонимы, расширять словарь качественными прилагательных Образовывать относительные и притяжательные прилагательные. | Д.и: «Назови какой предмет», «Противоположности», «Назови другим словом», «Опиши предмет, «Угадай описываемый предмет», «Чей хвост?». | Закреплять умение ребенка использовать в речи антонимы, расширять словарь качественными прилагательных (уметь описывать предмет по цвету, вкусу, форме, материалу и другим признакам). Образовывать относительные и притяжательные прилагательные (резиновый заячий). |
Грамматический строй речи. Плохо составляет рассказы по серии картин, с трудом пересказывает короткие произведения. Не согласовывает существительные с прилагательными; местоимения с прилагательным. Не умеет образовывать по образцу глаголы с помощью приставки приехать, уехать, заехать и др., существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Плохо подбирает родственные слова, образовывает сравнительную и превосходную степень прилагательных | Учить составляет рассказы по серии картин, с трудом пересказывает короткие произведения. Учить согласовывать существительные с прилагательными; местоимения с прилагательным. Учить образовывать по образцу глаголы с помощью приставки, сравнительную и превосходную степень прилагательных, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, подбирать родственные слова. | Д.и: «Расскажи стихи руками», «С какой сказки герой», «Расскажи сказку, пересказ», «Придумай историю по картинкам». Д.и: «Какая….?», «Мой, моя, моё», «Скажи ласково»,
| Закреплять составляет рассказы по серии картин, с трудом пересказывает короткие произведения Закреплять умение ребенка согласовывать существительные с прилагательными; местоимения с прилагательным, образовывать по образцу глаголы с помощью приставки, существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, подбирать родственные слова, образовывать сравнительную и превосходную степень прилагательных |
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений Не может подобрать слова на заданный звук Трудности вызывает определения места звука в слове, Путает понятия звук, слог. | Учить подбирать слова на заданный звук, находить нужный звук в словах, учить различать звук и слог. | Д.и: «Найди предмет на звук…», «Повтори за мной», «Что лишнее?», «Кто назовет больше слов на звук….», «Угадай, что это», «Где стоит звук…». | Закреплять умение ребенка подбирать слова на заданный звук, находить нужный звук в словах, различать звук и слог. |
Развитие мелкой моторики. | Совершенствовать мелкую моторику рук. | Работа с карандашом – обводка по контуру, штриховка др. Печатание букв. Обводка, мозаика, складывание пазлов. | Рекомендовать родителям работать дома с карандашом – обводка по контуру, штриховка др., мозаика, складывание пазлов. |
Недостаточно сформирован интерес к художественной литературе. Охарактеризовать героя сказки отмечая его внутренние качества, состояние. | Продолжать прививать интерес к художественной литературе. Продолжать закреплять жанры: сказки, рассказы, стихи. | Д/И: «Назови любимую сказку», «Что это (сказка, рассказ, стих)?», «Расскажи любимую сказку», «Узнай героя из сказки или рассказа», «Узнай поэта, писателя по иллюстрации» Беседы: «Какая сказка (рассказ, стих) тебе нравиться и почему», «Как могла бы закончиться сказка…» , «Персонаж (лиса, кот и т.д.) в сказках какая?» | Закреплять интерес к художественной литературе, через чтение сказок, рассказов, стихотворений. Беседы о характере и качествах персонажей прочитанного. |
Педагог психолог – Суханова Д.А.
Цель: Развитие ВПФ, познавательной активности, познавательных процессов и интереса к окружающему миру в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями.
Задачи:
- развивать психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь;
- развивать приёмы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения и абстрагирования;
- развивать ориентацию в пространстве, относительно своего тела;
- формировать представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и взаимодействии внешних объектов и тела;
- развивать мелкую моторику рук ребёнка;
- развивать произвольные функции контроля и планирования своих действий.
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Слабо развиты познавательные процессы | Развивать психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь.
| Д/и: «Чудесный мешочек слов», «Назови детеныша», «Профессии», «Узнай по голосу», «Узнай по описанию», «Ходит, ползает, летает», «Живое – неживое», «Съедобное – несъедобное», «Отгадай, кто это?», «Кто где живет», «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?», «Веселый счет», «Большой - маленький» и др. | Закреплять познавательный интерес к окружающему миру, тренировать память, внимание, восприятие, мышление, воображение и речь, используя рекомендованные дидактические игры. |
Не развито логическое мышление, испытывает трудности в установлении причинно – следственных связей. Трудности при анализе, синтезе, сравнении и обобщении, классификации и исключении. | Учить устанавливать причинно – следственные связи. Развивать приёмы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения и абстрагирования. | Д/и: Составь рассказ по плану, «Назови одним словом», «Противоположности», «Природные явления», «Овощи «фрукты», «Жара – холод», «Грибы – ягоды», «Что из чего сделано», «Раздели на группы», «Подбери пару», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Животные и детеныши», «Закончи предложение», «Что напутал Незнайка», «Что забыл нарисовать художник» и др. | Закреплять умения устанавливать причинно – следственные связи через приёмы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, развития навыков группировки и классификации, исключения и абстрагирования, используя рекомендованные дидактические игры. |
Трудности ориентации в пространстве, относительно своего тела. | Развивать ориентацию в пространстве, относительно своего тела. Формировать представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и взаимодействии внешних объектов и тела. | Д/и: «Повтори за мной», «Назови, что где нарисовано», «Слушай и выполняй повороты вправо, влево начинай», «Нарисуй в правом верхнем углу, в нижнем левом, посередине, между…), «Скажи что у тебя вверху, внизу, на столе, за тетрадью», «Закрась предмет справа от дерева, слева от цветка». | Закреплять навыки ориентации в пространстве, относительно своего тела и взаимодействии внешних объектов и тела по средством рекомендованных дидактических игр. |
Трудности ориентации во времени. | Закреплять навыки ориентации в пространстве, относительно своего тела. | Д/и: «Что раньше», «Времена года», «Месяца по временам года», «Части суток», «Чем отличается день от ночи», «Чем отличается весна от осени», «Дни недели». Пазлы, шнуровки, волшебные линии и др. | Закреплять навыки ориентации во времени, представление о изменяющихся природных явлениях и закономерностях отношений в окружающем мире. |
Слабо развита мелкая моторика рук. | Тренировать и развивать мелкую моторику рук | Д/и: «Нарисуй в правом верхнем углу, в нижнем левом, посередине, между…», «Назови, что нарисовано», «Поймай мяч», «Поймай на удочку», «Отгадай загадку и раскрась отгадку». Игры с бусинками, песком, крупы. Графический диктант, волшебные линии, графические задания, мозайка, пазлы, лего и др. | Тренировать мелкую моторику рук через игры с бусинками, песком, крупы, пазлы, шнуровки, волшебные линии, графические задания и др. Консультация невролога. |
Воспитатели
Цель: расширение и систематизация знаний и представлений у детей об окружающей действительности. Активизация словаря детей и формирование навыков связной речи.
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Соотнесение числа и количества предметов. Формировать представления о цифрах от «0» до «9». | Д.и: «Грибы для ёжика», «Засели жильцов в дом», «Считай и шнуруй», «Сколько хлопков – столько нарисуй кругов», «1,3,5 …..», «Какая цифра спряталась», «Назови соседей». | Закреплять представления о цифрах от «0» до «9». Закреплять навыка соотнесения числа и количества предметов |
Учить пользоваться математическими знаками «+», «-», «>», «<», «=». | Д.упр.: «Поставь нужный знак», «Чей домик», «Узнай знак». | Закреплять умения пользоваться математическими знаками «+», «-», «>», «<», «=». |
Учить счету в прямом и обратном порядке сравнению множеств. | Д.и: «Сравни предметы», «На что похоже», «Чем похоже», «Чем отличается» | Закреплять счет в прямом и обратном порядке сравнению множеств. |
Закреплять в речи название геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. | Д.и: «На какую геометрическую фигуру похож предмет» | Буклет «Геометрические фигуры вокруг нас» |
Расширять представления о временах года, частях суток, днях недели. месяцах | Д.и: «Когда это бывает»,«Лови, бросай – дни недели называй», «Неделя стройся», «Узнай время года по описанию, по картинке», «В какое время года тает снег?», «4 лишний». | закреплять представления о временах года, частях суток, днях недели. месяцах |
Закреплять способы измерения величины: длины, массы, пользоваться условной меркой | Д.и:«Какая дорога длинней?», «Чего больше?», «Раздели поровну». | Закреплять способы измерения величины: длины, массы, пользоваться условной меркой |
Учить использовать в речи антонимы, существительные с обобщающим значением (одежда, мебель, животные). | Д.и: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Птицы». | Закреплять использовать в речи антонимы, существительные с обобщающим значением (одежда, мебель, животные). |
Называть части предметов, детенышей животных, профессии. | Д.и: «Чей детеныш?», «Что из чего состоит?», «Назови профессию» | Закреплять названия частей предметов, детенышей животных, профессии. |
Знакомить и закреплять герб, флаг, гимн России, столицу, некоторые государственные праздники и их значение в жизни людей. | Д.и: «Угадай, что спрятано», «Наша Россия», «Что лишнее?», Беседа: «Что за праздник?», «Моя Родина – это…», «Мне нравиться….», «Что я знаю о….?». | закреплять герб, флаг, гимн России, столицу, некоторые государственные праздники и их значение в жизни людей. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Инструктор по физическому воспитанию Бачевская К.С.
Цель: совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей детей группы компенсирующей направленности для детей ЗПР.
Формы работы: групповая
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Рекомендации для родителей |
-не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, -часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. -Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. -отмечается общая моторная неловкость. -отклонения в развитии движений пальцев рук -отмечается чрезмерная замедленность или, напротив, импульсивность | -продолжать работу по укреплению здоровья детей -развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий -способность поддерживать равновесие. -продолжать развивать мелкую моторику -совершенствовать навыки самообслуживания -воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Ежедневно: - утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение; - логоритмические упражнения в образовательной деятельности. 1 раз в неделю занятие в секции «Юный олимпиец» | Беседовать с ребенком дома о здоровом образе жизни. Уделят внимание прогулкам на свежем воздухе. Играть с ребенком в совместные подвижные игры. |
Воспитатели
Цель: совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний у детей о принципах здорового образа жизни.
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Выявленные проблемы инструктор по физическому воспитанию | По рекомендациям инструктор по физическому воспитанию | ||
Мало знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная) | Расширять знания ребенкао принципах здорового образа жизни. | Д.и.: «Проделись с товарищем», «Съедобное, не съедобное», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение» Беседы: «Для чего нужен режим дня (сон, спорт и т. д.)», «Польза…(лука, чеснока, молока и т. д.)», «Я люблю…, потому что…» | Беседовать с ребенком дома о здоровом образе жизни. |
Не называет атрибуты некоторых видов спорта. | Расширить знания ребенка об атрибутах некоторых видов спорта. | Д.и.: «Что от чего?», «Что перепутал художник», «Парочки» | Закреплять знания ребенка об атрибутах некоторых видов спорта. |
Не умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту, через скакалку | Учить ребенка прыгать в длину с места, с разбега, в высоту, через скакалку | Упр.: «Допрыгни до…», «Перепрыгни через…», «Посмотри, что я умею», «1,2,3,4,5, я могу … достать», «Кто дальше (выше) прыгнет?», «Кто дольше пропрыгает на скакалке» | Закреплять умение ребенка прыгать в длину с места, с разбега, в высоту, через скакалку |
Плохо метает предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Продолжать учить метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Упр.: «Попади в цель», «Кто дальше кинет?», «Кто точнее», «Я кидаю, ты лови», «Отбивай мяч» | Закреплять умение метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» Музыкальный руководитель Будко С.А.
Цель: социальная адаптация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами музыкальной деятельности. Создание благоприятных условий для развития музыкально - творческих способностей детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Формы работы: групповая
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Слабая познавательная активность, целенаправленность, контроль, работоспособность. Нарушение процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, не достаточная заинтересованность. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов. Нарушение регуляции произвольных движений. Слабо ориентируется в пространстве. Несформированность техники выполнения движений, недостаточность двигательных качеств. | Пробуждать интерес к музыке, пению, движению под музыку, развивая опорно-двигательный аппарат. Развивать ориентировку в пространстве, вырабатывать координацию при выполнении основных танцевальных движений. Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова. Учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок). Откликаться на музыку разного характера, развивать образное мышление, музыкальное восприятие, навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. Воспитывать культурные привычки, уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера. | Логоритмические упражнения направленные на всестороннее развитие ребенка, на устранение речевых нарушений, на развитие речи в целом -это вокальные упражнения- распевки на развитие дыхания, голоса и артикуляции, развитие координации речи и движения. Упражнения на устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах--логопедическая ритмика-ходьба и маршировка в разных направлениях, упражнения регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, формирующие чувство музыкального размера, музыкального темпа, ритмические упражнения, воспитывающие умению дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения. Дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, упражнения для творческого воображения, творческой инициативы. | Слушать музыкальные произведения для закрепления умения эмоционально воспринимать музыку различного характера (лирического, веселого, шутливого ). «Осень» муз Александрова, «Клоуны» Кабалевсого, «Колыбельная» Свиридова, « Белка» Римского-Корсакова. Закреплять упражнения на развитие слуха и голоса «Путешествие язычка» (В.Емельянов), Песенка автомобиля» (на слоги би-би-би), «Песенка паровоза» (на слоги ту-ту-ту). Повторять песни разученные на музыкальном занятии, обращая внимание на четкое пропевание слов. Играть на детских музыкальных инструментах(дудочка, барабан и т.д.) |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Воспитатели
Цель: совершенствование художественно – эстетических навыков.
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей | |
Художественное творчество (аппликация, лепка, конструирование) | Плохо сформированы навыки работы с ножницами. Не аккуратно наклеивать вырезанные детали. | Продолжать совершенствовать навыки работы с ножницами. Продолжать закреплять навыки аккуратного наклеивания и вырезания Упражнять вырезать круги из квадратов, а овалы из прямоугольников | /и: «Мозаика «Режем прямо». «Вырезай по контуру», «Вырежи и наклей цветы на поляну», «Укрась сарафан», «Украсим одеяло вырезанными геометрическими фигурами), «Укрась покрывало по образцу» | Закреплять совершенствовать навыки работы с ножницами. Продолжать закреплять навыки аккуратного наклеивания и вырезания. |
Плохо владеет навыками лепки | Продолжать совершенствовать навыки лепки используя приёмы: примазывания, скатывания, оттягивания, сплющивания. | Игровые упражнения: «Ощупай и слепи», «Корм для птиц», «Бублик» «Солнышко»» (солёное тесто); «Тарелочка», «Колёса для машины», «Торт», «Забор» (пластилин); «Волшебная палочка» (Глина) | Закреплять совершенствовать навыки лепки используя разные приёмы. | |
Слабо сформированы навыки и умения по изобразительной деятельности. Имеет затруднения в изображении предметов. | Продолжать совершенствовать изобразительные навыки и пространственному расположению рисунка на бумаге. Продолжать способствовать овладению разными способами рисования: традиционными и нетрадиционными. | Д/и: «Волшебные круги», «Дорисуй рисунок»», «Рисуй по схеме», «Угадай по части что нарисовано и дорисуй. | Закреплять изобразительные навыки и пространственному расположению рисунка на бумаге. | |
Слабо развита мелкая моторика рук. С трудом создаёт постройки по образцу, схеме, описанию Испытывает трудности при выполнении поделок «Оригами». | Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук и навыки сооружения построек по образцу, схеме. Продолжать совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать, совмещая ровно уголки. | Игровые упражнения: «Построй по описанию» ; «Замок для принцессы», «Будка для собаки» (по описанию); «Строим башню», «Соблюдай последовательность» Оригами «Делай как я», «Сложи вчетверо», «Собака», «Тюльпан», «Лисичка», «Ёжик» | Закреплять навыки сооружения построек по образцу, схеме. Продолжать совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать, совмещая ровно уголки. | |
Музыка | Недостаточно развиты музыкальные способности: певческие навыки, танцевальные движения. Плохо передаёт ритмический рисунок. | Продолжать закреплять развитие музыкальных способностей, певческих навыков, навыки танцевальных движений Учить передавать ритмический рисунок при помощи хлопков и муз. инструментов. | Д/и: «Передача платочка» (муз. Т. Ломовой), «Упражнение с кубиками» (муз. С. Соснина), «Погремушки» (муз. Т. Вилькорейской), «Повтори за мной», «Хлопай – топай», «Поймай звук», «Оркестр», «Музыкальный букварь», «Повтори за мной» | Закреплять музыкальные способности: певческие навыки, танцевальные движения, ритмический рисунок. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Воспитатели
Цель: развитие социально- коммуникативных навыков.
Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Выявленные нарушения | Задачи коррекционной работы | Содержание коррекционной работы (формы, методы, дидактические средства по коррекции выявленных нарушений) | Рекомендации для родителей |
Не может пошагово планированию продуктивной деятельности | Обучить пошагово планированию продуктивной деятельности | Игровые ситуации: «Что за чем», «Подари подарок», Д.и: «Зеркало», «Что нужно для работы», «Повтори узор», «Что сначала, что потом?». | Закрепить пошаговое планирование продуктивной деятельности |
Игровые навыки и навыки сотрудничества; | Развитие игровых навыков и навыков сотрудничества; | С.Р.И. «Новоселье куклы», «Больница», «Магазин», «Салон красоты». Д.и: «Подбери наряд для куклы», «Ты мне, я тебе», «Парочки». «Модница», «Найди игрушку». Подвижные игры и упражнения: «Хитрая лиса» «Чучело», «Расколдуйте меня», «Красочки», «Бег парами». Игры драматизации «Перчатки», «Бабушка Маланья», | Закреплять игровые навыки и навыки сотрудничества; |
Не может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации, эмоционально | Учить определять базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации, эмоционально | Игровое упражнение: «Расскажи Айболиту о себе», «Кто это?», «какое настроение у героя?». Д.и: «Лото настроений», «Угадай», «Расскажи о….», «Хорошо – плохо». | Закреплять определять базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т. ч. на иллюстрации, эмоционально. |
Циклограмма работы специалистов с ребёнком с ОВЗ
День недели | Учитель-дефектолог | Учитель - логопед | Педагог - психолог | Инструктор по ФК | Музыкальный руководитель |
Понедельник | Подгрупповое ФЭМП 08.45-09.15 Позн.р. 15.30-16.00 | - | 16.00-16.24 | - | |
Вторник | Подгрупповое ФЭМП 08.45-09.15 | Подгрупповое 08.45-09.15 | Подгрупповое 15.52-16.14 | - | 15.20-15.42 |
Среда | Подгрупповое ФЭМП 08.45-09.15 Позн.р. 15.30-16.00 | Индивидуальное занятие 09.45-10.00 | - | 16.30-17.00 | - |
Четверг | Индивидуальное занятие (ФЭМП) 09.00-09.15 Индивидуальное занятие (позн.р.) 16.45-17.00 | Подгрупповое 08.45-09.15 | Индивидуальное занятие 15.45-16.00 | 16.25-16.55 Секция «Юный олимпиец» | 15.20-15.42 |
Пятница | Индивидуальное занятие 09.15-09.30 | Подгрупповое 15.52-16.14 Индивидуальное занятие 16.30-16.45 | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...