Картотека игр по трудовому воспитанию детей трёх лет
картотека (младшая группа)
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.
Представленная мною картотека игр по трудовому воспитанию предназначена для детей первой младшей группы. Разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_trudovomu_vospitaniyu.docx | 350.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по трудовому воспитанию
детей трёх лет
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.
Представленная мною картотека игр по трудовому воспитанию предназначена для детей первой младшей группы. Разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями в индивидуальной работе с детьми.
№1 Игра: «Накроем стол для кукол».
Цель: формирование умения детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомство с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
Воспитание гуманных чувств и дружеских взаимоотношений.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
№2 Игра: «Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнение представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле
называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).
№3 Игра: «Кому это нужно?»
Цель: закрепление представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомство с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
№4 Игра: «Выбираем работу».
Цель: формирование элементарных представлений о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызов интереса к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
В космонавты мы пойдём
И работу выбирать.
И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над
головой.)
Вертолёты поведём.
№5 Игра: «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: формирование у детей представления о необходимости труда, расширение знаний о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
№6 Игра: «Поручение».
Цель: формирование умения детей убирать свои игрушки по местам; выполнять инструкцию воспитателя.
Ход игры:
В группу приезжает грузовик и привозит игрушки. (выгружает )
Воспитатель: Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок ( причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и т.д.)
Лиза возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик. Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. Молодцы ребята убрали все игрушки по местам, навели порядок в нашей группе.
Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.
№7 Игра: «Как игрушки убежали от Милаши».
Цель: воспитание у детей правильного отношения к хозяйственно- бытовому труду, интереса к нему, овладение необходимыми действиями.
Ход игры:
Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали. Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись бы, я стала бы их всегда убирать. Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно.
№8 Игра: «Научим Хрюшу умываться».
Цель: формирование умения детей мыть руки с мылом, насухо вытирать; активизация словаря существительными: мыло, пена, вода, полотенце; глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю.
Ход игры:
Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь, что надо сначала делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка бери мыло….
Буль- буль- буль журчит водица.
Все ребята любят мыться
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
№9 Игра: « Накорми куклу».
Цель: формирование умения детей держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой и говорить спасибо; развитие умения называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и.т.д, называть посуду.
Ход игры:
Необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда), картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной).
В гости к ребятам пришла кукла , она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом.
Ах, как много разных дел
Вот компотик закипел
А теперь для куклы нашей
Мы наварим сладкой каши.
Упражнение «Каша».
Это каша для Катюши-
(сложить руки перед собой ковшиком.)
Пар над кашей поднялся-
(потянуться руками вверх)
Где же каша?
(пожимать плечами)
Нету! Вся!
(покачать головой потом помахать руками).
№10 Д\И: «Учимся одеваться».
Цель: развитие трудовой деятельности детей, обучая порядку одевания и раздевания.
Ход игры:
Процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный.
Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Например: Воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Настя хорошо сделала! Она сняла шапку и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. И Ксюша, и Соня тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий.
Использовать худ слово:
Настя у нас зайчик
Зайчик-побегайчик!!!
Зайчик Настя скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряй
И на место убирай.
Воспитательль: «Все вы мои заиньки, все мои любимые! Зайчики меня не огорчают, вещи быстро собирают».
№11 Игра: «Волшебное зеркало».
Цель: формирование умения самостоятельно пользоваться расческой, и замечать непорядок в своем внешнем виде.
Ход игры:
Воспитатель заметив, что Ксюша не причесанная и обращается к ней: Ксюша, а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и всем помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове - попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться! Пойдем, заглянем в него! Ой, какая ты лохматая!
Давай скорей неси свою расческу.
Воспитатель причесывает и приговаривает:
Как у солнышка лучики горят!
Так у Ксюши волосики блестят!!!
Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!
№12 Игра: "Найди пару".
Цель: формирование умения ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
Ход игры:
Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама.
Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой н знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Воспитатель показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д. Далее воспитатель предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
№13 Игра: "Оденем кукол".
Цель: знакомство детей с разными видами застежек и способами застегивания. Формирование умения детей застегивать пуговицы, кнопки, молнии, липучки, крючки.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
№14 Игра: "Убери со стола"
Цель: формирование самостоятельных действий: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход занятия:
Воспитатель показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
№15 Дидактическая игра «Купаем куклу»
Цель: закрепление полученных навыков умывания в самостоятельных игровых действиях; развитие умения переносить полученные навыки в другие игровые действия.
Оборудование: ванночки, куклы- голыши, полотенца (салфетки), «мыло» (по количеству детей).
Ход игры:
На столах у детей стоят ванночки, рядом все необходимые атрибуты. У воспитателя на столе аналогичные предметы.
Воспитатель. Дети, вы научились мыть правильно ручки, научили этому куклу Катю. У вас есть свои куклы, которые тоже хотят быть чистыми. Давайте вспомним, что нужно сделать сначала?
Дети. Намочить тело куклы водой, взять мыло, намылить, смыть мыло водой, вытереть насухо полотенцем.
По мере называния воспитатель предлагает детям эти действия выполнить, показывая пример на своей кукле.
По окончании выполнения всех действий воспитатель предлагает желающим детям ещё раз искупать свою куклу.
№16 Дидактическая игра «Кукла Оля обедает"
Цели: закрепление представления об использовании предметов посуды; формирование обобщённого понятия посуда, первичных представлений о происхождении вещей; развитие игрового опыта, потребности в общении со взрослыми, доброжелательности к ним; привлечение к называнию знакомых слов, составлению предложения с ними по теме.
Оборудование: куклы, стол, стульчики по количеству кукол, тарелка, ложка, чашка, кастрюля, чайник.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей к куклам. Говорит от имени большой куклы.
Кукла. Рая, Машенька и Женя, мойте руки хорошо, не жалейте мыла! Дети подходят к крану с "водой", «намыливают» руки, «смывают» пену, «вытирают» насухо.
Я уж стол накрыла, всем поставила приборы, всем салфетки раздала.
Воспитатель. Дети, а что стоит на столе?
Дети отвечают.
Для чего нужны ложки?
Дети отвечают.
А для чего нужны салфетки?
Дети отвечают.
Давайте посадим кукол за стол и покормим их.
Кукла. Прекращайте разговоры - я вам супа налила.
Воспитатель. Что нужно, чтобы накормить кукол супом?
Дети. Кастрюля, в кастрюле варят суп, тарелка, в тарелку наливают суп, суп едят ложкой.
Воспитатель. Давайте покормим кукол супом, приговаривая: «Ешьте суп, он вкусный. Ешьте аккуратно!"
По окончании "еды" предлагает детям вытереть рот салфеткой.
А теперь можно пить компот. Компот налили в чайник. Алёна, возьми
чайник и "налей» в чашечки "компот".
Ребёнок выполняет.
Скажи, Наташа, что пьют куклы?
Ребенок. Они пьют компот.
Воспитатель. Из чего они пьют компот?
Дети. Они пьют компот из чашки.
Воспитатель. Молодцы, всё съели! Что нужно сказать?
Дети. Спасибо.
Воспитатель. А теперь нужно помыть посуду. Дети что мы будем мыть?
Дети. Посуду.
Воспитатель. У кукол опять будет красиво в комнате, все будет чисто и стоять на своих местах. Продолжается самостоятельная игра в игровом уголке.
№ 17 Дидактическая игра «Накормим куклу Машу»
Цель: закрепление полученных навыков поведения за столом, перенесения их в другую ситуацию.
Оборудование: кукла Маша; игровой стол и стулья; чайная посуда; приборы.
Ход игры:
Воспитатель привлекает внимание детей к покрытому красивой скатертью столику, просит детей поставить на стол всё необходимое: чайник, чашки с блюдцем, чайные ложечки, сахарницу, вазы с угощением. Воспитатель вносит куклу Машу, здоровается с детьми, от имени детей приглашает Машу за стол, дети предлагают Маше чай, различные угощения: баранки, печенье, пирожки, приготовленные из солёного теста. Воспитатель повторяет названия угощений, ласково приглашая куклу сесть за стол вместе с детьми.
Предлагает ребёнку налить чай в чашечки, положить сахар, размешать его и угощать куклу и детей. Дети вместе с куклой и воспитателем «пьют» чай, приговаривая: «Как вкусно!», «Угощайтесь, пожалуйста». По окончании чаепития кукла Маша благодарит детей за угощение, обещает прийти ещё.
№18 Дидактическая игра «У Танюшки день рождения»
Цель: закрепление полученных навыков поведения за столом в игровой ситуации, воспитание доброжелательного отношение друг к другу.
Оборудование: кукла Таня; сервированный стол с расставленными приборами; игрушки, которые приглашены на день рождения.
Ход игры:
Воспитатель от имени куклы Танечки приглашает детей на день рождения. Дети со своими игрушками от их имени здороваются с Танечкой, поздравляют ее с днём рождения и садятся за накрытый праздничный стол.
Танечка угощает детей конфетами, фруктами, чаем. Дети благодарят, выражают радость ("Как всё вкусно!"), просят подать что-либо или налить чай. В конце чаепития дети благодарят Танечку, а она приглашает всех гостей с ней потанцевать.
№19 Игра: «Поездка».
Цель: приобщение детей к порядку в группе.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей в увлекательное путешествие на поезде. Он ставит друг за другом 3—4 стульчика-вагончика и предлагает занять места в поезде. Дети
берут дополнительные стульчики, пристраивают их к уже поставленным, и вот — длинный поезд готов к путешествию. В это время воспитатель подбирает с пола различные игрушки и произносит: «Мишка, что ты грустишь? Ты хочешь на поезде прокатиться. И ты зайчик, и матрешка, и кукла Даша». Дети готовы помочь своим маленьким друзьям-игрушкам. Они быстро разбирают их и бережно усаживают на свои колени. «Ребята, — продолжает воспитатель, — в пути мы увидим много интересного и забавного. Посмотрите внимательно, хорошо ли будет видно вашим
маленьким друзьям: белочке, зайчику, Маше. Поинтересуйтесь у них. Если им ничего не видно, то посадите их поудобнее. Ну, а теперь — в путь!».
В «пути» воспитатель описывает детям 2—3 воображаемые картинки за окном: «Смотрите, смотрите! Вон два маленьких козленка дерутся, бодаются. А может быть играют. Забавно. А сейчас мы переезжаем речку, едем по длинному мосту. А по речке лодочка плывет. Вы видите? А теперь мы въехали в густой лес. Что вы здесь видите? А я вижу белочку. Она скачет по ветвям, хочет наш поезд догнать. Но куда ей. Мы быстро едем. До свидания, белочка. (Дети и воспитатель машут воображаемому персонажу рукой). Ну, а теперь мы возвращаемся домой. Приехали. Воспитатель предлагает детям выйти из вагончиков. «Вот мы и дома. Но что это? — восклицает педагог. — Дети, пока мы с вами путешествовали, у нас в группе кто-то побывал, все разбросал, раскидал. Ну и беспорядок! Кто бы это мог быть? Вы не знаете?». Дети осматриваются кругом. «Я догадалась, кто это, – продолжает воспитатель. — Это хитрые шалунишки. Если они появляются где-то, то это просто беда. Никакого житья от них не будет. Все всегда будет валяться, теряться, пачкаться. Вместе с ними жить невозможно! Надо скорее от них избавляться! Вы со мной согласны? Что же нам тогда надо делать с ними, вы не знаете?». Дети дают советы. Воспитатель внимательно их выслушивает и вдруг радостно восклицает: «Вспомнила! Когда я была маленькой, моя бабушка рассказывала мне про хитрых шалунишек и про то, как от них избавиться. Шалунишки не любят порядок и чистоту. И если все быстро убрать по местам, они мгновенно исчезнут. Прогоним шалунишек? Конечно.
Итак, начали!».
Дети разбегаются по групповой комнате и начитают наводить порядок.
Воспитатель им помогает. Поддерживать интерес и темп уборки он может с помощью:
— рифмовок («Мы игрушки убираем, шалунишек прогоняем, шалунишки никогда не воротятся сюда» и т. п.);
— обращений к детям («Внимательнее ищите следы шалунишек. Где непорядок, значит, там поселились I шалунишки». «Мне кажется, один из шалунишек прячется среди книг, так они все разбросаны» и т. п.);
— поощрений («Ай-да, Миша! Ай-да, молодец! В таком порядке кубики укладывает. Теперь я уверена, что сюда ни один шалунишка и носа не покажет». «Таня, какая ты умница! Я бы никогда не догадалась под кукольную кроватку заглянуть. А там оказались тарелки, ложки и даже платье кукольное? Ну, а теперь здесь полный порядок!»).
После уборки игрушек воспитатель и дети удовлетворенно оглядывают свою группу. Воспитатель подводит итог проделанной работы: «Вот теперь — совсем другое дело! Если бы не вы, то никогда нам от хитрых шалунишек не избавиться. А теперь я уверена, что вы не пустите их к нам. Я права?» В последующем воспитатель может обращаться к образу «шалунишек» (но уже как напоминанию о них): «А вам не кажется, что на кухне у кукол шалунишки резвились? Кто хочет их прогнать оттуда? Кто уберет там?».
№20 Игра «Парикмахерская».
Программные задачи:
Закреплять представления детей о работе парикмахера, о правилах поведения в парикмахерской;
создать игровую обстановку;
формировать дружеские взаимоотношения в игре;
вызвать интерес и уважение к профессии парикмахера.
Оборудование: расчески, заколки, резинки, стол, стул, зеркало, ножницы.
Ход игры.
Дети, кто из вас был в парикмахерской? Что вы там видели? Что там делают люди? Кто там главный?
Давайте, мы сейчас с вами отправимся в парикмахерскую.
Это «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла,
Зал большой,
Но видно, даже
Лучше, чем у вас в трельяже.
Я сейчас буду парикмахером, а вы клиентами.
(заходит первый клиент)
-Что желаете?
-Прическу.
-Какую?
(ребенок отвечает, воспитатель делает прическу, заходит следующий клиент
и т. д.)
А сейчас парикмахером будет Настя.
Вот и первый клиент.
-Что желаете?
Кукла Маша говорит, что ей нужна красивая прическа, т. к. она идет на день рождения.
(парикмахер причесывает, делает прическу)
Следующий клиент.
Даня просит его подстричь
(парикмахер подстригает)
Даня говорит спасибо.
Теперь парикмахером будет Лиза. Заходит первый посетитель (Кто - то из детей. Парикмахер причесывает.)
Игра продолжается.
Дети, нам пора возвращаться. Вам понравилось в парикмахерской? А что именно понравилось? Теперь вы знаете, что делают в парикмахерской и для чего туда ходят взрослые и дети.
№21 Игра: «Мы моем свои расчески».
Цель: воспитание у детей навыка пользования своей расческой и ухода за ней. Подготовка к игре. Накрыть столы клеенкой, поставить тазики с водой для каждого ребенка, мыло в мыльницах, индивидуальные салфетки для протирания расчесок, приготовить белый накрахмаленный халат для мишки.
Ход игры:
Дети садятся на стулья, расставленные полукругом. Обращаясь к ним, воспитатель говорит:
– Ребята, не знаете ли вы, где наш Мишутка? Он всегда сидел с другими куклами, а теперь ушел куда-то.
Воспитатель дает детям возможность посмотреть, поискать его. Сам выходит за дверь и быстро возвращается с Мишуткой, одетым в белый халат. В ведерке у него щеточки для чистки расчесок.
– Заходи; Мишутка, мы тебе рады, – говорит воспитатель.
Мишутка здоровается, дети отвечают, разглядывая его. Затем Мишутка обращается к детям:
– Я был в умывальной комнате, посмотрел на ваши расчески. У многих они грязные, вот и пришел сказать, что их нужно мыть.
– Вот видите, дети, причесывать волосы вы умеете, а мыть расчески – нет.
Покажи нам, пожалуйста, Мишутка, как это надо делать.
– С удовольствием! Но для этого нужно, чтобы каждый принес свою расческу.
Воспитатель предлагает детям пойти в умывальную комнату, каждому взять свою расческу. Дети подходят к столам, составленным в длину, на которых стоят тазики, и останавливаются возле них. Воспитатель с «помощью» Мишутки показывает, как надо мыть расческу, как вытирать ее бумажной салфеткой. Все дети принимаются мать расчески: моют намыленной щеткой между зубьями, полощут и вытирают. Мишутка проверяет, хорошо ли вымыто, помогает тем, кто затрудняется. Затем все кладут свои расчески в кармашки. Благодарят Мишутку за помощь. Мишутка прощается и уходит.
№22 Игра: «Идем в больницу».
Цель: закрепление представления о профессии врача; формирование умения детей принимать на себя роль доктора, выполнять соответствующие игровые действия, называть и использовать в игре медицинские инструменты; формирование внимательное отношение к заболевшему.
Материал: куклы, наборы доктора детские.
Ход игры:
- Ребята, послушайте, кажется в группе кто-то плачет. Посмотрите, это же кукла Катя играла и поранила руку. Надо что-то делать.
- Надо позвать доктора.
- Правильно, сейчас я надену белый халат. Я - доктор и буду лечить Катю. Вот здесь у меня будет больница, приготовлю бинт, лекарства. Давай я посмотрю твою рану. Сейчас я помажу рану зеленкой, а потом забинтую.
Будет совсем не больно. Ну вот, теперь, Катя, ты можешь идти домой и больше не играй острыми предметами. А я буду принимать других больных.
Ребенок - роль мамы (папы, куклы).
- Здравствуйте, что болит у вашей дочки?
- У нее высокая температура.
- Поставьте градусник, измерим температуру. Да, температура высокая. Давай посмотрим горлышко, открой ротик. Горлышко красное. Сейчас я возьму фонендоскоп и послушаю вашу дочку. У вашей дочки ангина. Я выпишу вам таблетки, будете давать утром и вечером по одной и обязательно пить горячий чай с лимоном.
- До свидания.
- Следующий.
В роли больного выступает ребенок.
- Здравствуйте, больной, что у вас болит?
- У меня болит голова.
- Выпейте таблетку и вам станет легче. Идите домой и ложитесь отдыхать.
- До свидания.
- Ой, звонит телефон, надо принять вызов. Алло, доктор слушает, что у вас случилось? Сейчас приедет скорая помощь.
- Я уезжаю к больному, принимать больных будет другой доктор. Лена, давай ты будешь доктором.
Игра продолжае
тся с участием детей.
№23 Игра: «Оденем куклу Катю на прогулку»
Цель: уточнение представления детей об одежде, назначений вещей, формирование умения правильно называть одежду, ее части: рукав, пуговица, запоминание последовательности одевания на прогулку.
Оборудование: кукла, вещи (колготки, ботинки, штаны, кофта, куртка,
шапка)
Ход игры:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришла в гости кукла Катя(на стульчике сидит куколка).
Вот красивая игрушка –
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
- Давайте поздороваемся к куклой Катей (здоровается с каждым ребенком, спрашивает как зовут).
Рассматриваем куклу
- Какая кукла Катя? (красивая, большая)
Приветствие куклы(знакомство)
Кукла:- Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть! Смотрите я к вам пришла не с пустыми руками. Что это ?( коробка)
-Какая коробка, каким цветом? (большая, красным цветом)
-Давайте посмотрим, что в коробочке лежит. Посмотри (Денис)!
Исследуем вещи в коробочке.
-Что это? (ребенок достал пальто куклы) Давайте рассмотрим, возьмите в руки (дети называют вещь, щупают пальто называют качества)
Воспитатель предлагает детям самим, по очереди ,доставать вещи из коробочки, называя ее качества, детали)
-Давайте теперь поочередно оденем куколку, «На, Катя колготочки», они тепленькие.
(Маша) одень куколке кофточку, какая она? (толстая, у нее есть пуговки).
- Посмотри, какие красивые штанишки.
Постепенно одеваем куклу, называя каждую вещь и ее предназначение.
Воспитатель:
- Ребята посмотрите в окно. Дует ветер. Холодно на улице.
Физкультминутка «Ветер» 2-3 раза:
Ветер дует нам в лицо (Дети ладошками машут возле лица)
Закачалось деревцо (Руки вверх, махи влево- вправо)
Ветер тише, тише, тише (Руки опускаем потихоньку вниз)
Деревце все выше, выше (Руки поднимаем вверх)
-Какие вы молодцы ребята, посмотрите, куколка наша готова на прогулку.
Мы ее очень тепло одели, теперь она не замерзнет и не заболеет.
- Ребята, что мы сначала одели кукле Кате на улицу? (колготки, кофту,
штанишки, ботиночки, куртку, шапочку).
Одели куклу на прогулку, ну а теперь и мы с вами пойдем одеваться на улицу, а Катя посидит у нас в раздевалке и посмотрит, как вы будете последовательно одеваться.
№24 Игра: «Катя проснулась»
Программное содержание: через игру воспитывать у детей культурногигиенические навыки: умывание (ОТКРЫВАТЬ КРАН, НАМЫЛИВАТЬ
РУКИ МЫЛОМ, МЫТЬ РУКИ, ОТЖИМАТЬ ВОДУ С РУК).Учить вытирать
руки полотенцем.
Оборудование: В игровом уголке создана игровая ситуация. Кукла спит в кроватке. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик)
Ход игры:
Дети с воспитателем заходят в группу. Воспитатель спрашивает, обращаясь к детям: «Интересно, где же наша кукла. Мы с вами успели поиграть, сделать зарядку, помыть руки, позавтракать, а куклу что-то не видать. Она, наверное где-то спит. Пойдемте тихонько ее разбудим. (Подходят к кроватке) Давайте разбудим ее, скажем: Куколка, вставай. Смотрите, проснулась.
Куколка проснулась.
Сладко потянулась,
Полежала, полежала
Да и улыбнулась.
Сердце бьется шибко.
Ах, ты, моя рыбка!
До чего же дорога
Мне твоя улыбка!
Скажем кукле» «С добрым утром!»
Я возьму куклу, а ты, Наташа, заправь постель, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Молодец, Наташа! Вот теперь постель заправлена.
Спасибо. Молодец!
Ну, что же, а теперь надо помочь кукле умыться. Давайте, сядем на стулья и покажем, как надо умываться.
Сначала нужно открыть кран. Иди, Артем, открой кран. Спасибо!
Знаем, знаем, да, да, да,
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Послушала кукла, как бежит водичка, а потом попросила:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели.
Хотела кукла взять мыло, да она еще маленькая, не достала. Иди, Саша, помоги, подай ей мыло. Что ты дала кукле? Но куколка не умеет еще мыть руки с мылом. Сейчас тебе ребятки покажут, как они умеют мыть руки.
Возьмут они мыло (кирпичик) в руки, намылят, положат мыло, и будут смывать ручки. Ладошка об ладошку, и между пальчиками. (Дети вместе с воспитателей показывают кукле, как надо мыть руки)
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
А теперь, чтобы водичка не текла с рук на пол, надо сложить ручки в замочек. Покажите как. Ну вот, теперь я намылю кукле ручки и смою мыло.
А теперь надо вытереть руки полотенцем. Иди, Никита, принеси полотенце.
Вот я сейчас ей сухо вытру лицо и руки. Положу на обе руки полотенце и вытру лицо.
Ну вот, и умылась наша кукла. Посмотрись в зеркало.
Зеркало любит чистые лица,
Зеркало скажет: «Надо умыться!»
Ну что же, а теперь, когда кукла чистая, давайте напоим ее чаем.
№25 Игра: «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Цель: формирование умения выполнять в игре два-три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т. д.), закрепление порядка раздевания.
Оборудование. Куклы (2—3), одетые на прогулку, шкаф для кукольной одежды.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.
Развязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
(3. Александрова. «Катя в яслях».)
Куда надо положить шарфик? (На полку в шкаф.) Правильно. Вещи надо убирать. Не придется их искать.
(А. Барто. «Маша-растеряша».)
А сейчас что мы поможем снять нашим дочкам? (Шубу.)
Моя Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.
Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.
Куда мы повесим шубу? (В шкаф.)
Что мы еще не сняли? (Сапожки.) У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (Большие, синие.) Куда мы поставим сапожки? (В шкаф.)
Снимем с ножки Новые сапожки.
Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (Нет.) Что еще надо снять? (Рейтузы.) У моей Кати маленькие, красные рейтузы, а у твоей дочки какие? (Большие, синие.) Куда надо положить рейтузы? (На полочку, в шкаф.) Всё, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалии!
Вот они — сандалики
У нашей Кати-крошки.
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
№26 Игра: «Стирка кукольного белья».
Программное содержание:
1. Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
3. Упражнять в названии предметов одежды.
Оборудование: Ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель), стиральная доска, утюг; кукольное белье; стойка для развешивания белья; гладильная доска.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, тазы. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу».
Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазах — главное, чтобы дети находились рядом.
Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (Нельзя, потому что не принесли воды.) Какая нам нужна вода? (Теплая.) Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в тазы)».
Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельные тазики.
Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка» (перевод с польского Н. Найденовой, муз. Ф. Лещинской):
У меня большая стирка,
Мне белье стирать не лень.
Я в лоханку лью водицу
И стираю целый день.
В мыльной пене, в мыльной пене
Станет чистым все белье.
Постираю и поглажу
Даже платьице свое.
Если, Катя, ты захочешь, постираю и твое.
По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую холодную, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда бель выстирано,
выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого.
После того как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье. В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки привыкли к порядку».
Игру можно повторить два-три раза с различными детьми. Воспитатель
поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.
№27 Сюжетно-ролевая игра «Профессии».
Программное содержание:
Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Предварительная работа:
Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии».
Чтение художественной литературы: потешки, песенки, русские народные сказки «Колобок», А.Барто, «Айболит» К.Чуковского, «Мойдодыр»; Пальчиковые игры, словесная игра «Назови , какая профессия у человека»;
Ход игры:
Воспитатель: дети скажите кто это? Показываю картинки Врач, повар и т.д. (Ответы детей.)
Воспитатель: вы хотите поехать на экскурсию? Полетим на самолёте.
п\и-«Самолёты».
Заводите моторы – д-д-д.
Полетели самолеты!
Звучит музыка, дети летят и поют:
Самолет летит, самолет гудит,
Приземлился и молчит.
Воспитатель:
Вот мы и прилетели. Здесь у нас «Магазин». Продавцы товары знают! Дети
называют товары. А вот здесь у нас «Салон красоты». Мастер сделает прическу,
Феном, щеткой и расческой/ Пышно локоны завьет, Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Он изменит внешний вид! (действия воспитатель под текст показывает)
Воспитатель:
Посмотрите, а здесь больница.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач!
Воспитатель: предлагает самостоятельно детям выбрать игру и поиграть с атрибутами. Педагог руководит игрой.
Строим кроватки, стул, кран для мытья рук, накрываем стол. Доктор, парикмахер и продавец идут на свою работу. А остальные ребятки заботятся о своих детках. (Помогаю развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогаю реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.)
Проходит определенное время игры.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, парикмахерская, магазин. Все убираем на место.
Воспитатель: и нам пора возвращаться в группу.
п\и-«Самолёты»
Все ребятки справились, скажите, кем сегодня ты был, Ваня? Как ты заботился о своем сыночке? Куда с ним ходил? Даша, а ты чем кормила свою дочку? Юля, на какую кроватку ты спать положила доченьку? Каким доктором был Кирилл? Парикмахер? Продавец?
Воспитатель: Молодцы, сегодня все были добрыми, внимательными, заботливыми.
№28 Игра: «Наводим чистоту в комнате»
Цель: формирование представления о предметах помощниках и уборке комнаты, формирование умения выполнять элементарные трудовые поручения.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям: «Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принеси-ка нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и – готово! Посмотрите вокруг – чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы – старались. Теперь отдыхайте, труженики».
№29 Дидактическая игра «Мой шкафчик»
Программное содержание: Закрепить представления детей о расположении вещей в шкафчике в детском саду; Расширять и активизировать словарь по теме «одежда»; учить детей ориентироваться в своем шкафу (верхняя полка, средняя полка, нижняя полка) ;
Ход игры:
1 вариант: детям предлагаются предметы одежды, обуви, которые они должны разложить на свои места. Воспитатель говорит, что кукла Таня не знает, куда, что складывать и просит детей ей помочь.
2. вариант: при раскладывании одежды и обуви дети называют, на какую полку что нужно складывать, кроме того повторяется порядок одевания и раздевания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста
Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....
Картотека игр по трудовому воспитанию детей трёх лет
Картотека по трудовому воспитанию для детей трёх лет. Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой ...
картотека игр по трудовому воспитанию детей
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников...
Картотека игр по трудовому воспитанию (детей 3-4 лет)
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников....
Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"
laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...
Картотека игр по трудовому воспитанию детей.
Картотека игр по трудовому воспитанию детей....
Картотека алгоритмов по трудовому воспитанию детей раннего возраста.
Картотека алгоритмов по трудовому воспитанию детей раннего возраста....