Этюду по театрализованной деятельности
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Театральные этюды для детей дошкольного возраста
Старшая группа
Этюды на выражение различных эмоций
«Разное настроение»
Капризуля, мальчик Марк,
Не унять его никак.
Улыбнется он на миг,
Засияет солнца лик.
(Н. Померанцева)
Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.
Выразительные движения: 1 - 4-й такты - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.
5 - 8-й такты - хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.
Во время игры звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля, мальчик Марк».
В игре используется музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караева «Сцена грозы» (отрывок), венгерская народная мелодия
«Прогулка»
Летний день. Дети гуляют (этюд «Хорошее настроение»). Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, начинается гроза (этюд «Гроза»). Гроза быстро прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам (этюд «После дождя»).
«Потерялся»
Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился (этюд «Удивление»), а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки, брата, сестры) нигде нет. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья), выходит и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент отчаяния»). Родители тоже ищут мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «Хорошее настроение»).
«Змей-Горыныч»
Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город Стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т. д.). Стражник обходит город. Налетает Змей-Горыныч. (Звучит музыка П. Чайковского «Баба-яга»). Он смертельно ранит Стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей-Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей-Горыныч унес царевну, бессильно падает. Иван-царевич берет меч и идет сражаться со Змеем-Горынычем (этюд «Битва». Звучит музыка Б. Хоффера «Битва»). Борется и побеждает его. Как только Змей-Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.
«Три подружки»
Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы наказали им строго-настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить.
Но Мурка, гоняясь за птичкой (этюд «Кузнечик»), зацепилась за пенек и разорвала платье, а Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже (этюд «Лентяй»). Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача. Что-то будет? Что скажут мамы (этюд «Остров плакс»)?
Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились (этюд «Удивление»), рассердились и хотели их наказать (этюд «Провинившийся»). Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили ее!
Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения
«Что там происходит?»
Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка.
«Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась.
Выразительные движения: Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза.
Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Не будем скучать
Педагог предлагает детям перечислить различные занятия, например они называют рассматривание рисунков, отгадывание загадок, игру на детских музыкальных инструментах, чтение стихов и тому подобное.
По указанию педагога быстро переходят от одного названного вида деятельности к другому. Следует обращать их внимание на то, чтобы переходы были настоящим переключением внимания с одного действия на другое.
Будь внимателен
Детям предлагают в короткий срок заметить как можно больше подробностей в чьем либо костюме, в картинке и т.д. такая задача требует большого напряжения внимания, и в этом заключается ее смысл.
Упражнение на развитие воображения
Оживи предмет
Педагог предлагает детям представить, что книга, чаша, швабра и т.д. – живые предметы, с которыми можно общаться.
-О чем можно их спросить? Что они могли бы ответить?
Фантазеры
Ребенок произносит фразу, имеющую определенную эмоциональную окрашенность: выражавшую радость, печаль, испуг, восторг.
Остальные дети, используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в заданном настроении.
Этюды на выражение страха
«Страх»
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? За время этюда звучит музыка Н. Мясковского «Тревожная колыбельная».
Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.
Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
«Момент отчаяния»
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти. Звучит музыка HL Лысенко «Момент отчаяния» (отрывок).
Выразительные движения: Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
Этюды на выражение удовольствия и радости
«Карлсон»
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом - у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком! (М. Танин)
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой - какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения: 1. Надуть щеки. 2. Улыбаться.
«Я - грозный боец»
Мальчик чувствует себя сильным и храбрым. Он, пока звучит музыка Г. Шумана «Марш», марширует по залу, воображая себя грозным бойцом:
Вот пегий мой конь,
Вот сабля моя,
И открыть я огонь
Могу из ружья.
Я - грозный боец,
И очень силен,
И, как взрослый храбрец,
В боях закалён. (Я. Карпов)
«Два клоуна»
Под музыку В. Адигезалова «Мне очень весело» два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.
Выразительные движения: Голова откинута, рот широко раскрыт, губы растянуты улыбкой, брови приподняты, глаза слегка прищурены.
«Негаданная радость»
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения: 1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться. 2. Смех, потирают руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
«Хорошее настроение»
Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты, - сказала она.- Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения:
Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.
Мимика:Улыбка.
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».
Этюды на расслабление мышц
«Конкурс лентяев»
Ведущий читает стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев»:
Хоть и жарко, Сладко спит
Хоть и зной, В норе прохладной.
Занят весь Лежебока видит сон,
Народ лесной. Будто делом занят он.
Лишь барсук - На заре и на закате
Лентяй изрядный Все не слезть ему с кровати.
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит музыка Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.
«Фея сна»
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная» К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке - это фея сна (мальчик - волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.
«Факиры»
Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.
«Заколдованный ребёнок»
Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверх
«Сколько звуков»
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
«Вот он какой!»
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
«Спать хочется»
Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.
Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского «Тихая ночь».
Выразительные движения: Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Пошла Маня на базар
Ведущая:
Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар.
Ребенок:
Родной матушке – платок,
Посередочке цветок.
Братьям - соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам – лебедицам –
Да по белым рукавицам.
(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят).
Ерема
Ребенок:
Ерема, Ерема,
Сидел бы ты дома.
Строгал бы ты стружки –
Ребячьи игрушки.
Твоя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочку клала!
(Ребенок выполняет движения, согласуя их с текстом потешки).
«Штанга»
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
«Каждый спит»
В зал входит ведущий и видит...
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот, как вкопанный, сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
(В. Л. Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
«Винт»
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).
Этюды на выражение страдания и печали
«Я так устал»
Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:
Я так устал,
Я очень устал.
Звучит музыка Д. Г. Тюрка «Я так устал».
Выразительные движения: Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены.
«Золушка»
В зале звучит музыка М. Воловаца «Золушка и принц» (отрывок). Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку.
Выразительные движения: Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка.
«Остров плакс»
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.
Во время этюда звучит музыка Д. Кабалевского «Плакса».
Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этюды для музыкально-театрализованной деятельности
Цель: учить детей слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, т.е. через ритмопластику; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать эмоци...
«Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов»
«Акт "Активизация театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмических игр и этюдов»....
Методическая разработка:"Мимические и пантомимические этюды в театрализованной деятельности дошкольников".
Цель:выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.Знакомство детей с элементами выразительных движений:мимикой,жестом,позой,той или иной походкой....
«Практикум по организации театрализованной деятельности» Этюды М. И. Чистяковой
laquo;Практикум по организации театрализованной деятельности» Этюды М. И. Чистяковой...
Картотека этюдов (*театрализованная деятельность в ДОУ)
Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов....
Этюды в стихах для театрализованной деятельности
Малоподвижные игры...